Верховная Рада (ВР) приняла за основу законопроект, по которому предусмотрена оптимизация центров предоставления административных услуг (ЦПАУ), образованных районными государственными администрациями. Вместо них предоставление услуг должны будут осуществлять только в ЦПАУ органов местного самоуправления, в т.ч. в объединенных территориальных общинах (ОТО). Если закон примут, на соответствующие решения при участии правительства госадминистрациям и местным властям отведут три месяца.
Об этом KV стало известно в ходе инициированного народными депутатами внеочередного пленарного заседания ВР 13 мая 2020 года.
Проект закона №2679 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оптимизации сети и функционирования центров предоставления административных услуг и усовершенствования доступа к административным услугам, которые предоставляются в электронной форме” поддержали за основу 261 нардепов.
Как сказала глава подкомитета по вопросам административных услуг парламентского комитета по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства Лариса Билозир (депутатская группа “За будущее”), этот законопроект важен с точки зрения приближения админуслуг к жителям объединенных общин.
“ЦПАУ будут созданы в каждой общине, и это разрушит миф, что при децентрализации людям нужно будет ехать в райцентр, чтобы что-то оформить. Наоборот, мы приближаем услуги к их потребителям”, – сказала Билозир.
Отметим, что сразу же после ее выступления в Раде был объявлен перерыв “по техническим причинам”, который продолжался не долго, и нардепы смогли закончить рассмотрение законопроекта и проголосовать.
Проект закона №2679 (один из авторов – глава комитета ВР по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства Андрей Клочко) предусматривает оптимизацию работы ЦПАУ следующим образом:
-
ликвидация ЦПАУ, образованных районными государственными администрациями, и предоставление услуг только в ЦПАУ органов местного самоуправления;
-
расширение доступа к услугам – ЦПАУ органов местного самоуправления будут обязательно образовываться во всех населенных пунктах с численностью населения более 1 тыс. жителей;
-
предоставление полномочий Кабмину устанавливать требования к ЦПАУ;
-
предоставление услуг не через ЦПАУ, а в ЦПАУ – административные услуги будут предоставляться расположенными в ЦПАУ представителями субъектов предоставления административных услуг, администраторами или через администраторов путем их взаимодействия с субъектами предоставления административных услуг;
-
предоставление в ЦПАУ всех услуг на соответствующей территории – предоставляться должны все административные услуги органов местного самоуправления, территориальных органов центральных органов исполнительной власти, а также административные услуги по договорам по обслуживанию в ЦПАУ жителей других территориальных общин.
Проект закона также прописывает вопросы образования ЦПАУ объединенными территориальными общинами (ОТО).
Кроме этого, предполагается ликвидация “устаревшего” Единого государственного портала административных услуг и создание вместо него “современного” Единого государственного веб-портала электронных услуг.
Таким образом, предполагается, что в случае принятия закона, гражданам будет предоставлена возможность получать все административные услуги, предоставляемые на соответствующей территории, в одном месте – в ЦПАУ органов местного самоуправления. Для получения электронных, в том числе административных и иных публичных, услуг можно будет воспользоваться унифицированным фронт-офисом – Единым государственным веб-порталом электронных услуг. А вследствие ликвидации ЦПАУ райгосадминистраций, которые являются дублирующими органами, предполагается значительная экономия государственных средств.
Читайте: В 2019 году услугами ЦПАУ воспользовалось более 1 млн киевлян
Авторы инициативы поясняют, что функционирование на одной территории одновременно ЦПАУ, которые образованы райгосдминистрациями и ЦПАУ, созданных местной властью приводит к расходованию бюджетных средств на содержание лишних штатов, помещений, осуществлению других “избыточных расходов”, связанных с функционированием.
“Более того, указанные центры предоставляют различные услуги и населению нужно постоянно выяснять, к которому ЦПАУ обращаться за услугой. Также из-за наличной двойственности нет конкретного ответственного за развитие сферы предоставления административных услуг на соответствующей территории”, – говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Там же указывается, что “существенным недостатком” является тот факт, что в соответствии с законом услуги предоставляются не “в” центре, а “через” центр. “То есть весь этот комплекс работает в основном на прием / выдачу документов через администратора центра. Использование ЦПАУ, таким образом, недопустимое расточительством, в частности, с учетом того, что большинство центров подключены к основным национальным электронных информационным ресурсам, и поэтому имеют все условия предоставлять услугу непосредственно в центре. Для граждан предоставления услуг через центр, а не в центре означает необходимость посещать его как минимум дважды: один раз чтобы подать документы, второй раз – забрать”.
Что касается электронной формы предоставления админуслуг, то, по мнению депутатов, существующий Единый государственный портал административных услуг “не соответствует требованиям” современности: “Информация к нему преимущественно вносится в ручном режиме. Портал имеет устаревшие интерфейс и программные средства, что делает невозможным внедрение современных сервисов (например, пользования порталом через смартфон). К тому же, он обеспечивает предоставление исключительно административных услуг, которые являются лишь частью других электронных публичных услуг, а потому превратился в лишнее звено, расположившееся между заявителем и Единым государственным веб-порталом электронных услуг”.
Читайте: В столичных ЦПАУ планируют установить коммуникационную систему для людей с нарушениями слуха (видео)
Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования.
В Переходных положениях проекта закона прописаны задачи Кабинету Министров и органам местного самоуправления о порядке реализации принятого закона.
При этом, Киевская и районные в городе Киеве государственные администрации “продолжают выполнять полномочия по содержанию созданных ими центров предоставления административных услуг до начала работы соответствующих исполнительных органов городских и районных советов”.
В течение трех месяцев со дня начала работы соответствующих исполнительных органов городских и районных советов Кабмин должен будет осуществить передачу функций, задач и, при необходимости, имущества ЦПАУ, образованных местными госадминистрациями, в частности – путем принятия соответствующими государственными администрациями и органами местного самоуправления согласованных решений.
Но оговаривается, что по представлению Киевской горгосадминистрации, областного совета или облгосадминистрации Кабмин может принять решение о продлении осуществления полномочий ЦПАУ, образованных на местах “в связи с отсутствием ЦПАУ при исполнительных органах соответствующих советов, к которым можно передать функции, задачи и при необходимости имущество” ликвидируемых центров админуслуг.
Соответственно, органам местного самоуправления закон велит в течение трех месяцев со дня вступления его в силу “принять меры по созданию при исполнительных органах советов центров предоставления административных услуг, принятию функций, задач и при необходимости имущества центров предоставления административных услуг, образованных местными государственными администрациями”.
В течение двух месяцев со дня вступления в силу закона правительству поручается ликвидировать Единый госпортал адмуслуг и создать новый – Единый государственный веб-портал электронных услуг.
Читайте: За год столичные ЦПАУ выдали более 1200 водительских удостоверений
Фото: сайт Дарницкой РГА