Президент Владимир Зеленский ввел в действие решения Совета национальной безопасности и обороны (СНБО), касающиеся кибербезопасности страны. Во-первых, президент поручил Кабмину в кратчайшие сроки озаботиться созданием кибервойск в составе Министерства обороны (МО), для чего нужно будет в двухмесячный срок подготовить и внести в Верховную Раду (ВР) соответствующий законопроект. Во-вторых, Зеленский утвердит Стратегию кибербезопасности. Предыдущий вариант Стратегии подписывал в 2016 году пятый президент Петр Порошенко. Выполнение того документа в новом было подвержено критике.
Об этом KV стало известно из соответствующих указов президента Владимира Зеленского, опубликованных на сайте официального интернет-представительства президента.
Указом №446/2021 вводится в действие решение СНБО от 14 мая 2021 года, в котором говорится:
“Безотлагательно с целью создания в системе Министерства обороны Украины кибервойск и приобретения ими соответствующих возможностей осуществить расчеты потребностей в:
-
объеме материально-технических и финансовых ресурсов, необходимых для создания и обеспечения надлежащего функционирования кибервойск;
-
комплектовании личного состава кибервойск с учетом оптимального соотношения военнослужащих, работников Министерства обороны Украины, а также зачисленных в запас, резервистов и других категорий лиц”.
В том же документе по результатам проведенных расчетов Кабмину предписывается в двухмесячный срок разработать и внести на рассмотрение ВР законопроект по созданию и функционированию кибервойск в системе МО.
Президентский указ №447/2021 вводит в действие решение СНБО от 14 мая с.г. о Стратегии кибербезопасности Украины. Этим же указом Зеленский утвердил новую Стратегию кибербезопасности – взамен утвержденной в 2016 году указом пятого президента Петра Порошенко.
Решение СНБО от 14 мая предписывает Национальному координационному центру кибербезопасности в двухмесячный срок разработать и представить на рассмотрение Совбеза план реализации новой стратегии. Кабмин, в свою очередь, будет этот планы выполнять, каждые полгода отчитываясь о проделанной работе.
Отметим, что предыдущая Стратегия кибербезопасности, помимо прочего, основывалась на реализации Стратегии нацбезопасности на период до 2020 года. Соответственно, первый документ должен был быть обновлен еще в прошлом году, когда был обновлен второй.
Читайте: Зеленский утвердил Стратегию национальной безопасности
Касаясь выполнения задач, поставленных в Стратегии кибербезопасности Порошенко (2016 года), в тексте обновленной Стратегии констатируется, что “были приложены усилия к становлению и развитию национальной системы кибербезопасности”, перечисляются эти законодательные и институциональные усилия и говорится, что “утверждение в 2016 году Стратегии кибербезопасности Украины стало важным шагом во внедрении подходов долгосрочного планирования в этой сфере”.
“В то же время деятельность субъектов национальной системы кибербезопасности остается недостаточно скоординированной и такой, что направлена на выполнение только текущих задач. По результатам экспертных оценок, состояние реализации Стратегии кибербезопасности Украины, утвержденной Указом Президента Украины от 15 марта 2016 № 96, по определенным показателям не превышает 40 процентов. Нерешенными остались вопросы оперативного обмена информацией о киберугрозах, эффективной системы подготовки кадров и действенной модели государственно-частного партнерства. Недостаточны организация и проведение научных исследований в области кибербезопасности”, – говорится в Стратегии Зеленского.
В ней “неудовлетворительным” назван уровень планирования мер по реализации предыдущей Стратегии, их реализация – иногда не отвечающей поставленным стратегическим задачам при отсутствии четких индикаторов выполнения Стратегии, что “усложнило процесс оценки ее результативности и выделение незавершенных задач”.
Среди таких, не выполненных, но “чрезвычайно важных для развития национальной системы кибербезопасности задач” названы таковые:
-
не сформирован перечень объектов критической информационной инфраструктуры;
-
не создана модель государственно-частного партнерства;
-
развитие цифровой грамотности осуществлялось без четкой программы;
-
киберучения проводились эпизодически.
Читайте: Более полутора сотен угроз нейтрализовали сотрудники кибербезопасности столичной СБУ в 2020 году
В новой Стратегии, в частности, определено, что приоритетами обеспечения кибербезопасности Украины является обеспечение безопасности киберпространства для защиты суверенитета государства и развития общества; защита прав, свобод и законных интересов граждан в киберпространстве; европейская и евроатлантическая интеграция в сфере кибербезопасности.
Согласно документа, Украина в сотрудничестве с субъектами частного сектора, академическим сообществом и общественностью обеспечит усиление национальной киберготовности и киберзащиты.
Также будут проведены научные исследования в области кибербезопасности, реформирована система подготовки и повышения квалификации кадров, а также развернуты учебные программы, курсы, тренинги по кибернавыкам.
Усилия будут направлены на обеспечение надежности и безопасности цифровых услуг.
Многостраничная стратегия подробно определяет цели и механизмы их достижения.
Авторы документа пишут, что удельный вес киберугроз растет, и эта тенденция по мере развития информационных технологий и искусственного интеллекта в ближайшее десятилетие будет усиливаться.
Соответственно, рост такого влияния на функционирование структур управления как национальных, так и транснациональных формирует новую ситуацию безопасности, а между мировыми центрами силы происходит разделение сфер влияния в киберпространстве, усиливается их стремление за счет такого разделения обеспечить реализацию собственных геополитических интересов.
“Киберпространство вместе с другими физическими пространствами признано одним из возможных театров военных действий. Набирает силу тенденция по созданию кибервойск, в задачи которых входит не только обеспечение защиты критической информационной инфраструктуры от кибератак, но и проведение превентивных наступательных операций в киберпространстве, включающий вывода из строя критически важных объектов инфраструктуры противника путем разрушения информационных систем, которые управляют такими объектами. (…) Российская Федерация остается одним из основных источников угроз национальной и международной кибербезопасности”, – сказано в стратегическом документе.
В нем также обращается внимание на то, что пандемия COVID-19 “будет иметь долговременное влияние на мировой порядок, усиливая роль электронных коммуникаций в повседневном общении и работе, что повышает степень уязвимости процессов обработки информации, в частности персональных данных. Это требует обеспечения надлежащего уровня их защищенности и заставляет государство и бизнес внедрять дополнительные механизмы и меры относительно надлежащего функционирования и защиты всех необходимых для жизнедеятельности информационных ресурсов и систем”.
Читайте: Киевсовет решил отказаться от российского программного обеспечения
Фото: “Українські новини”