Похоже, что руководство Киевской горгосадминистрации (КГГА) изучает возможность прекращения криминальной аферы по захвату коммунального аэропорта “Киев” (Жуляны) Юрием Иванющенко (на фото слева) и Василием Хмельницким (на фото справа). В ответ на запрос транспортного департамента КГГА директор КП “МА “Киев” Алексей Нестеренко бодро декларирует успехи под руководством инвестора ООО “Мастер-Авиа”, но умалчивает о неприглядных сторонах сделки.
Об этом KV стало известно из ответа директора КП МА “Киев” (Жуляны) Алексея Нестеренко от 17 августа 2016 года на факсограмму директора Департамента транспортной инфраструктуры КГГА Сергея Майзеля от 10 августа 2016 года.
Алексей Нестеренко пояснил, что здания, сооружения и оборудование, которые находятся на балансе коммунального предприятия, переданы в долгосрочную аренду ООО “Мастер-Авиа” на основании решения Киевсовета № 28/5415 от 17 февраля 2011 года. В аренду не передавались инфраструктурные объекты аэродрома (взлетно-посадочная полоса, перроны, рулежные дорожки, часть производственных сооружений и оборудования) и парк специальной аэродромной техники.
По условиям конкурса, инвестор должен был построить и ввести в эксплуатацию терминал площадью не менее 12 тыс. кв. м и пропускной способностью 320 пассажиров в час. За время аренды ООО “Мастер-Авиа” соорудил три терминала с пропускной способностью 1310 пассажиров в час.
Результаты деятельности аэропорта “Киев” (Жуляны), со слов Нестеренко, выглядят следующим образом.
Таблица пассажиропотока и дохода КП “Киев” (Жуляны) за 2010-2016 гг.
Год |
Пассажиропоток (тыс. чел.) |
Доход КП МА “Киев” (тыс. грн) |
2010 |
28,5 |
40 781 |
2011 |
469,5 |
69 006 |
2012 |
861,7 |
64 402 |
2013 |
1 838,2 |
103 937 |
2014 |
1 092,3 |
104 274 |
2015 |
944,2 |
150 159 |
2016 (1 полугодие) |
554,8 |
95 392 |
Нестеренко пишет, что КП МА “Киев” к 2013 году погасило 29,496 млн гривен старых долгов, провело капитальные ремонты стоянок и аэродромных сооружений на 22,3 млн гривен, приобрело 56 единиц специальной аэродромной техники.
На протяжении 2012-2015 годов КП уплатило 102,752 млн гривен налогов и сборов, в т.ч. 73,49 млн – в бюджет Киева. Благодаря этому, в 2014 году КП заняло второе, а в 2015 году – третье место по прибыльности среди коммунальных предприятий Киева.
В связи с этим Алексей Нестеренко считает нецелесообразным досрочное расторжение договора № 240-2011 между КП МА “Киев” (Жуляны) и ООО “Мастер-Авиа”.
Напомним, ООО “Мастер-Авиа” контролируется структурами экс-нардепа от Партии регионов Юрия Иванющенко и бизнесмена Василия Хмельницкого. Первоначальные учредители ООО “Мастер-Авиа”:
-
ООО “Авиагруп”, контролировалось Алексеем Ивановым, партнером Хмельницкого и бывшим акционером банка “Хрещатик”;
-
ООО “КУА “Ника-инвест”, контролировалось тогдашним директором КП МА “Киев” Денисом Костржевским;
-
ООО “Фриланс-груп”, структура Иванющенко;
-
ООО “Акерс Инвест”, структура Хмельницкого.
Иванющенко предпринял попытку замести свой след в Жулянах, переоформив ООО “Фриланс-груп” на бизнесмена из ЮАР Виллема Мартинуса де Бира, коллегу Ивана Аврамова, давнего партнера Иванющенко, после чего заявил о продаже своей доли в бизнесе. Также известно, что нынешний директор КП МП “Киев” Алексей Нестеренко длительное время работал в структурах Василия Хмельницкого.
Любопытно, но показатели доходности, представленные в таблице Нестеренко, на треть выше данных, представленных в официальном отчете КП за 2015 год, и на треть выше отчета 2014 года. Но главное, что история аренды ООО “Мастер-Авиа” имущества аэропорта “Киев” и финансовые результаты этой операции выглядят совсем не так радужно-оптимистически, как описал Нестеренко.
