Верховная Рада (ВР) приняла закон о государственном бюджете на 2021 год. Те, кто поддержал документ, настаивали на необходимости избежать “бюджетного хаоса” даже если показатели бюджета не вызывают оптимизма. Критики, не поддержавшие предложенную Минфином смету, упрекали правительство в том, что оно сверстало главный финансовый документ страны на следующие 12 месяцев так, что это скорее казна власти и лично президента, а не общегосударственная смета как социально ориентированный бюджет.
Об этом KV стало известно в ходе пленарного заседания ВР 15 декабря 2020 года.
Законопроект №4000 “О государственном бюджете Украины на 2021 год” во втором чтении поддержали 290 народных депутатов, а в целом – 289 (против – 38, воздержались – 16, не голосовали – 23).
Результаты голосования за №4000 в целом по фракциям:
-
“Слуга народа”: за – 225, против – 0, воздержались – 1, не голосовали – 3 (всего во фракции 246 депутатов);
-
“Оппозиционная платформа – За жизнь”: за – 0, против – 11, воздержались – 2, не голосовали – 16 (всего во фракции 44 депутата);
-
“Европейская солидарность”: за – 0, против – 25, воздержались – 0, не голосовали – 2 (всего во фракции 27 депутатов);
-
ВО “Батькивщина”: за – 12, против – 0, воздержались – 0, не голосовали – 0 (всего во фракции 24 депутата);
-
“За майбутне”: за – 21, против – 0, воздержались – 0, не голосовали – 1 (всего в группе 24 депутата);
-
“Довира”: за – 20, против – 0, воздержались – 0, не голосовали – 0 (всего в группе 20 депутатов);
-
“Голос”: за – 0, против – 1, воздержались – 13, не голосовали – 0 (всего во фракции 20 депутатов);
-
внефракционные: за – 11, против – 1, воздержались – 0, не голосовали – 1 (внефракционных депутатов 18).
Представляя окончательно доработанный проект госбюджета-2021 (с учетом всех предложенных народными депутатами правками и выводами бюджетного комитета), министр финансов Сергей Марченко сообщил, что при подготовке ко второму чтению Кабмин Дениса Шмыгаля рассмотрел депутатские предложения – более 2,5 тыс. правок – и учел парламентских предложений по распределению расходов и доходов на сумму около 14 млрд гривен.
Марченко также озвучил ключевые параметры в итоговом, вынесенном на второе чтение документе. Напомним, доходы государственного бюджета в 2021 году правительство ожидает в сумме 1 трлн 92 млрд 83 млн 254,3 тыс. гривен. Это на 112 млрд 536 млн 202,3 тыс. гривен больше, чем доходная часть бюджета 2020 года. Расходы государственной казны в следующем году планируются в размере 1 трлн 328 млрд 201 млн 570,2 тыс. гривен, что на 58 млрд 64 млн 469,9 тыс. гривен скромнее показателя текущего года.
С учетом предоставления и возвращения кредитов в бюджет его доходы составят 1 трлн 100 млрд 668 млн 363,2 тыс. гривен, а расходы – 1 трлн 347 млрд 303 млн 863,2 тыс. гривен. Отметим, между первым и вторым чтением Кабмин несколько увеличил размер доходов, а расходы, напротив, сократил. Предельный объем дефицита госбюджета составит 246 млрд 635 млн 500 тыс. гривен. (Для сравнения: заложенный в проект бюджета 2020 года предельный дефицит должен составлять 298 млрд 404 млн 307,9 тыс. гривен.)
При этом, во время представления проекта госбюджета министром финансов, ряд депутатов усомнились в том, что запланированных поступлений в доходную часть действительно будет столько, сколько прописано в проекте бюджета, то есть что проект будет не просто сбалансирован на бумаге, но и реалистичен.
Замглавы бюджетного комитета Александр Трухин (“Слуга народа”) подтвердил, что некоторые бюджетные выводы парламента, действительно, были учтены, однако не остановился подробно на том – какие именно. Комитет рекомендовал принять во втором чтении законопроект с учетом ряда предложений, согласованных Комитетом и Минфином буквально сегодня и вчера.
Читайте: ВР оставила местным бюджетам часть “топливного акциза”
Отметим, доработанный ко второму чтению проект госбюджета, по сравнению с первым чтением, не стал более социально направленным. Он по-прежнему ориентирован на власть.
Обсуждая в сессионном зале, представители парламентских групп и фракций традиционно критиковали правительственный документ, хотя традиционно на него все же хватило голосов.
Тарас Батенко (“За майбутне”) призвал “подставить плече” стране, поскольку “мы принимаем не бюджет президента, премьер-министра или депутатов, а бюджет для граждан, для громад (и голосование за возвращение акциза это показало)”.
Сергей Соболев (ВО “Батькивщина”) призвал правительство поддержать социальные расходы на медицину и образование, мол, иначе его фракция голосов не даст (перед голосованием министр финансов подтвердил такое намерение).
Алексей Гончаренко (“Европейская солидарность”) заявил, что речь идет не о подарке под новогоднюю елочку, а о том, что власть людям под нее “подложила свинью”, имея в виду урезание расходов на социальную сферу, но увеличивая на Офис президента и силовиков. “Следите за руками, мы сейчас увидим новую “ширку” (“широкую коалицию – KV). Это бюджет нахальства!”.
Александр Колтунович (“Оппозиционная платформа – За жизнь”) сказал, что в бюджете слишком большой дефицит и огромная долговая нагрузка, а потому за него фракция не будет голосовать.
Читайте: Долговая нагрузка на государство в 2021 году составит более 263 млрд гривен – проект бюджета
Ярослав Железняк (“Голос”) заявил, что заложенные в бюджет цифры свидетельствуют о приоритетах власти. “Этот бюджет можно назвать космическим – ы нем черная дыра дефицита. Это не бюджет медицины, образования, не бюджет поддержки бизнеса и не социальный бюджет. Это бюджет возможностей Офиса президента”.
Павел Бакунец (“Довира”), завершая выступления от групп и фракций, согласился, что не все бюджетные показатели “оптимистичны”, но нужно искать “компромисс” в противовес “бюджетному хаосу” (т.е. поддержать проект госбюджета).
В итоге, проект государственного бюджета на 2021 год был принят большинством (289) голосов.
Как уже отмечала KV, анализируя бюджетную роспись-2021, между первым чтением и вторым (т.е. разница между “чистым” правительственным проектом и проектом с учетом некоторых депутатских правок) расходы на органы власти в целом остались прежними (но увеличенными по сравнению с 2020 годом, как, например, траты на Офис президента). Финансирование судов не изменилось. Но урезали образование, Пенсионный фонд, Госфонд регионального развития. Зато рекордно увеличено содержание Офиса генерального прокурора, а с Нацгвардии и Нацполиции деньги сняли. Финансирование же государственных инвестиционных проектов в доработанном проекте бюджета на следующий год вообще свели к нулю.
Читайте: Доходы и расходы Украины в 2021 году – проект госбюджета ко второму чтению
Фото: “Левый берег” / сайт ВР