По результатам договоренностей с МВФ, Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, увеличила тариф на газ для населения в среднем на 280%. Однако специалисты ГО “Публичный аудит” осуществили аудиторский анализ и установили, что этот показатель завышен на 180%.
Об этом KV узнала из сообщения пресс-службы общественной организации “Публичный аудит”.
“Для сравнения: плановый уровень списания газа на нужды населения, в 2013 и в 2014 годах был фактически одинаков. То есть, аннексия Крыма и боевые действия на Востоке Украины, через которые значительная часть потребителей осталась без газоснабжения, никак не учитываются, а это является одним из факторов завышения цены на газ”, – рассказывает руководитель ОО “Публичный аудит” Максим Гольдарб.
Он приводит данные, когда в 2013 году объем добычи НАК “Нафтогаз Украины” 18,664 млрд м3 и объем отобранного для нужд населения газа собственной добычи из хранилищ – 5,462 млрд м3 даже превышал на 1,33 млрд м3 объемы потребления газа населением – 22,8 млрд м3.
В 2014 году общий объем добычи компании 17,207 млрд м3 и объем отобранного для нужд населения газа собственной добычи из хранилищ – 3,506 млрд м3 не покрывали планового показателя потребления газа населением 22,5 млрд м3 на 1,787 млрд м3.
Кроме того, Владимир Гройсман, находясь на должности вице-премьер-министра Украины, отмечал завышении объема газа, что списывается для нужд населения, на треть.
“Поэтому хотя КМУ имел вполне объективные причины для уменьшения планового показателя потребления газа населением, он не учел их”, – добавляет специалист.
Он указывает и на то, что объемов газа для нужд населения включается потребление голубого топлива религиозными организациями и творческими союзами, обеспечения горения Вечного огня, а это также искусственно увеличивает объемы газа для населения и является одной из причин завышения тарифов.
По его словам, если бы были четко определены реальные потребности населения в потреблении газа, обособленно от потребностей вышеупомянутых организаций, сокращенно непрозрачные производственно-технологические расходы газа и его потери, откорректированы объемы плановых показателей потребления на объем возможных завышений, потребности населения могли бы быть полностью удовлетворены исключительно за счет украинского газа.
“Это иллюзия, что добыча газа стоит безумных денег. Хотя национальные компании держат настоящую себестоимость газа в тайне, она примерно такая же, как у российского коллеги АО “Газпром” – $19 за 1 тыс. м3, то есть примерно 510,15 грн (без учета налога за пользование недрами). При этом российский Газпром работает в худших климатических условиях, имеет более высокие транспортные расходы вследствие большей территории транспортировки и высокий уровень оплаты труда”, – утверждает Максим Гольдарб.
Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Facebook
Кстати, такого же мнения заместитель Министра финансов Украины Д. Фудашкин: “если сравнить рентабельность добычи нефти и газа даже после повышения налогов, то в газодобытчики она будет выше. По нашим расчетам, рентабельность расходов этого бизнеса в Украине составит 775% для газодобычи и 482% – для нефтедобычи”, – говорит он.
По мнению “Публичного аудита”, даже учитывая повышение рентной платы на добычу газа до 70 % и увеличении себестоимости добычи до уровня АО “Газпром”, экономически обоснованный уровень увеличения тарифов для населения при условии использования украинского газа составляет 99 %, а не 280 %, как утвержден. “И даже при условии использования для нужд населения украинского и импортного газа, тарифы должны повыситься максимум на 152 %”, – считает Максим Гольдарб.
Поэтому прежде чем повышать тарифы, как утверждает “Публичный аудит”, нужно определить реальные потребности населения Украины в потреблении газа, в том числе уменьшить плановые показатели прогнозного баланса поступления и распределения природного газа объем потребления аннексированного Крыма и части территорий на Востоке Украины.
Вместе с тем следует отделить потребности населения от потребностей религиозных организаций и творческих союзов. К тому же, сократить непрозрачные производственно-технологические расходы газа и его потери, откорректировать объемы плановых показателей потребления на объем возможных завышений, максимально направить добываемый в Украине газ на нужды населения.
“Кроме того, следует провести аудит эффективности (не только финансовой отчетности) государственных газодобывающих предприятий, по результатам которого определить фактическую себестоимость добычи газа и факторов, которые могут влиять на ее завышения. И только после этого рассматривать вопрос повышения тарифов для населения, а не наоборот”, – резюмирует Максим Гольдарб.