Группа депутатов Киевсовета подготовила два проекта решений, которые могут существенно изменить процедуру размещения в столице торговых временных сооружений (ВС, киоски, МАФы). Депутаты предложили продавать право на оформление паспортов привязки через систему Prozorro.Продажи, сократить срок действия таких документов с 5 до 3 лет, изменить формулу расчета паевых взносов, обозначить зоны, в которых запрещено устанавливать ВС, и т.д. Против большинства нововведений уже выступили столичные предприниматели. Они уверены, что эта “реформа” противоречит требованиям профильного законодательства Украины, и требуют, чтобы предложения Киевсовета прошли через антикоррупционную экспертизу. При этом, в случае, если городские власти проигнорируют замечания предпринимателей, последние готовы обращаться в суд.
Как стало известно KV, столичные власти готовят масштабную реформу в вопросе размещения в Киеве временных сооружений (ВС).
9 июня 2021 года на сайте Киевской горгосадминистрации (КГГА) были обнародованы проекты решений Киевсовета, которые должны пройти регуляторную процедуру. Субъектами их подачи выступила группа депутатов горсовета из разных политических сил: “УДАР”, “Европейская солидарность”, “Голос”, “ВО “Батькивщина” и “Слуга народа”. Речь идет о следующих документах:
-
проект регуляторного акта “О некоторых вопросах размещения временных сооружений торгового, бытового, социально-культурного или другого назначения для осуществления предпринимательской деятельности” (далее – проект о порядке размещения ВС);
-
проект регуляторного акта “Об утверждении зон размещения на территории города Киева временных сооружений торгового, бытового, социально-культурного или другого назначения для осуществления предпринимательской деятельности, средств передвижной мелкорозничной торговой сети, объектов сезонной мелкорозничной торговой сети и других объектов торговли” (далее – проект о зонах размещения ВС).
В течение ближайшего месяца, до 9 июля 2021 года, Киевсовет будет принимать предложения и замечания к данным документам. После этого проекты регуляторных актов должны быть обработаны субъектами их подачи и зарегистрированы в Киевсовете уже как полноценные проекты решений – с присвоение регистрационніх номеров. В дальнейшем эти документы должны быть рассмотрены постоянными комиссиями горсовета, а также Государственной регуляторной службой, Антимонопольным комитетом Украины и другими структурами – все эти органы должны предоставить свои выводы. Лишь после этого проекты “реформирования” сферы ВС могут быть вынесены в сессионный зал Киевсовета – вероятно, это произойдет не ранее конца июля или даже в августе.
Как планируется оформлять ВС
Первый проект регуляторного акта подразумевает существенное изменение процедуры размещения ВС. Главное новшество, которое запланировали столичные власти – с 1 декабря 2021 года городские власти планируют предоставлять право оформления паспортов привязки на размещение ВС по итогам торгов в системе Prozorro.Продажи.
В проекте решения уточняется, что победителем в таких торгах должен будет определяться владелец ВС, предложивший наибольший ежегодный размер паевого участия – официального взноса, который уплачивается предпринимателями в столичный бюджет и который в конечном итоге городские власти должны тратить на содержание прилегающей к ВС территории. После подведения результатов торгов предприниматель-победитель должен будет заключать договор паевого участия с Департаментом промышленности и развития предпринимательства КГГА (на данный момент эти функции возложены на Департамент градостроительства и архитектуры). В свою очередь, предполагается, что паспорт привязки, как и сейчас, должен будет оформлять Департамент градостроительства и архитектуры КГГА. Кроме того, согласно проекту, Департамент промышленности и развития предпринимательства КГГА будет выдавать предпринимателям специальные QR-коды единого образца, которые будут размещаться на лицевой части каждого ВС и которые будут содержать в себе информацию обо всех документах на эти сооружения.
Отметим, данный способ оформления документов будет действовать только в тех случаях, если соответствующие сооружения планируется размещать на землях коммунальной собственности, которые не переданы кому-либо в аренду или пользование. Следовательно, можно предположить, что, предприниматели, которые захотят размещать свои ВС на частных участках или коммунальных землях, переданных в аренду, смогут обойти процедуру торгов в системе Prozorro.Продажи. Однако, каков механизм оформления ВС будет применен для таких предпринимателей, в проекте о порядке размещения таких сооружений пока что не уточняется.
Также данным документом предполагается, что срок действия новых паспортов привязки, заключенных по результатам аукционов, будет составлять 3 года. Почему разработчики документа планируют утвердить именно такой срок, неизвестно. При этом, можно предположить, что новая норма противоречит законодательству Украины.
Речь идет о том, что, согласно приказу Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства №244 от 21 октября 2011 года “Об утверждении Порядка размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности”, срок действия паспортов привязки определяется органом по вопросам градостроительства и архитектуры соответствующего совета или районной государственной администрации (РГА) – с учетом сроков реализации положений градостроительной документации на местном уровне. В столице таким органом является Департамент градостроительства и архитектуры КГГА, и до последнего времени эта структура выдавала паспорта привязки сроком на 5 лет. Имеет ли право Киевсовет устанавливать какие-либо сроки – большой вопрос.
