Верховная рада (ВР) приняла за основу законопроект, по которому гражданам будет предоставлена возможность отказаться от устаревшего формата “трудовых книжек”, заменив их электронным кабинетом. Предлагается уйти не только от бумаги к цифре, а и от чиновничьего сервиса к электронному формату общения с государством.
Об этом KV стало известно в ходе пленарного заседания ВР 2 сентября 2020 года.
Проект закона №3623 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно учета трудовой деятельности работника в электронной форме” был принят за основу. Документ поддержали в первом чтении 283 народных депутата.
Этот правительственный законопроект предусматривает введение учета трудовой деятельности работника в электронной форме, а также законодательное урегулирование вопроса относительно автоматического назначения пенсии по возрасту через личный электронный кабинет на веб-портале электронных услуг Пенсионного фонда.
Проектом акта предлагается внести изменения в ряд действующих законов.Предусматривается установить пятилетний переходный период для включения в Государственный реестр сведений из бумажных трудовых книжек о трудовой деятельности работников (в течение этого периода будет применяться как бумажная трудовая книжка, так и электронная форма уже имеющихся или внесенных сведений о трудовой деятельности из Государственного реестра).
При этом, внесение сведений о трудовой деятельности в Госреестр через веб-портал электронных услуг Пенсионного фонда в виде сканированных или оцифрованных копий предусмотренных законодательством документов (трудовой книжки, справок и т.п.) должен осуществляется работником и работодателем с обязательным наложением квалифицированного электронной подписи.
По законопроекту, после внесения сведений о трудовой деятельности в Госреестр работодатель будет обязан выдать оригинал бумажной трудовой книжки на руки работнику под роспись. Но предусмотрена обязанность работодателя и в дальнейшем вносить по требованию работника сведения в бумажную версию трудовой книжки (записи о приеме на работу, переводе, увольнения).
Также правительство хочет ввести возможность автоматического назначения пенсии (без личного обращения лица) в случае получения застрахованным лицом права на назначение пенсии по возрасту по достижении пенсионного возраста на основании сведений, имеющихся в системе персонифицированного учета.
В случае отсутствия в системе персонифицированного учета сведений о страховом стаже, необходимом для назначения пенсии по возрасту, территориальный орган Пенсионного фонда обязан будет информировать застрахованное лицо об этом и о необходимости представления данных.
При этом, будет сохраняться за лицом право отсрочки выхода на пенсию. В рамках автоматического назначения пенсий предусмотрена и возможность определения с помощью программных средств Госреестра наиболее выгодного варианта для назначения пенсии, включая дату такого назначения.
Авторы законопроекта, формальным инициатором которого является премьер-министрр Денис Шмыгаль, поясняют необходимость плавного перехода от бумажных трудовых книжек к современным технологиям так: “Стремительное развитие цифровых технологий обусловливает необходимость пересмотра правоотношений, связанных с учетом трудовой деятельности работника. Действующие нормативные подходы в этой сфере сформированы еще в 60-х-70-х годах прошлого века в условиях тоталитарного строя бывшего СССР и не отвечают ни современному состоянию законодательства, ни реалиям социально-трудовых отношений”.
Читайте: Кабмин внес в Раду законопроект об электронном учете трудовой деятельности
Фото: “Дебет-Кредит”