“Компромисс реален, и мы должны его найти”, – Алексей Бусаев о столичной реформе размещения временных сооружений

“Компромисс реален, и мы должны его найти”, - Алексей Бусаев о столичной реформе размещения временных сооружений

Уже завтра, 9 июля, Киевсовет закончит прием замечаний и предложений к двум “эпохальным” проектам регуляторных актов – о порядке размещения временных сооружений (ВС) и о зонах их размещения. Эти документы предполагают кардинальное реформирование сферы городской уличной торговли (киоски, передвижные кофейни, торговые палатки) и вызвали немалый резонанс среди столичных предпринимателей. KV пообщалась о грядущих нововведениях и их рисках для городского малого и среднего бизнеса с Алексеем Бусаевым – столичным предпринимателем и главой “Ассоциации мобильных кофеен”.

KV: В начале июня столичные власти с подачи ряда депутатов Киевсовета начали готовиться к реформе сферы размещения в столице ВС и других торговых объектов. Соответствующие проекты регуляторных актов – о порядке размещения ВС и о зонировании их размещения – уже вызвали волну возмущения среди киевских предпринимателей. В частности, предполагается, что столичные власти будут официально продавать места под размещение таких сооружений через аукционы в системе Prozorro.Продажи. Каково ваше мнение по этим документам и грядущей реформе? 

Алексей Бусаев: Предложенные депутатами проекты решений не просто возмутили предпринимателей. Я бы сказал, что они нас потрясли. Но на то они и проекты решений, чтобы их можно было обсуждать. Каким образом проведут эти самые обсуждения, все ли смогут высказать свои предложения и замечания, будут ли они услышаны разработчиками проектов – эти вопросы остаются открытыми. Я надеюсь, что все же можно будет прийти к компромиссу практически по всем вопросам, которые  предпринимательским сообществом воспринимаются неоднозначно. 

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Но здесь нужно разграничивать. На сегодняшний день в Киеве около 6 тыс. законно размещенных ВС – по ним заключены договора паевого участия. Аукционы по этим ВС проводиться не должны – так прописано в проекте. Аукционы должны касаться тех мест возможного размещения ВС, где нет законных киосков и где, согласно государственным строительным нормам (ДБН), возможно будет разместить новое ВС. То есть, в таких случаях предприниматели смогут “завоевывать” это право на открытом аукционе через Prozorro.Продажи. 

Что касается этой торговой площадки, через которую планируется проведение аукционов. Как по мне, это неплохой вариант для предпринимателей, желающих заняться таким бизнесом, поскольку на сегодня, как известно, действует мораторий на размещение новых ВС. Но, как мы видим, в последнее время новых конструкций становится все больше и больше. Кроме того, этой площадкой пользуются практически во всех отраслях. Например, приватизация объектов коммунальной собственности тоже осуществляется через систему Prozorro.Продажи. Также через эту систему городские власти продают право на размещение в городе аттракционов. Поэтому, по моему мнению, все должно быть честно, открыто, прозрачно. Но стоит отметить, что даже идеальные системы не всегда работают идеально. Например, в аукционах на размещение аттракционов в городе существует трехшаговая система. Если в аукционе принимает участие 2 и больше участника, то право последней ставки будет за тем участником, который предложил наиболее высокую стартовую цену за право на размещение. И такой участник, соответственно, будет иметь больше шансов на победу.

Читайте: Масштабная реформа: столичные власти запланировали продавать право на размещение киосков через Prozorro

KV: Ваша позиция по вопросу аукционов на Prozorro.Продажи понятна. Но ведь власти апеллируют тем, что это – единственный способ для того, чтобы устранить из процедуры получения разрешительных документов человеческий фактор и сделать процесс наполнения бюджета за счет размещения киосков более прозрачным. Дескать, теперь не будет “ручного режима” регулирования этой сферы и все будут знать, сколько зарабатывает бюджет. Что вы скажете на этот счет?

Алексей Бусаев: Как по мне, определение победителя с помощью системы Prozorro – это намного лучше, чем бюрократическая комиссия в составе из, например, 10 человек, которая “решает судьбу” того или иного места, где можно будет разместить ВС. Да, первое, что приходит в голову, это то, что таким образом хотят вытолкнуть мелкий бизнес. Но… Я считаю, что каждый должен иметь равное со всеми право установить ВС в выбранном им месте. По поводу бюджета. Однозначно, что после проведения аукциона абсолютно каждый сможет ознакомится на сайт Prozorro с результатами аукционов. И да, по моему мнению, количество средств, которые город сможет получить по результатам торгов, однозначно увеличится. Но выиграет ли от этого малый бизнес? Ответ однозначный – нет!

KV: Есть данные о том, что уплата паевых взносов за размещение ВС приносит городскому бюджету доходы порядка 50-60 млн гривен ежегодно. Аукционы, которые запланировали власти, наверняка увеличат такие поступления, поскольку появится “соревновательный фактор”. Разве это не аргумент в пользу утверждения предложенной властями процедуры? 

