С 1 января 2019 года вступил в силу закон №2498-VIII, расширяющий возможности органов местного самоуправления. Эксперты считают, данный закон создает эффективный механизм использования земель сельскохозяйственного назначения с целью предотвращения рейдерства и стимулирования орошения, а также решает проблемы использования земель коллективной собственности.
Об этом KV стало известно из сообщения госресурса “Децентрализация в Украине”.
“1 января 2019 года вступил в силу Закон Украины “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно решения вопроса коллективной собственности на землю, совершенствования правил землепользования в массивах земель сельскохозяйственного назначения, предотвращения рейдерства и стимулирования орошения в Украине” №2498-VIII от 10.07.2018 (законопроект №6049-д от 26.12.2017)”, – говорится в сообщении.
По мнению экспертов Ассоциации городов Украины, закон создает эффективный механизм использования земель сельскохозяйственного назначения с целью предотвращения рейдерства и стимулирования орошения, а также решает проблемы использования земель коллективной собственности.
В частности, закон расширяет возможности органов местного самоуправления и регулирует:
-
передачу земель коллективной собственности ликвидированных колхозов в коммунальную собственность;
-
возможность завершения паевания до 2025 года сельскохозяйственных угодий с обязательной передачей несельскохозяйственных угодий в коммунальную собственность;
-
возможность местных советов обращаться в суд с заявлением о передаче земель коммунальной собственности в порядке признания имущества бесхозным. Это касается как сельскохозяйственных, так и несельскохозяйственных угодий, если до 2025 года такие решения бывшими членами коллективных сельскохозяйственных предприятий не будут приняты.
Закон также относит лесополосы к землям сельскохозяйственного назначения и регулирует их передачу в аренду. Община может создать коммунальное предприятие и закрепить лесополосы в постоянное пользование. Это позволит сохранить их от уничтожения.
Отмечается, что отныне право арендовать полевые дороги имеют все арендаторы массивов, но при этом не могут ограничивать доступ других арендаторов к земучасткам. Земучастки гос- или комсобственности под полевыми дорогами, проектируемыми для доступа к земучасткам, расположенным в массиве земель сельскохозяйственного назначения (кроме полевых дорог, ограничивающих массив), передаются в аренду без проведения земельных торгов владельцам и/или пользователям земучастков, смежных с земучастками под такими полевыми дорогами.
Также закон предусматривает возможность обменивать земучастки гос- и комсобственности, расположенные в массиве земель сельскохозяйственного назначения, на равноценные земучастки частной собственности в том же массиве. Закон предусматривает, что на период действия моратория обмен разрешается только на равноценный земучасток. Равноценным закон определяет земучасток, нормативная денежная оценка которого является равной или отличается не более чем на 10%.
Закон также уточняет, кто может инициировать инвентаризацию земель. Такая возможность есть у владельцев, арендаторов земель или городского/поселкового/сельского совета. Инвентаризация позволит общинам исправить все ошибки для внесения земельных участков в Госгеокадастр.
Отмечается, что в настоящее время почти каждый массив имеет пустые места в кадастре (это – невостребованные паи, полевые дороги, выморочное наследство или просто земельные участки граждан, у которых нет денег на землеустроительную документацию). Согласно закону, община может сделать это за собственные деньги и исправить все недочеты. Выявленные при инвентаризации нераспределенные земучастки, невостребованные паи после формирования их в земучастки по решению соответствующего сельского, поселкового, городского совета могут передаваться в аренду для использования по целевому назначению на срок до дня государственной регистрации права собственности на такой земучасток, о чем указывается в договоре аренды земучастка, а собственники паев или их наследники, которые не приняли участия в распределении земучастков, уведомляются о результатах проведенного распределения земучастков в письменной форме ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении или путем вручения уведомления лично, если известно их местонахождение.
Также отмечается, что реализация закона позволит общинам эффективно использовать земельные массивы сельскохозяйственного назначения, создаст необходимые условия для предотвращения рейдерства и стимулирования орошения земель в Украине.
Как сообщала KV, с 1 января 2019 года вступила в силу общенациональная нормативная денежная оценка земель сельскохозяйственного назначения, которая отменяет необходимость составления технической документации по нормативной денежной оценке для отдельных участков сельскохозяйственного назначения. Таким образом, впервые после 1995 года оценены все земли сельскохозяйственного назначения на территории Украины, кроме земель в пределах населенных пунктов.
Читайте: С нового года вступила в силу общенациональная оценка земель за пределами населенных пунктов
Напомним, в февраля 2018 года Киевсовет дал старт проведению новой нормативной денежной оценке столичных земель. Департамент земельных ресурсов Киевской горгосадминистрации решил в 2018 году определить на тендере подрядчика для проведения оценочных работ, в 2019 году – получить документацию по оценке, в 2020 году – вынести соответствующий проект решения на заседание горсовета. Руководство департамента уверяет, что в случае утверждения Киевсоветом новой стоимости земель, киевляне и столичные СПД начнут платить за землю по новым расценкам только в 2021 году.
Читайте: Норматив оценки киевской земли изменится в 2021 году
Фото: Pixabay