“Смерть и Время царят на земле”, – написал великий философ Владимир Соловьев. Вчера эти беспощадные владыки поставили точку в земной жизни великого человека и режиссера Эльдара Рязанова.
Бесполезно перечислять его фильмы, звания, заслуги, премии, имена учеников и последователей. Ибо Эльдар Рязанов – это человек-эпоха.
От “Карнавальной ночи” до “Небес обетованных” – он был поэтом-мифотворцем, дарившим империи всем и ее жителям смыслы и афоризмы. Потому не будет преувеличением сказать, что большая часть советского мифа – это заслуга Эльдара Александровича, умевшего в серые будни пятилеток и бараков вплетать радость и надежду.
Ведь что сильнее страха? Только надежда.
И не так важно, что после развала СССР он не нашел новых форм киноязыка. Наверное, это было в принципе – выстроить на обломках “совка” новые двери к надежде и радости.
Важнее то, что в афоризмах великих фильмов намертво зафиксировалась ностальгия по советской эпохе: “Но если мы посмотрим внимательно, то сможем увидеть три, четыре, но лучше пять звезд” (“Карнавальная ночь”), “У природы нет плохой погоды” (“Служебный роман”)и так далее, и так далее.
Стоит ли напоминать, что “Ирония судьбы, или С легким паром” вместе с тазиком т.н. оливье и мандаринами – по сей день для очень многих непременный атрибут празднования Нового года.
И куда бы мы ни пошли – всюду встретим творческий дух Эльдара Александровича. Очевидно, что наследие великого мастера переживет его – и переживет надолго. Даже когда стихнут фанфары и сентиментальные речи – рязановские образы останутся с нами.
Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Facebook
Возможно, архетипы ушедшей эпохи и далее будут эксплуатироваться кремлевским зомбоящиком с неугасимой силой. Ведь диктатура неспособна породить ничего нового, она может лишь пережевывать нечто, “бывшее прежде”. Не верите? Вспомните бесконечные и унылые новогодние “Старые песни о главном” – труха и нафталин.
Но короткая память потребительской эпохи, которую так не любил Рязанов, вынуждает пропагандистов всех мастей с физическим уходом мастера искать новых кумиров. Поэтому и галерея образом Эльдара Александровича постепенно уйдет в архивы.
А вместе с ними закончится и последняя ностальгия по СССР с криками: “Какую страну прос….ли”.
И мне кажется, в этом есть великая справедливость. Художник, часто творивший не благодаря, но вопреки сталинско-хрущевско-брежневскому режиму, едва ли был рад тому, как апологеты Путина делают кумиров из его ироничных персонажей.
Конечно, “юзать” имя Мастера еще будут. Но с каждым разом – все менее и менее талантливо, пока не устанут и полностью переключатся на мазню Никоса Сафронова и дорогие, но такие дешевые понты Никиты Михалкова.
А сам Эльдар Рязанов будет наблюдать за этим безобразием из иных миров – и смеяться. Лучшее, что он оставил нам всем – это смех.
“Где есть юмор – там есть и правда”, – так говорил Эльдар Александрович.
Так давайте спокойно перевернем последнюю страницу романа “Ностальгия по империи”, выпьем 2 декабря в день похорон за упокой души Мастера – и устроим перепросмотр его “Гаража” и “Гусарской баллады”.
Пусть Рязанов смеется с нами. Ибо смех убивает тиранию.
Видео: Эльдар Рязанов не смог простить Борису Ельцину его преемника