В киевских школах продолжается набор в первые классы. Так, по состоянию на 20 июня подано более 23,5 тысяч заявлений о поступлении в первый класс, что составляет примерно 90% от запланированного количества первоклассников в 2011-2012 учебном году.
По предварительным подсчетам в этом году в первые классы должны прийти 26 тыс. маленьких киевлян.
Главное управление образования и науки напоминает: условия приема детей в I классов общеобразовательных учебных заведений на 2011-2012 учебный год не изменились.
Так, возраст будущих первоклассников регламентируется статьей 20 Закона Украины “Об общем среднем образовании” (“зачисление учеников в общеобразовательные учебные заведения осуществляется, как правило, с шести лет”).
Вместе с тем, в Главном управления обращают внимание родителей и педагогической общественности на то, что согласно ст.12 Закона Украины “О дошкольном образовании” право на пребывание в дошкольных учебных заведениях гарантировано детям от двух месяцев до шести (семи) лет.
Итак, если ребенок достиг 6-летнего возраста, дошкольные учебные заведения не могут отказать родителям в дальнейшем получении дошкольного образования их ребенком.
Прием детей в I класс общеобразовательных учебных заведений осуществляется без конкурса в соответствии с приказом Министерства образования и науки Украины от 07.04.2005 г. № 204 “О приеме детей в I класса общеобразовательных учебных заведений”, а также в соответствии с территории обслуживания. При наличии свободных мест ребенок может начать обучение в другом учебном заведении.
Для зачисления ребенка в I класса родителям или лицам, их заменяющих, следует представить следующие документы:
– Заявление на имя директора;
– Копию свидетельства о рождении ребенка;
– Медицинскую карточку установленного образца.
В специализированную школу (школу-интернат) с углубленным изучением отдельных предметов прием детей осуществляется независимо от территории обслуживания.
Прием детей, поступающих в 1-ый класс специализированной школы (школы-интерната), проводится в сроки, определенные учебным заведением, в форме собеседования с ребенком в присутствии родителей или лиц, их заменяющих, согласно Инструкции о порядке конкурсного приема детей (учеников, воспитанников) в гимназии, лицеи, коллегиумы, специализированные школы (утверждено приказом МОН 19.06.2003 г. № 389; зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 04.07.2003 г. под № 547/7868).
Собеседование с ребенком, который поступает в 1-й класс специализированной школы (школы-интерната), должна включать выполнение специальных диагностических заданий для проверки уровня общего развития ребенка, его функциональной готовности к систематическому обучению и способности к изучению дисциплин в соответствии со специализацией заведения.
Такие задания разрабатывает педагогическая комиссия на основе материалов, предложенных центрами практической психологии и социальной работы (психологическими службами), и утверждает директор учебного заведения по согласованию с соответствующим органом управления образованием.
Не допускается проверка знаний и умений ребенка сверх объемов государственных требований учебно-воспитательных программ дошкольного учебного учреждения. Запрещается проверять умение читать, писать, считать и т.д., поскольку формирование этих навыков происходит в процессе обучения ребенка в начальной школе по действующим учебным программам для 1-4 классов общеобразовательных учебных заведений.
Общение с ребенком должен проводить учитель начальных классов и психолог в форме доброжелательного собеседования, длящегося не более 30 минут, в присутствии родителей или лиц, их заменяющих.
Поскольку обучение учащихся I класса осуществляется с учетом особенностей физического и психического развития детей, их возрастных и индивидуальных возможностей, следует отметить, что готовность к систематическому обучению определяется взаимосвязанными компонентами: физической готовностью (по состоянию здоровья и физическим развитием ребенка), интеллектуальной и личностной готовностью.
Физическая готовность ребенка к школе определяется медицинскими работниками и записывается в медицинской карточке.
Личностная готовность характеризует умение ребенка ориентироваться в окружающем мире, запас его знаний, отношение к школе, самостоятельность ребенка, его активность и инициатива, развитие потребности в общении, умение установить контакт со сверстниками и взрослыми.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе включает в себя развитие фонематического слуха, зрительного восприятия, образных представлений, развитие таких психических процессов, как восприятие, внимание, наблюдательность, память, воображение, а также умственное и речевое развитие.
Школьный психолог и учитель изучают индивидуальные особенности ребенка с целью наиболее эффективного воздействия на ее всестороннее развитие и воспитание в процессе обучения после зачисления в первый класс.