Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) и Государственное бюро расследований (ГБР) получат право самостоятельно, без посредничества Службы безопасности Украины (СБУ) вести “прослушку” нардепов в рамках расследования уголовных производств. А рассматривать дела, которыми занимались раньше НАБУ и Специальная антикоррупционная прокуратура (САП), будет Высший антикоррупционный суд Украины (ВАСУ). Так предварительно решили депутаты Верховной Рады (ВР) Украины.
Об этом KV стало известно в ходе утреннего пленарного заседания ВР 10 сентября.
Антикоррупционному суду при его запуске передадут на рассмотрение только те дела, которые ранее расследовали НАБУ и САП. Это предусматривается принятым в первом чтении законопроектом президента Владимира Зеленского №1025 “О внесении изменения в Закон Украины “Про Высший антикоррупционный суд” (относительно начала работы суда)”.
За такое решение 10 сентября проголосовали 345 народных депутатов. Подготовку законопроекта ко второму чтению решено провести по ускоренной процедуре.
Согласно законопроекту, подсудность ВАСУ распространяется на дела, начатые не только после 5 сентября 2019 года, когда состоялся “запуск” суда, но и до этой даты – но только в том случае, когда речь идет только о делах, которые расследовали НАБУ и САП. Это сделано чтобы не перегружать судей обилием дел.
При этом, законопроект не предусматривает изменений в предметной подсудности Высшего антикоррупционного суда, который начал свою работу 5 сентября. Предполагается, что этот старт станет финишем становления системы антикоррупционных органов в Украине. А сам законопроект, принятый сегодня в первом чтении, должен устранить проблему перегрузки суда делами и проводить судебные разбирательства уголовных производств по коррупционным преступлениям в разумные сроки.
Читайте: В Украине начал работу Высший антикоррупционный суд
Кроме того, во вторник нардепы утвердили за основу еще один важный документ – президентскую инициативу, касающуюся обысков члена парламента: за законопроект №1009 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования отдельных положений уголовного процессуального законодательства” в первом чтении проголосовали 297 нардепов.
Как ранее сообщала KV, документом, в частности, предусмотрено следующее:
-
из Уголовного процессуального кодекса Украины (УПК) и Закона Украины “О статусе народного депутата Украины” исключаются, нормы, которые не соответствует Конституции Украины, и запрещают без согласия ВР осуществлять обыск народного депутата, досмотр его личных вещей и багажа, транспорта, жилого или служебного помещения, а также вмешиваться в тайну переписки, телефонных разговоров и другой корреспонденции;
-
НАБУ и ГБР предоставляется право самостоятельно осуществлять снятие информации с транспортных телекоммуникационных сетей в рамках проведения негласных следственных и розыскных действий – то есть прослушивать телефонные разговоры;
-
изымаются из УПК изменения, которые были приняты в 2017 году о порядке исчисления и продления сроков досудебного расследования, назначение и проведение экспертизы, возможности обжалования уведомления о подозрении;
-
суды получают право не назначать залог при тяжких и особо тяжких преступлениях. Ранее следственные судьи при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу обязаны были определить альтернативный размер залога, который мог быть значительно меньше и позволял легко выйти на свободу и уклоняться от следствия;
-
устанавливается положение, что все изъятые при обыске вещи, считаются временно изъятым имуществом;
-
прокуроры смогут излагать сокращенную версию обвинительного акта;
-
НАБУ разрешается набирать в штат тайных сотрудников-агентов.
Ко второму чтению депутаты подготовят свои предложения и поправки по ускоренной процедуре, как и в случае с законопроектом, касающимся Антикоррупционного суда.
Читайте: ВР может на неделе рассмотреть пять антикоррупционных законопроектов Зеленского
Напомним, утром 10 сентября Рада также приняла голосами президентской фракции “Слуга народа” проект закона №1012 об особой процедуре устранения президента Украины с поста (импичмент).
В первом чтении (за основу) законопроект поддержали 337 нардепов; при этом, никто не проголосовал против, а воздержались 46 парламентариев. После этого депутатам было предложено проголосовать законопроект сразу же во втором чтения, поскольку, считают в “Слуге народа”, проголосованный в первом чтении законопроект не требует доработки.
Это предложение вызвало бурю недовольства в зале; депутаты разных фракций указали “Слугам народа” на праве нардепов вносить поправки к законопроектам в период между чтениями законопроектов (ст. 102 Закона Украины “Про Регламент ВР”), однако председательствующий на сессии спикер Дмитрий Разумков поставил на голосование пропозицию профильного комитета сразу же перейти ко второму чтению (245 голосов “за”), а затем был проголосован и сам законопроект во втором чтении: “за” – 245, “против” – 73, “воздержались” – 55.
Согласно законопроекту, чтобы инициировать процедуру импичмента, нардепам необходимо собрать 226 голосов. После этого создается временная следственная комиссия (ВСК). Если на основании вывода комиссии Рада примет решение об обвинении президента, то она должна будет обратиться в Конституционный и Верховный суд, после чего депутаты смогут отправить президента в отставку 337 голосами (три четверти от конституционного большинства Рады).
Критики заявили, что по сути ничего нового по сравнению с существующими в Конституции и Регламенте Рады нормами принятый радой законопроект №1012 не несет и не облегчает процедуру импичмента, а ввиду нарушения регламентных норм не исключено, что принятый закон будет обжалован в Конституционном Суде Украины (КСУ).
Читайте: “Слуги народа” приняли закон об импичменте президента, нарушив регламент ВР (видео)
Фото: “Радио Свобода”