КП “Киевпастранс”, начиная с 2013 года, потратив ориентировочно 1,6 млрд бюджетных гривен, увеличило свой троллейбусный парк на 36 единиц, трамвайный – всего на 3 единицы, автобусов у предприятия стало меньше на 115 единиц. Что характерно, “Киевпастранс” в эти годы покупал троллейбусы только у структур, связанных с Президентом Петром Порошенко, и в основном за валюту. Информацию о том, сколько денег, начиная с 2013 года, было выручено от продажи списанных транспортных средств и куда они пошли, в КП “Киевпастранс” решили засекретить.
Об этом KV стало известно из ответа КП “Киевпастранс” № 053/01/528 на следующий журналистский запрос. Данный ответ подписал и.о. главного инженера КП “Киевпастранс” Александр Савицкий.
Согласно инфографике от КП “Киевпастранс”, на балансе предприятия по состоянию на 1 января 2017 года числилось 1485 автобусов, 589 троллейбусов и 439 трамваев. Для сравнения, по состоянию на 1.01.2013 года, на балансе этого предприятия пребывало 1600 автобусов, 553 троллейбуса и 436 трамваев.
Троллейбусы КП “Киевпастранс” за период с начала 2013-го по конец 2016 года закупало исключительно у ПАО “Автомобильная компания “Богдан Моторс” и его дочерней компании “Автосборочный завод №1” ПАО “Автомобильная компания “Богдан Моторс”.
-
В 2013 году “Киевпастрансом” было закуплено у ПАО “АК “Богдан Моторс” 33 троллейбуса (23 троллейбуса марки Т70110 и 10 троллейбусов марки Т90110) на общую сумму 6 млн 898,12 тыс. евро.
-
В 2014 году у ПАО “АК “Богдан Моторс” было закуплено 15 троллейбусов марки Т90110 на общую сумму 4 млн 78,80 тыс. евро.
-
В 2015 году ПАО “АК “Богдан Моторс” предоставило КП 45 троллейбусов марки Т90110 на общую сумму 12 млн 236,40 тыс. евро.
-
В 2016 году КП “Киевпастранс” закупило у ДП “АСЗ №1” АО “АК “Богдан Моторс” 5 троллейбусов марки Т70110 на 25 млн 292,5 тыс. гривен, а у ПАО “АК “Богдан Моторс” – 21 троллейбус марки Т90110 за 5 млн 710,32 тыс. евро.
Из ответа на запрос следует, что закупка 81 троллейбуса марки Т90110 осуществлялась исключительно в валюте за счет кредита Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Только в 2016 году КП закупило 5 троллейбусов марки Т70110 у дочки ПАО “АК “Богдан Моторс” в украинской гривне за счет городского бюджета.
Автобусы КП “Киевпастранс” в 2013-м, 2014-м и в 2015 году не закупало. Только в 2016 году 48 автобусов марки МАЗ 203069 и 2 автобуса марки МАЗ 215069 на общую сумму 211 млн 152 тыс. гривен были закуплены у ООО “МАЗтранссервис”.
Читайте: “Киевпастранс” накупил у партнеров Порошенко автобусов и троллейбусов на 675 миллионов гривен
Трамваев, согласно данным КП “Киевпастранс”, начиная с 2013 года, было закуплено на 565,5 млн гривен:
-
в 2013 году – 1 трамвай марки KЗR-NNP за 9 млн 990 тыс. гривен у ЧАО КЗЕТ:
-
в 2015 году – 5 трамваев марки К-1М за 64 млн 440 тыс. гривен у ООО “ТАТРА ЮГ” и 2 трамвая марки Т5В641 за 52 млн 500 тыс. гривен у ООО “СУНП “Електронтранс”;
-
в 2016 году – 10 трамваев марки 71-414К за 413 млн 802 тысячи 300 гривен у PESA BYDGOSZCZ и 1 трамвай марки Т5В641 за 28 млн 875 тыс. гривен у ООО “СУНП “Електронтранс”.
Читайте: “Киевпастранс” игнорировал госстандарты при закупке “львовских” трамваев
Отметим, КП “Киевпастранс” не предоставил KV информацию о том, в каком размере и куда ушли деньги от списания подвижного состава за указанный период. При этом, в 2013 году предприятием было списано 45 автобусов, 60 троллейбусов и 19 трамваев, а в 2014 году – 63 автобуса. В последующие годы никаких списаний подвижного состава, по информации КП, на предприятии не проводилось.
Отметим также, согласно договору №52.16-313 КП “Киевпастранс”, осенью минувшего года закупал 40 городских троллейбусов “Богдан” Т70117 на сумму 202 млн 340 тыс. гривен с НДС. Данный договор был подписан с ДП “АСЗ №1” АО “АК “Богдан Моторс” 3.10.2016 года. Согласно документу, все 40 троллейбусов должны были прибыть в Киев до 31.12.2016 года. Судя по ответу на запрос, КП “Киевпастранс” в минувшем году, похоже, смогло оплатить и получить только 5 троллейбусов из 40.
Читайте: КП “Киевпастранс” получил троллейбусы Богдан с нарушением сроков поставки
Напомним, корпорация “Богдан” входит в финансово-промышленную группу “Укрпроминвест”, которую связывают непосредственно с Президентом-бизнесменом Петром Порошенко. Кроме “Богдана”, в финансово-промышленную группу “Укрпроминвест” входят также корпорация “Рошен”, судостроительный завод “Ленинская кузня”, корпорация “ИСТА”, “Агропродинвест” и т.д.
По данным ряда СМИ, во время кризиса 2009 года Петр Порошенко отдал свой пакет в “Богдан Моторс” бизнес-партнеру Олегу Свинарчуку (ныне Олег Гладковский.-KV) в обмен на долг в $100 млн и миноритарную долю Гладковского в Roshen и других совместных бизнесах.
Однако, похоже, закупки “Киевпастранса” не смогли удержать “Богдан Моторс” на плаву. Или же деньги оседают непонятно где. Согласно информации издания Hubs, ПАО “Автомобильная компания “Богдан Моторс” в 2015 году получило чистый убыток в размере 810,97 млн гривен. Согласно информации к повестке дня собрания акционеров этой компании, 22 апреля 2016 года, непокрытый убыток ПАО на 1 января 2016 года составлял 3 млрд 062,7 млн грн (годом ранее – 2 млрд 257,7 млн грн).
По данным Единого госреестра, основателем ООО “МАЗтранссервис” является ООО “Укрпастех” Романа и Павла Шевченко, которые также являются бенефициарными собственниками этого ООО. Руководителем обеих компаний является Анатолий Шевченко.
Отметим, общественная инициатива “Антикоррупционный монитор” провела анализ закупок КП “Киевпастранс” у ПАО “Автомобильная компания “Богдан Моторс”, ее дочерней компании, а также у ООО “МАЗтранссервис” и определила их индексы “ФОКС”(“Формалізовані Ознаки Корупційної Складової”), как неудовлетворительные.
Напомним, генеральным директором КП “Киевпастранс” с 30 августа 2016 года работает Дмитрий Левченко. С 13.08.2014 года по 12.04.2016 года гендиректором этого КП работал нынешний директор Департамента транспортной инфраструктуры Киевской горгосадминистрации (КГГА), член комиссии Киевсовета по вопросам транспорта, связи и рекламы (фракция “Солидарность”) Сергей Майзель.
При этом, все вопросы транспорта в Киеве с марта 2016 года курирует коллега Майзеля по фракции и профильной комиссии столичного горсовета, замглавы КГГА Илья Сагайдак. Последний, кстати, очень этого не хочет, но вскоре может быть уволен.