Верховная Рада приняла во втором чтении законопроект “О жилищно-коммунальных услугах”. Закон вступит в силу через три месяца после его опубликования, то есть, ориентировочно – в феврале 2018 года. Анализ показал, что данный закон усиливает права поставщиков-монополистов, урезает права потребителей и органов местного самоуправления.
Изменение 1: пеня для потребителей
Вводится пеня за несвоевременную оплату ЖКУ – до 0,01% от суммы долга за каждый день просрочки. В случае несвоевременной оплаты, сумма долга может увеличиться до 0,3% в месяц или до 3,6% в год. Но пеня не решит проблемы задолженности населения за ЖКУ, которая выросла в три раза после экономического необоснованного повышения тарифов на ЖКУ.
Изменение 2: новые виды платежей
За исключением услуг по поставке газа и электроэнергии, потребитель будет оплачивать услуги ЖКУ по индивидуальному договору. Этот договор будет включать в себя:
– плату за услугу, рассчитанную на базе утвержденных цен/тарифов и объема коммунальных услуг;
– плату за абонентское обслуживание, предельный размер которой определяется правительством – тепло, водоснабжение, канализацию;
– плату за обслуживание внутридомовых систем многоквартирного дома, которая определяется договором между исполнителем и совладельцами дома.
Эти нововведения депутаты связали с необходимостью отделить саму услугу от расходов на обслуживание абонента и сетей – мол, для большей прозрачности. Но здесь есть риск увеличения размера платежки, поскольку исполнители по своему усмотрению смогут увеличивать часть платы, которая не подлежит госрегулированию.
Изменение 3: отключение от услуг
С момента вступления в силу закона поставщики ЖКУ смогут отключать потребителя от любой услуги, если есть непогашенная задолженность в течение 30 дней с момента получения потребителем предупреждения от поставщика. Чтобы возобновить поставки услуг, нужно полностью погасить задолженность или заключить договор о ее реструктуризации.
Это не касается услуг по поставке и распределению электроэнергии и газа. Их отключение предусмотрено другими законами.
Изменение 4: взносы за домовые счетчики
Взносы за домовые счетчики приняты в июле 2017 года законом №4901 “О коммерческом учете коммунальных услуг”. Новый закон конкретизирует, где именно потребители увидят взносы, которые будут с них собирать.
Рзмер взносов за установление домовых узлов учета будет определяться индивидуально для каждого здания и, прежде всего, будет зависеть от количества квартир в нем и модели счетчика. Например, домовой счетчик стоимостью 50 тыс. гривен обойдется каждому потребителю в 500 грн в доме на 100 квартир. А в домах с небольшим количеством квартир такие расходы могут достигать 5 тыс. гривен с каждой квартиры.
Рассрочка по уплате взносов составит пять лет. Может быть указан и другой срок – по соглашению сторон. Также потребители будут платить за обслуживание и замену счетчиков.
Основное противоречие в том, что люди платили за соответствующие счетчики в составе тарифа. На сегодня 50% населения уже имеют общедомовые тепловые счетчики, остальным им придется это делать за свой счет. При этом, нигде ничего не сказано о компенсации за ранее потраченные деньги.
Изменение 5: договоры о предоставлении ЖКУ
ЖКУ будут предоставляться исключительно на договорных началах. Договоры будут заключаются в соответствии с типовыми договорами, утвержденными правительством или другими уполномоченными законом государственными органами.
Существенные условия договора о предоставлении ЖКУ:
– перечень услуг;
– требования к качеству услуг;
– права и обязанности сторон;
– ответственность сторон за нарушение договора;
– цена услуги;
– порядок оплаты услуги;
– порядок и условия внесения изменений в договор, в том числе, по цене услуги;
– срок действия договора, порядок и условия продления его действия и расторжения.
То есть, с момента вступления в силу нового закона и потребитель, и поставщик смогут вносить изменения в договор – чего нет сейчас, и что вызывает огромные нарекания со стороны потребителей. Но только время покажет, смогут ли потребители воспользоваться своим правом вносить изменения в договора.
Во благо монополий
В новом законе не повышена ответственность поставщика за некачественную услугу – не прописаны порядок и размер расчет компенсации со стороны поставщика. То есть, четко прописав пеню для потребителя, нардепы ВР не уделили никакого внимания пене для поставщиков. А, если поставщиков не обязать платить штрафы и пеню, то добровольно делать они этого не будут.
Парламентарии лишили местные власти определенных рычагов влияния на тарифы и качество ЖКУ. Хотя, в свете декларируемой правительством децентрализации, местные власти должны получить дополнительные полномочия.
Поэтому можно сделать вывод, что новый закон направлен на абсолютную коммерциализацию ЖКУ и ее дальнейшую передачу в собственность монополий. То есть, например, “Киевэнерго”, благодаря данному закону, сможет скорее прибрать к рукам собственность киевской общины – сети и генерирующие мощности.
Читайте: Ахметов забрал “Киевэнерго” в безраздельное владение
Максим Гольдарб, руководитель ОО “Публичный аудит”