Земельная реформа: много разговоров – мало понимания

Светлана Скосырская
Светлана Скосырская

Кандидат в народные депутаты Украины от партии “Социальная справедливость”

Сегодня я бы хотела бы поднять тему, которая, уверена, беспокоит большинство украинцев. Речь идет о земельной реформе. Об этом много говорят политики, но, к сожалению, мало что в данном вопросе понимают простые украинцы. О чем на самом деле идет речь и что нужно знать о справедливой земельной реформе каждому из нас?

В период предвыборной кампании вопрос открытия в Украине рынка земли стал разменной монетой. Одни партии, руководствуясь популизмом, зная конъюнктурный спрос и понимая обеспокоенность людей, категорично протестуют против свободного обращения сельхозугодий. Другие, ища поддержку у проевропейски  настроенного населения, заявляют о необходимости немедленного проведения реформы.

Партия “Социальная справедливость” имеет свою позицию, так как любая ответственная политическая сила должна руководствоваться в первую очередь интересами населения, а также будущих поколений.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Перед тем, как принимать стратегическое государственное решение, целесообразно внести изменения в Земельный кодекс, определить национальную институцию, которая будет регулировать рынок земли. Данная государственная структура должна иметь полномочия и получить финансовые источники для выкупа излишков земель у населения в условиях переходного периода, финансовой поддержки малых фермерских хозяйств под залог земельных паев. Кроме того, крайне необходимо определить условия консолидации земель в границах административных районов.  В конце концов, должен появиться и заработать прозрачный рыночный механизм продажи и аренды сельхозугодий.  Эти функции может выполнять биржа.

На время переходного периода продажа земли иностранным резидентам должна быть запрещена и может осуществляться исключительно гражданам Украины. При этом на протяжении данного периода должен действовать законодательный запрет на передачу земли в уставный капитал юридических лиц. Частное владение сельскохозяйственной землей требует ограничения – не более 100–200 га на одного человека. Такая норма позволит фермерскому хозяйству иметь в своей собственности до 1000 га на семью. Этого, на мой взгляд, более чем достаточно.

Теперь, что касается распределения финансовых ресурсов, которые государство будет получать в виде платы за аренду земельных участков. Убеждена, что эти деньги должны направляться на развитие приоритетных программ в сельском хозяйстве.

При условии грамотного регулирования государством рынка земли Украине удастся достичь четырех основных целей реформы: предотвратить коррупцию в земельной сфере; создать Национальный земельный банк как инструмент регулирования производства сельхозпродукции и противодействия теневому рынку земли; утвердить на законодательном уровне эффективную модель государственной поддержки малого и среднего сельхозпроизводителя; стимулировать развитие сельхозпроизводства приоритетными  государственными программами и инвестиционными проектами.

Что касается коррупционного фактора, хочу привести лишь несколько цифр. На данный момент в теневом обороте находится около 5 млн га сельхозугодий, из них около 1 млн га обрабатывается без официально оформленных с государством договоров аренды. Еще 2 млн га не переданы государству после смерти собственников и незаконно используются третьими лицами. Примерно 1,2 млн га земельных паев не востребованы. Около 0,8 млн га числились во время распаевания под проектируемыми дорогами. В итоге из-за отсутствия государственного контроля за теневым рынком земли государство ежегодно теряет около 18 млрд грн.

Говоря о необходимости Национального земельного банка, стоит отметить главное: именно это государственное учреждение должно стать в условиях переходного периода конечным покупателем угодий. Проще говоря, все сделки купли-продажи должны осуществляться через государственную структуру. Вместе с тем НЗБ будет кредитовать на доступных условиях жителей сельской местности, которые не имеют достаточного количества денег для приобретения земельного участка  в собственность.

Наконец, Национальный земельный банк станет ресурсоемкой платформой для стимулирования развития фермерства и реализации целевых государственных и инвестиционных программ в аграрном секторе экономике.

Только так государство сможет провести эффективную реформу, защитить украинскую землю от разбазаривания, создать благоприятные условия для инвесторов и дать мощный толчок развитию фермерства. 

Светлана Скосырская, кандидат в народные депутаты Украины от партии “Социальная справедливость”

КиевVласть

Рекомендуємо до перегляду
Київ виділив 10 млн гривень громадам області (на що пішли гроші)
Київ виділив 10 млн гривень громадам області (на що пішли гроші)
16:00 Цьогоріч дві громади Київщини – Козинська селищна та Феодосіївська сільська – вчергове отримали зі столичного бюджету по 5 млн гривень в якості компенсації…
Справи насущні: скільки та на що у червні 2024-го витрачало Рокитне
Справи насущні: скільки та на що у червні 2024-го витрачало Рокитне
09:00 Протягом червня 2024 року Рокитне Білоцерківського району Київщини здійснило публічних закупівель на 2,33 млн гривень. Найбільшою покупкою селища став модульний будинок, де цілодобово…
Нацполіція хоче припинити “бездозвільну” житлову забудову “КСМ-Груп” на столичному Академмістечку
Нацполіція хоче припинити “бездозвільну” житлову забудову “КСМ-Груп” на столичному Академмістечку
09:00 Правоохоронці розслідують факти порушень законодавства при будівництві житлових будинків на більш ніж 6,9 га землі столичного Академмістечка. Мова йде про забудову на земельних…
Banner
QlU7mDx4