Согласно проекту о порядке размещения ВС, в случае его утверждения КГГА должна будет разработать и утвердить порядок проведения торгов на Prozorro.Продажи, а также определить, какая из городских структур будет заниматься их проведением.
Как сообщала KV, в стенах КГГА активно обсуждается вопрос о том, чтоб возложить такую обязанность на КП “Киевблагоустройство” – предприятие, которое контролирует соблюдение владельцами столичных киосков всех установленных правил в данной сфере. Однако, возможно, столичные власти создадут новое КП – специально под эти функции. Также, по данным KV, существует вероятность, что эти полномочия может получить КП “Городской магазин” – предприятие, которое проводит торги на право размещения передвижной и сезонной торговли и которому, по слухам, городские чиновники планируют передать право на организацию всех киевских ярмарок. К слову, этот вариант кажется наиболее предпочтительным, так как КП “Городской магазин” подчиняется упомянутому выше Департаменту промышленности и развития предпринимательства КГГА.
Читайте: Монополия на доходы: “Городскому магазину” могут достаться все столичные ярмарки
При этом, как следует из проекта, введению новой процедуры выдачи паспортов привязки будет предшествовать некий переходной период. В течение этого времени владельцы действующих ВС смогут, по сути, продлить сроки размещения своих сооружений и хотя бы на некоторый период обойти процедуру торгов.
Так, до 30 июня 2021 года Департамент градостроительства и архитектуры КГГА должен будет принимать от владельцев ВС заявления о намерении оформить паспорта привязки на размещение таких сооружений на коммунальной земле. Эти заявления будут приниматься только от тех предпринимателей, у которых уже есть действующие договора о паевом участии. С 1 августа 2021 года градостроительный департамент не будет иметь право продлевать “заканчивающиеся” договора паевого участия, по которым не оформлены паспорта привязки. Можно предположить, что эти даты будут скорректированы – учитывая, что проект о порядке размещения ВС только в конце июля может “попасть” в сессионный зал. Также проектом предусматривается, что до начала проведения указанных торгов в системе Prozorro.Продажи Департамент городского благоустройства КГГА должен будет демонтировать все самовольно размещенные торговые сооружения – вероятно, это будет происходить силами того же КП “Киевблагоустройство”.
Также проектом предусмотрено изменение порядка определения объемов паевого участия для владельцев ВС (в частности, предусмотрена новая формула расчета таких взносов), утверждение правил содержания ВС (требования по наличию урн, по уборке снега и льда в зимний период и т.д.) и прочие нововведения.
Где будут размещаться ВС
Проект о зонах размещения ВС предполагает введение в столице ограничений на размещение указанных выше сооружений и торговых точек.
Так, его авторы предлагают не размещать такие объекты в следующих зонах:
-
в радиусе 200 метров от выходов/входов со станции Киевского метрополитена;
-
в радиусе 50 метров от остановок общественного транспорта;
-
в 50-метровой зоне от перекрестков дорог и улиц;
-
в 10-метровой зоне от зданий, строений и сооружений;
-
в 50-метровой зоне от школ и дошкольных детских учреждений
-
в 20-метровой зоне от детских площадок;
-
в 20-метровой зоне от наземных и подземных пешеходных переходов
-
в 10-метровой зоне от памятников и достопримечательностей, а также зданий, имеющих историко-культурную ценность;
-
в охранных зонах памятников культурного наследия;
-
в 10-метровой зоне от дорог и улиц по основным транспортным магистралям города (таковых насчитывается несколько десятков. – KV).
Также проектом решения предлагается запретить продажу табачных изделий и алкогольных напитков в радиусе 100 метров от школ, дошкольных детских учреждений и детских площадок.
Кроме того, авторы документа считают, что “внешний архитектурный облик” таких сооружений должны рассматривать и согласовывать Департамент градостроительства и архитектуры КГГА совместно с одним из представителей комиссии Киевсовета по вопросам предпринимательства, промышленности и городского благоустройства.
Что думают предприниматели
Как сообщила KV глава ОО “Всеукраинское общество работников торговли и услуг “Трудовое сообщество” Лалита Картозия, целый ряд пунктов проекта положения о размещении ВС противоречит профильному законодательству Украины.
Так, она обратила внимание на то, что вышеупомянутым приказом Минрегионстроя №244 не предусмотрено проведение торгов на право получения паспортов привязки. Хотя именно этот приказ является основополагающим документом в сфере размещения ВС по всей Украине – местные власти могут принимать свои положения, однако они не должны противоречить нормативам Минрегионстроя. Также, согласно проекту положения о размещении ВС, столичные власти, по сути, планируют сделать обязательными договора паевого участия, хотя такие соглашения и соответствующие взносы в бюджет являются лишь “опцией”. По словам Лалиты Картозии, вместо договоров паевого участия со столичными властями владельцы ВС могут заключать соглашения на содержание прилегающих к ВС территорий с частными структурами или же содержать эти территории в должном виде собственными силами.
