Прошло две недели, как парламент отправил в отставку первого министра из Кабмина Алексея Гончарука – Алену Бабак, и утвердил в должности вице-премьера и министра развития общин и территорий Дениса Шмыгаля. Приятно осознавать, что во многом мои прогнозы о том, на чем сосредоточится новоназначенный министр совпали с тем, что он отметил в своем первом большом интервью, данным “Интерфаксу-Украина”.
Так, отвечая на вопрос о том, какие три главные задачи он ставит перед собой на 2020 год, Денис Шмыгаль ответил: “Завершение децентрализации, успешное начало реформы в строительной отрасли и начало большого строительства в стране. Это то, что сегодня на повестке дня. Впоследствии приоритеты будут добавляться, а их важность может изменяться в течение года. Но сегодня приоритеты именно такие”.
На том, как именно видит вице-премьер реализацию этих приоритетов, и хотелось бы остановиться поподробнее. Ведь повышение статуса главы Минразвития общин и территорий до вице-премьерского свидетельствует о том, что деятельность его очень важна для Кабмина Гончарука.
Что касается завершения децентрализации, то здесь можно отметить такие основные моменты:
1. Выход на конституционный уровень, в рамках которого предлагается трехэтапная общественная дискуссия о необходимых изменениях. Первый этап – встречи на местах, в областях. Второй этап – обсуждение с международными экспертами. Третий этап – привлечение представителей Венецианской комиссии. Только после этого согласованные изменения переносятся в сессионный зал парламента для принятия решения.
2. Взаимодействие Кабмина и местных элит – в формате поиска компромисса между идеальными расчетными планами и региональными особенностями.
3. Следование нормам Европейской Хартии местного самоуправления и возведения в ранг закона механизма учета общественного мнения в том, как общинам меняться дальше. Возможно, это как раз и будет воплощение в жизнь схемы имплементации итогов местных референдумов.
Кроме того, напомню, что 25 февраля в Киеве планируется проведение большой дискуссия с привлечением представителей Венецианской комиссии.
Подчеркну, по мнению Дениса Шмыгаля к 31 декабря 2020 года первый этап административно-территориальной реформы в Украине будет завершен. Все образованные объединенные территориальные общины (ОТО) с 1 января 2021, которые будут называться просто общинами, перейдут на прямые межбюджетные отношения. Следовательно, до 25 октября, когда должны пройти выборы в местные органы власти, все технические и технологические вещи по формированию перспективных планов ОТО должны быть завершены.
Вопросы изменения фискального законодательства и переформатирование его под новые полномочия и задачи органов местного самоуправления (ОМС) также есть в планах вице-премьера.
Однако в ближайшее время министерство займется повышением эффективности работы Фонда регионального развития (ФРР), который до сих пор работал исключительно как часть системы государственных субвенций для “закрытия” социальных проблем. Из “кассы бюджетной помощи” ФРР должен стать инвестиционным инструментом, как и предполагалось изначально при его создании.
Относительно первых практических шагов, можно отметить план по завершению до конца года программы международной технической помощи для Украины по поддержке децентрализации и улучшения качества предоставления административных услуг для населения “U-LEAD с Европой”. Вследствие реализации программы количество Центров предоставления административных услуг населению (ЦПАУ) в Украине возрастет почти в 2 раза (с 800 до 1400).
Что касается реформы в строительной отрасли, то первоочередную задачу вице-премьер видит в ликвидации Государственной архитектурно-строительной инспекции (ГАСИ), в том виде, в котором она сейчас есть. И создание прозрачной контролирующей системы, как в Германии, Австрии или Польше. Но это лишь первый шаг с точки зрения преодоления коррупции в сфере строительного рынка. Ведь не реформированное ГАСИ – это 5% от общих проблем в строительной отрасли. Но реформа ГАСИ – это дело ближайших 9-10 месяцев. Такая длительность процесса обусловлена многими факторами: страхования, сертификации специалистов, переходом на европейские стандарты проектирования, технические нормы и параметры и т.д.
По реформе строительного рынка все сложнее и дольше. К тому же, такая реформа неотъемлемо связана с децентрализацией. И первым шагом в этом направлении планируется полноценный запуск программы энергоэффективности. Начинать её будут с финансирования мероприятий по энергомодернизации многоквартирных домов, где уже созданы ОСМД. В рамках этой программы предполагается уменьшить энергопотребление в 5000 зданий по программе частичной модернизации и примерно в 1000 зданий по программе полной модернизации на деньги Фонда энергоэффективности (ФЭФ) и самих ОСМД.
Почему для ОСМД? Потому что это единственные ответственные собственники жилья, которых ФЭФ может поддержать в рамках заранее оговоренного механизма взаимодействия, который выглядит примерно так:
– ОСМД собирается, выносит первое решение, проводит энергоаудит, составляет смету, обращается к подрядчику;
– подрядчик получает кредит, делает работу за свои средства, частично или с привлечением софинансирования;
– затем идет возмещения от ФЭФ и собственный вклад от ОСМД.
Денис Шмыгаль убежден, что до 15 апреля вполне реально провести энергоаудиты и подготовить проектно-сметную документацию, чтобы с 1 мая начать работы.
Как видно из вышеизложенного, планы достаточно амбициозны и вполне четко очерчены, а значит – принципиально осуществимы.
Правда, на пути реализации дальнейших планов может возникнуть масса сложностей, основанных на системном противостоянии, связанном со структурой формирования самого правительства. В первую очередь, это касается децентрализации и передачи полномочий на места.
Министерство развития общин и территорий – это институт, организованный по функциональному принципу. Тогда как, например, Минобразования и науки и Министерство здравоохранения – по отраслевому, а Минфин вообще – по смешанному. И любые рациональные инициативы функционального министерства в своей реализации будут преодолевать сопротивление со стороны интересов отраслей. Да и смена фискальной политики, без которой успешное завершение децентрализации будет невозможным, наверняка “нарвется” на противодействие Минфина.
Очевидно, осознавая эти риски, Камбин и принял решение повысить статус министра развития общин и территорий до вице-премьерского, что будет гарантийным механизмом осуществления запланированного.
Читайте: Задачи для нового министра: децентрализация, местные выборы и реформа ГАСИ
Юрий Гаврилечко, соучредитель Украинской фабрики мысли