Горящие торфяники Киевщины в этом году стали настоящим бедствием не только для обитателей пригорода, но и для жителей столицы. Почему же в этом году ситуация как никогда острая, попытались выяснить журналисты. Кроме стандартных версий возникновения торфяных пожаров, появилось еще несколько – неприятно неожиданных…
Об этом KV стало известно из сюжете программы “ТСН.Тиждень”.
На вид, торфяник – обычная земля. Но ее называют горючей, поскольку температура пожара в ее нижних слоях достигает тысячи градусов. Побороть пожар можно единственным способом – найти эпицентр, окопать глубокими канавами и пустить по ним реку. А поливание из шлангов горящего торфяника – это выбрасывание денег на ветер, поскольку для сгорания торфа не нужен доступ воздуха, а когда влажность падает до 40%, они загораются самостоятельно.
Между тем, одновременное возгорание торфяников в 19 местах вызывает подозрение, что торф горит не из-за природных условий. Самой банальной из нескольких возможных версий возгорания – селяне уничтожают бурьян, а огонь перекидывается на залежи торфа. Однако, среди версий горения торфяных месторождений есть варианты намного интереснее…
Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Facebook
Одна из возможных причин, почему ГоСЧС никак не преодолеет постоянного горения торфяников – деньги. В среднем, выезд одной пожарной машины обходится в полторы тысячи гривен. Торфяники под Киевом тушат десятки бригад неделями и месяцами. Тушить торф выгодно, поскольку можно списать огромные суммы и никто никогда не подсчитает точных расходов. “Никто не считает площадь пожара, интенсивность пожара, это все можно написать и никакая проверка не проверит”, – пояснил эколог Владимир Борейко.
Однако, журналисты предполагают, что тушение гектаров пересушенных болот может быть и невыгодным для чиновников, которые имеют возможность обогатиться на освобожденных от полезных ископаемых территориях.
На этой неделе горело около сорока очагов в Киево-Святошинском, Ирпенском, Гостомельском и Вышгородском районах под Киевом, где земля стоит в среднем 2-3 тысячи долларов за сотку. Это сотни миллионов долларов доходов для коррумпированных земельных чиновников – от глав сельсоветов до центрального аппарата.
А тем временем, есть несколько вариантов решения проблемы. Один из них – добыча и переработка торфа, из которого получают топливо, сырье для спиртовых, химических и текстильных заводов, удобрение для растений, утеплитель для жилья. И наиболее экологичный вариант – возвращение пересушенных болот в естественное состояние, чем сейчас активно занимаются европейцы, – говорится в сюжете.
Однако, в госаппарате не спешат решать проблему, от которой задыхаются и живут под угрозой серьезных заболеваний тысячи украинцев. Несмотря на экологический опыт многих европейских стран, в Минэкологии считают, для таких радикальных решений как заводнение торфяников еще рано. В ведомстве ссылаются на необходимость экологических экспертиз и экспертных расчетов. А тем временем, над украинцами продолжает нависать проблема духоты, смога и болезней из-за горения торфа.