Также глава ОО “Трудовое сообщество” указала на то, что предусмотренная проектом положения о размещении ВС формула расчета размера паевого участия противоречит формуле, установленной приказом Минрегионстроя №310 от 27 ноября 2017 года “Об утверждении Типовых правил благоустройства населенного пункта”. В частности, столичные власти предлагают рассчитывать этот взнос исходя из площади ВС, тогда как нормативами Минрегионстроя утверждено, что паевое участие “привязано” к площади территории, закрепленной за ВС.
Кроме того, Лалита Картозия предположила, что денежные средств, полученные от уплаты паевых взносов, не будут поступать в столичный бюджет, а будут оставаться на счетах КП, которое будет проводить торги за право получения паспорта привязки в системе Prozorro.Продажи. В качестве примера глава ОО “Трудовое сообщество” привела КП “Городской магазин”, которое организовывает торги по продаже мест размещения средств передвижной торговли, но не перечисляет доходы от такой деятельности в городскую казну.
Лалита Картозия отметила, что идея о проведении торгов за право размещения ВС далеко не новая, и ранее столичные предприниматели уже активно противодействовали таким намерениям городских властей. В данном случае, по словам главы ОО “Трудовое сообщество”, владельцы ВС также готовы отстаивать свои права.
Читайте: Из киевских киосков собираются вытеснить малый бизнес
Так, ее организация уже подготовила и направила в Киевсовет некоторые свои замечания к проекту о порядке размещения ВС. Также Лалита Картозия совместно с предпринимателями планирует принимать участие в обсуждении этого документа на заседаниях комиссий Киевсовета и добиваться проведения антикоррупционной экспертизы этого проекта. На данный момент неизвестно, какой орган должен проводить такую экспертизу, однако, вероятно, об этом можно было бы ходатайствовать перед общественным советом при КГГА. В случае, если Киевсовет проигнорирует требования владельцев ВС и утвердит новые правила в нынешнем виде, предприниматели готовы судиться со столичными властями.
“В 2018 году уже был схожий проект. Мы подавали в суд на этот проект решения, дошли до Верховного суда, который дал разъяснение, что оспаривать можно только решение. Хотя мы проиграли суд, они (столичные власти. – KV) не вынесли этот проект на сессию. Этот проект противоречит законам Украины. Он имеет коррупционные риски. Мы считаем, что он должен пройти антикоррупционную экспертизу”, – заявила Лалита Картозия.
Что касается необходимости согласования внешнего вида ВС, которая предусмотрена проектом о зонах размещения этих сооружений, то, по мнению, главы ОО “Трудовое сообщество”, у столичных предпринимателей не должно быть проблем с этим. Лалита Картозия уверяет, что чиновники могут и должны влиять на т.н. “архетип”, только если предприниматели собираются устанавливать откровенно “уродские” или аварийные ВС.
“В приказе Минрегионстроя (№244. – KV) убрали понятие “архетип” и никто ничего не согласовывает. Раньше было право на утверждение единого архетипа, но заставить всех придерживаться его невозможно. Вопрос дизайна входит в компетенцию Департамента градостроительства и архитектуры, но они не могут заставить купить другой киоск”, – подчеркнула Лалита Картозия.
Напомним, еще недавно, в мае 2021 года, один из экспертов в сфере размещения ВС – глава Ассоциации мобильных кофеен Алексей Бусаев – настаивал на том, что процесс оформления паспортов привязки таких сооружений должен проходить в соответствии с изменениями в упомянутый приказ Минрегионстроя №244, которые вступили в силу в феврале 2021 года. Для обсуждения этого вопроса Бусаев предложил создать рабочую группу с привлечением профильных департаментов КГГА. Этот орган, по мнению главы указанной ассоциации, должен наработать алгоритм действий для предпринимателей “по понятной, упрощенной и эффективной процедуре долгожданного получения предпринимателями паспортов привязок, согласно принятым Минрегионстроем нововведениям”.
Отметим, Департамент градостроительства и архитектуры КГГА с 1 ноября 2016 года возглавляет Александр Свистунов. Деятельность этой структуры со 2 апреля 2021 года контролирует замглавы КГГА, экс-директор Департамента земельных ресурсов КГГА Петр Оленич.
Департаментом промышленности и развития предпринимательства КГГА с 30 ноября 2020 года временно руководит Владимир Костиков. Департамент городского благоустройства КГГА с 1 января 2021 года на таких же правах возглавляет Тимур Ткаченко. Работу этих структур с 1 января 2021 года контролирует замглавы КГГА Алексей Кулеба.
Фото: коллаж KV