“Ужас ночей”, выросший на Андреевском спуске – это удар по наивной, или даже просто вменяемой, киевской “урбанистике” – движению неравнодушных граждан, которые борются за пешеходные улицы, наземные переходы, зеленые зоны и лавочки. Удар по остаткам европейского имиджа команды Кличко. А об ударе по имиджу “Рошена” говорить не стоит – и так все ясно.
Начнем с урбанистов. Очень многие из этих сознательных граждан получают за свои урбанистические потуги европейские гранты. Еще больше только хотят их получить – и слава Богу, из-за этого стараются моделировать какие-то проекты по развитию городской среды.
Да и вся прочая фейсбук-братия и просто обычные граждане тоже вполне искренне хотели бы не видеть в исторической среде города такие кубические чудеса. И даже готовы об этом написать пару гневных постов. Но власть имела их всех скопом в виду. Имела нас с вами. Тем более, если учитывать, кто стал спонсором достройки многострадального театра.
А ведь никакие оправдания городских властей в этом случае уже не пройдут. Вполне возможно, что к маю 2017 года черный куб как-то декорируют и превратят этот шедевр урбанистического дизайна в нечто минимально удобоваримое. Но стиль здания останется прежним. Ведь историзм, в стиле которого театр хотели строить первоначально, вдруг оказался не в моде. Господа архитекторы ссылаются на решение ЮНЕСКО о том, что в исторических центрах не следует строить вариации на тему старых зданий. Мол, уж если сажать на средневековой улочке что-то модернистское, то так тому и быть.
Задумывались ли архитектор Олег Дроздов и его великодушные спонсоры из “Рошена” над таким оправданием – ведь возмущение общественности предсказать было несложно? Предположим, и задумывались, и считали, что такое оправдание вполне сойдет: для того, чтобы ссылаться на ЮНЕСКО, интерпретируя его нормы в свою пользу, ума много не нужно. Нужно только не иметь совести.
К тому же, в киевской мэрии и рошеновском офисе наверняка искренне верили,что настоящих буйных снова будет мало – и уж ради какого-то театра, тем более, уже построенного, акций протеста не будет. Чай, не евроинтеграция, не вырубленный лес, и даже не подзабытый уже Гостиный двор, который разрушается на глазах.
Пока что такие расчеты, вроде бы, и оправдываются: 29 ноября, в снегопад, мешать презентации “проекта первой очереди” театра-куба пришло весьма небольшое число людей. Да и что, собственно, возмущенные граждане теперь могут сделать? Разрушить кувалдой фасад театра? В очередной раз проклясть власть? Потребовать публичного покаяния у архитектора? Закидать синий куб шоколадом?
Читайте: Главный архитектор Киева предложил общественности откорректировать вид фасада театра на Подоле
Вопрос ведь не только в том, что граждане “проляпали” шедевр “кубизма”, который у них на глазах возводился больше года. Нужно было махать кулаками и плакатами на этапе строительства – с учетом того, что это все же Андреевский спуск, а спонсор – “Рошен”, сочувствие у киевлян можно было вызвать.
Но закрадывается конспирологическая мысль, что какая-то часть активистов сознательно не замечала этого ужаса, понимая, кто “меценат” строительства. Другие же, которые вообще занимаются урбанистикой и защитой архитектурного облика города за суммы в дензнаках, и вовсе не выходили на какие-либо акции: против “Рошена” денег не давали, видимо.
А сами по себе граждане? Ну что ж граждане… Граждан нужно стимулировать. Что они могут? Ну, петицию могут подписать разве что.
Читайте: Возмущение киевлян по поводу архитектурного вида театра на Андреевском спуске растет (фото)
А несчастный Андреевский, реконструкция которого так и не была закончена, снова получил удар. Ни о каком старокиевском духе теперь говорить, прогуливаясь по нему, и глядя на такое “одоробло”, совершенно невозможно. И если еще и на месте фабрики Юность, где уже почти пять лет находится пустырь, возведут нечто такое же “модернистское” – естественно, в понимании “меценатов” и незамысловатых вкусом архитекторов – то от спуска даже в нынешнем, и без того покореженном виде, останется только светлая память.
Так что этот “черный ящик” – такой себе кол в сердце Андреевского спуска, и в сердце города заодно. Он спрятал в себе все самое негативное, что только существует в отношениях чиновников, архитекторов, активистов и обычных граждан.
Бабло породило зло, и зло спрятано в этом темном кубе, именующим себя храмом искусства. Оно клубится там, и в любой момент вырвется на поверхность. А ведь таких “кубов”, таких новостроев, вылезающих из-за якобы псевдоисторических фасадов, в Киеве множество: и дом-монстр на Валах, и бизнес-центр “Леонардо”, и еще ранее такая же синяя, и такая же неуместная, “Подол-Плаза”. Имя им – легион.
И увы, следует признать, что подобные “приколы” продолжаются не первый год, и будут множится и далее, ведь строить в центре столицы у нас можно что угодно, и как угодно, а градозащитники борются с подобными застройками, как выясняется, ну очень избирательно.
“Черный ящик” на Андреевском стал отображением не только и не столько проблемы коммуникации между властью и городской общиной, не только наплевательства чиновников и пофигизма памятникоохранного сообщества. Он вполне может стать симовлом эпохи тотального нигилизма в отношении всей киевской архитектуры, надругательства над еще живыми остатками старой городской среды.
На этом поприще отличились все городские головы периода независимости, но эпоха Кличко вносит свои, совсем уж дикие, коррективы. Дикие именно потому, что эта власть декларирует себя самой что ни на есть европейской – самой европейской на фоне предыдущих.
Конечно, в Европе, особенно в перепаханных Второй Мировой городах Германии, столь любимой Кличко, такие ящики иногда тоже возводят. Но только там точно знают, что городская община их одобрила. А тут…
В общем, добро пожаловать в черный ящик! В котором команда Кличко похоронила мечты о европейской урбанистике, остатки здравого смысла и собственный имидж.
Читайте: В Киеве сегодня таки состоялась презентация отреставрированного театра на Подоле (фото)
Павел Ковалев, редактор КиевVласти