Алексей Бусаев: Бюджет столицы как получал 50-60 млн грн в год, так и будет получать. Ведь эти доходы поступают в городскую казну по тем ВС, которые уже законно установлены и функционируют. Но кроме этих денег город сможет получить и дополнительные средства от продажи новых мест и тех мест, в которых на данный момент установлены незаконные ВС. С другой же стороны, в проекте решения нет даже упоминаний о том, куда именно будут зачисляться средства, которые будут уплачивать победители аукционов. Этот вопрос пока что остается открытым.

KV: На данный момент городские власти еще официально не определились, какая структура будет проводить указанные аукционы в системе Prozorro.Продажи. В кулуарах Киевсовета ходят слухи, что эти обязанности могут возложить то ли на КП “Киевблагоустройство”, то ли на КП “Городской магазин”, то ли даже на некое КП, которое будет специально создано горсоветом под такие функции. А каков ваш прогноз?

Алексей Бусаев: Честно говоря, даже не знаю. Для предпринимателей важно одно – чтобы деньги, которые они платят, перечислялись исключительно в бюджет Киева. Я бы рекомендовал прописать функциональную задачу этого КП таким образом, чтобы по меньшей мере 90% от вырученных на аукционах средств перечислялись в городскую казну. А вот кто будет перечислять эти деньги в бюджет (КП или предприниматель самостоятельно), это нужно будет выписывать отдельно.

KV: Владельцы ВС и других торговых точек также критикуют грядущую реформу зонирования размещения ВС. Но ведь тяжело спорить с тем, что столица в последние годы все больше напоминает один сплошной “базар” – киоски лепят везде, такие сооружения часто имеют устрашающий внешний вид и т.д. Разве городу не нужны какие-то правила, которые будут разрешать или запрещать установку ВС в тех или иных местах, которые будут регламентировать, как торговые точки должны выглядеть и т.д.?

Алексей Бусаев: Согласен с вами на все 100%. Действительно, правила размещения ВС, их архетип (внешний вид) должны быть урегулированы. Но они должны быть урегулированы согласно тем нормативно-правовым актам, которые действительно устанавливают запрет на размещение ВС в том или ином месте. Есть множество ДБН, которые регулируют эти вопросы. Кроме того, когда будет оформляться паспорт привязки, предприниматель будет заказывать разработку схемы привязки ВС на топографо-геодезической основе М 1: 500 с чертежами контуров сооружениям с привязкой к местности. На этой основе отображаются все инженерные сети, красные линии, запреты и ограничения по установке ВС. Поэтому предприниматель и так не сможет получить паспорт, если в месте есть запреты, которые делают невозможной установку ВС. 

Действительно, может, зонирование размещения ВС и нужно, но точно не в том виде, который сейчас предлагается депутатами. Там настолько много ограничений, что мест, где фактически смогут функционировать ВС и средства передвижной торговли, просто не останется. Кроме того, нам ведь известен и тот факт, что для того, чтобы заплатить определенные средства в город, предприниматель где-то должен их заработать. В связи с этим место размещения ВС, средства передвижной торговли или объекта сезонной торговли должно быть интересным для него – с неплохой проходимостью граждан. Будут ли “проходными” все места, предусмотренные проектом решения – пока что загадка.

К архетипам тоже есть большой вопрос. Но его решение тоже есть. Во-первых, при получении паспорта привязки предприниматели должны будут приложением к нему получать установленный архетип, которому должно будет соответствовать ВС. Во-вторых, уверен, что, если предприниматель будет стабилен в своем бизнесе и будет знать, что имеет документы на 5 лет, он и сам заменит “аварийное” или “страшное” ВС в самое ближайшее время.

KV: Согласно процедуре утверждения регуляторных актов, до 9 июля 2021 года общественность и предприниматели имеют право подавать свои правки и замечания к проектам по реформе сферы размещения ВС. Готовили ли вы или ваши коллеги какие-либо предложения?

Алексей Бусаев: Да, мной подготовлены замечания и предложения к вышеуказанным проектам решений, которые я уже направил разработчикам. Один из тезисов, которыми я апеллирую – это то, что из данных проектов должны полностью быть исключены средства передвижной торговли. Ведь их размещение полностью регламентировано действующим порядком.

KV: Ранее вы сообщали о том, что предпринимателям и властям необходимо искать компромисс в вопросе реформы сферы ВС. Среди механизмов диалога вы называли “круглые столы” при участии владельцев киосков и депутатов Киевсовета, рабочие группы и т.д. Не боитесь ли вы, что эти мероприятия в итоге приведут к тому, что вопрос будет просто “заговорен” – никто не придет к общему знаменателю, все ограничится лишь обсуждением и т.д.?