В марте 2010 года у КП МА “Киев” были изъяты два земельных участка площадью 15,3771 га (1,8671 га и 13,51 га). Участки были переданы гаражно-строительному кооперативу “Стройиндустрия” (это классическая схема Иванющенко-Хмельницкого, – KV) и в этом же году становятся собственностью ООО “Мастер-Авиа”. В июне 2011 года решением Киевсовета от № 339/5726 23 июня 2011 года целевое назначение участков было изменено – и ООО “Мастер-Авиа” получило разрешение на строительство, обслуживание и эксплуатацию комплекса зданий и сооружений для обслуживания международного аэропорта “Киев”.
С этого момента все кадровые и другие решения в КП МА “Киев” принимали только представители ООО “Мастер-Авиа”. Весь персонал коммунального предприятия для пущего контроля был переведен в ООО “Мастер-Авиа”, а на своих должностях в КП сотрудники остались работать как совместители. КП тогда руководил один из соучредителей ООО “Мастер-Авиа” Денис Костржевский. Впоследствии он стал главой совета директоров “Мастер-Авиа”.
Под его руководством КП МА “Киев” получило от Киевсовета разрешение на залог недвижимости (решение № 467/3905 от 25.03.2010) и взяло 20 млн гривен кредита в банке “Хрещатик” у еще одного соучредителя ООО “Мастер-Авиа” Андрея Иванова, совладельца “Хрещатика”.
21 мая 2010 года через газету “Хрещатик” был объявлен конкурс на аренду имущества КП МА “Киев” (Жуляны). Условия конкурса были прописаны исключительно под ООО “Мастер-Авиа” (протокол постоянной комиссии Киевсовета по вопросам собственности № 51 от 18.05.2010). По этому поводу в 2011 году фракция “Батькивщины” в Киевсовете под руководством Татьяны Мелиховой устроила громкий скандал, который так ничем и не закончился.
При этом, при подготовке к Евро-2012, взлетно-посадочная полоса, перрон, рулежная дорожка и светосигнальное оборудование аэродрома “Киев” были реконструированы за 231,4 млн гривен из госбюджета.
Сегодня вся прибыльная деятельность КП МА “Киев” переведена в ООО “Мастер-Авиа”. Между ним и КП заключен договор комиссии, по которому ООО получает 7% от всех остальных услуг, оказываемых в Жулянах субъектам авиационной деятельности. При этом, сначала вся выручка поступает в ООО, а затем, за вычетом комиссионных, движется дальше.
Таким образом, ООО “Мастер-Авиа” создана правовая коллизия: КП МА “Киев”, в соответствии с Сертификатом Аэродрома АА №014123, является эксплуатантом аэродрома, но не эксплуатантом аэропорта, так как обладателем сертификата на право деятельности по наземному администрированию является ООО “Мастер-Авиа”. И полный контроль над аэропортом Жуляны позволяет его руководителям безнаказанно поиграть с деньгами.
КП МА “Киев” закупило за деньги бюджета Киева реконструкцию внешних сетей под строительство нового терминала:
-
в июне 2011 года – 51,63 млн гривен;
-
в январе-мае 2013 года – 26,8 млн гривен.
В обоих случаях победителем стало ООО “СК “Горжилстрой”, основанное бывшим директором КП Костржевским.
В 2014 году КП МА “Киев” закупало спецавтомобили на 10,4 млн гривен. Поставщиком автомобилей стало ООО “Мастер-Авиа”, которое их сейчас и использует.
Таким образом, на земле, ранее принадлежавшей КП МА “Киев” (Жуляны), за счет кредита, полученного КП и им же погашаемого, ООО “Мастер-Авиа” построило три терминала, которые эксплуатирует исключительно в своих интересах. Старый терминал КП ООО “Мастер-Авиа” законсервировало, но из аренды не отдает, чтобы не создать себе конкуренцию. Свои терминалы ООО “Мастер-Авиа” построило за счет кредита “Сбербанка России” (50 млн долларов), который заморожен и не погашается.
Примечательно, что инженерная инфраструктура терминального комплекса создана за деньги киевского бюджета, а инфраструктура аэродрома реконструирована за счет государственного бюджета. При всем этом КП МА “Киев” не может выполнять функции эксплуатанта и аэропорта, так как сертификаты, договора и персонал находятся в ООО “Мастер-Авиа”.
Читайте: Начальник аэропорта “Киев” (Жуляны): Мы – ларек, который никому не нужен