Рада снова хочет сделать исключение для столицы

Алексей Бахтинов
Алексей Бахтинов

проектный менеджер Команды поддержки реформ Министерства экономики Украины

Буквально несколько дней назад народные избранники проголосовали за очередные изменения в Закон Украины “О публичных закупках”. Событие, казалось бы, рядовое, ведь законодательство меняется с завидной регулярностью, но, как обычно, дьявол кроется в деталях.

В Украине на сегодняшний день функционирует весьма развитая система публичных закупок. Эта система заслужила ряд наград и в основном оценивается позитивно. Конечно, периодически раздаются и голоса, критикующие эту систему. 

Но, во-первых, ни одна система не совершенна и всегда есть простор для дальнейшего совершенствования. И, во-вторых, эта система, как минимум, существует: создана весьма развитая инфраструктура, принято огромное количество нормативных актов, команды специалистов постоянно работают над устранением недочетов и созданием новых инструментов в этой сфере.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Государство, потратившее столько усилий на создание такой развитой инфраструктуры публичных закупок, должно быть заинтересовано в ее полноценном использовании и получении от нее максимальных выгод. Одни же из главных выгод в данном случае – это прозрачность, понятность и законность выбора победителей, максимальная эффективность затрачиваемых средств, контроль над этими процессами со стороны общества.

Вернемся к проголосованным, но пока ещё не подписанным Президентом, изменениям в Закон “О публичных закупках”. В числе этих изменений содержится норма, которая вносит изменения в одну из самых чувствительных его частей – закупки, которые выводятся из под действия закона. 

Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Телеграм

Почему это одна из самых чувствительных сфер? Потому что именно здесь есть риск совершить ошибку и обесценить усилия государства по созданию такой сложной системы публичных закупок, выведя из сферы ее действия критически важные закупки. Это может сказаться не только на цене и прозрачности такой закупки, но и на доверии общества государству, что, с моей точки зрения, гораздо серьезнее.

Вполне возможно, что в нашем случае происходит именно это.

Проголосованными изменениями дополняется статья 3 закона, в который вводится новое исключение. Речь идет о строительстве Большой кольцевой автомобильной дороге вокруг Киева (Киевская обходная дорога, – KV). Ожидаемая стоимость закупки составляет 85 млрд гривен. Это 10% всего госбюджета. Таким образом, строительство важнейшего инфраструктурного объекта, стоимость которого впечатляет сама по себе, будет проведена не посредством государственной автоматизированной системы публичных закупок. Вопрос окончательной стоимости строительства и прозрачности в таком случае определенно остается открытым.

Мотивация внесения таких изменений не до конца понятна. Комментируя данный вопрос, новый министр инфраструктуры Александр Кубраков, выходец из “Укравтодора”, а значит специалист в вопросах дорожного строительства, сослался на то, что система Prozorro не позволяет контрактовать EPC+F контракты.

Говоря простым языком, эта аббревиатура означает типовые условия контракта “контракт под ключ с финансированием” или же “с организацией финансирования”. Между прочим, такой контракт может иметь вариации, а именно: “подрядчик – организатор финансирования, заказчик – заемщик”, “финансирование подрядчика вне зависимости от эффективности проекта”, “финансирование подрядчика с учетом эффективности работы проекта”.

Признавая за министром инфраструктуры огромный релевантный опыт, хотелось бы всё же сказать следующее. система Prozorro имеет уже не просто свою успешную историю функционирования но и историю решения сложных технических задач.

Так вполне возможно, что при ближайшем рассмотрении все вопросы с финансированием можно урегулировать, внеся необходимые условия в тендерную документацию. В подтверждение решаемости сложных задач существующими инструментами можно сказать, что во время сложных технических закупок некоторые заказчики учитывали дисконтированные потоки в разные единицы времени.

Даже не касаясь других возможных решений, которые предусматривает украинское законодательство и которые имеют свое применение в существующей системе, хотелось бы сказать, что Prozorro – это очень гибкая и восприимчивая система для любых разумных и законных технических решений.

В таких условиях, я уверен, существуют все возможности дополнить существующую систему новыми решениями, отражающими необходимость решить задачу любой технической сложности. И, держа это в уме, у любого специалиста в этом направлении возникает вопрос: может не стоит ставить под сомнение эффективность действующей системы публичных закупок, а наоборот, сделать всё для ее надлежащего функционирования и для таких крупных и сложных закупок?

Алексей Бахтинов, проектный менеджер Команды поддержки реформ Министерства экономики Украины

КиевVласть

Рекомендуємо до перегляду
Київ виділив 10 млн гривень громадам області (на що пішли гроші)
Київ виділив 10 млн гривень громадам області (на що пішли гроші)
16:00 Цьогоріч дві громади Київщини – Козинська селищна та Феодосіївська сільська – вчергове отримали зі столичного бюджету по 5 млн гривень в якості компенсації…
Справи насущні: скільки та на що у червні 2024-го витрачало Рокитне
Справи насущні: скільки та на що у червні 2024-го витрачало Рокитне
09:00 Протягом червня 2024 року Рокитне Білоцерківського району Київщини здійснило публічних закупівель на 2,33 млн гривень. Найбільшою покупкою селища став модульний будинок, де цілодобово…
Нацполіція хоче припинити “бездозвільну” житлову забудову “КСМ-Груп” на столичному Академмістечку
Нацполіція хоче припинити “бездозвільну” житлову забудову “КСМ-Груп” на столичному Академмістечку
09:00 Правоохоронці розслідують факти порушень законодавства при будівництві житлових будинків на більш ніж 6,9 га землі столичного Академмістечка. Мова йде про забудову на земельних…
Banner
QlU7mDx4