Алексей Бусаев: Уверен, что компромисс реален. И мы его обязательно должны найти. Но ни для кого не секрет, что на сегодняшний день из всего количества размещенных ВС, как законных, так и незаконных, львиная доля принадлежит представителям правоохранительных органов, бывшим и действующим депутатам и чиновникам. А как гласит народная поговорка: “Ворон ворону глаз не выклюет”. Но каждый из нас, предпринимателей, заинтересован в решении проблем, которые могут возникнуть в случае принятия этих решений. Всем, кто при власти, думаю, известно, что сейчас – не самое хорошее и благополучное время для малого бизнеса. Поэтому все-таки лучше находить точки соприкосновения. Каждый здравомыслящий чиновник, депутат, представитель власти прекрасно понимает, что если решения будут приняты через “колено”, то не факт, что положения этих решений будут выполнены таким образом, каким они прописаны.

KV: Ваша коллега Лалита Картозия недавно сообщила KV о том, что предприниматели готовы судиться с властями в случае, если владельцы ВС не будут услышаны при утверждении нового механизма размещения этих сооружений. По вашему мнению, насколько эффективны судебные разбирательства и готовы ли вы идти на такие меры?

Алексей Бусаев: Да, она полностью права. На сегодняшний момент в судебном порядке были отменены многие нормативно-правовые акты и даже некоторые положения решений Киевсовета и распоряжений Киевской горгосадминистрации (КГГА). Но это длительный процесс, потраченные время и деньги. Это потерянные рабочие места, искалеченные судьбы. Исходя из понимания этого процесса, я всегда настаиваю на диалоге. Нужно говорить, нужно договариваться. Не всегда слышат нас, но не всегда слышим и мы.

Но есть и другие риски. Новая процедура продажи мест под размещение ВС может привести к огромному ажиотажу – их явно захотят выкупить владельцы сетей ВС, имеющие высокие доходы. С одной стороны, это может привести к увеличению поступлений в бюджет города. Но есть и обратная сторона медали: что будут делать проигравшие, если их места пустят с молотка? Неспособность мелких предпринимателей заплатить достаточно денег за победу в аукционе может привести к тому, что многим владельцам ВС придется закрыть свой бизнес. Как итог – тотальное уменьшение рабочих мест, которое приведет к увеличению безработицы и очередной волне оттока трудоспособного населения из Украины в целом и Киева в частности. Я бы не хотел, чтобы мои слова воспринимались скептически, но в Киеве живет и работает вся Украина.

KV: Вы недавно заявили о том, что, если власти проигнорируют требования предпринимателей по указанным реформам, владельцы ВС будут организовывать акции гражданского неповиновения. Нет ли опасения, что эти митинги могут усилить негативное отношение к вам и вашим коллегам?

Алексей Бусаев: В Киеве живут и работают около 1 млн предпринимателей. Те, которые зарегистрированы в городе, платят налоги в бюджет столицы. У каждого жителя Киева родственник, сосед или знакомый занимается предпринимательской деятельностью. Если представители власти не услышат законных требований предпринимателей, подчеркиваю – законных требований, и примут решения, нарушая действующие нормативно-правовые акты, то людям ничего другого не останется, как выходить на улицы и добиваться справедливости под стенами Киевсовета. Надеюсь, киевляне отнесутся к этому с пониманием, поскольку мы такие же жители города, как и они. 

Читайте: Алексей Бусаев: “Государство, вводя карантин, совершенно не предусмотрело его последствия”

Фото предоставил Алексей Бусаев

КиевVласть

Автор:
Беседовал Алексей Ветров
Рекомендуємо до перегляду
Мішші Орєшніков: “Чувашія-Волзька Булгарія стане найбільш інвестиційно привабливою державою Європи”
Мішші Орєшніков: “Чувашія-Волзька Булгарія стане найбільш інвестиційно привабливою державою Європи”
16:00 Демонтаж держави-агресора та спонсора тероризму, російської федерації, є безумовним і обов’язковим запобіжником проти подальших злочинних дій з боку кремлівських режимів. Тільки це убезпечить…
Розпродаж на 130 млн: Київрада затвердила черговий перелік комунальних об'єктів на приватизацію
Розпродаж на 130 млн: Київрада затвердила черговий перелік комунальних об’єктів на приватизацію
14:00 Столична міськрада затвердила новий перелік комунальних будівель та приміщень, які підлягають “малій приватизації”. До нього увійшли близько сотні об’єктів загальною площею понад 16…
Калашник, Старенька і Коваленко: що відомо про нових заступників голови КОДА
Калашник, Старенька і Коваленко: що відомо про нових заступників голови КОДА
19:22 Київщина отримала трьох нових заступників голови Київської ОДА — Євгена Коваленка, Ірину Стареньку та Миколу Калашника. Коваленко працюватиме над питаннями відновлення інфраструктури та…
Banner
QlU7mDx4