С начала децентрализации на Киевщине создано всего 17 объединенных территориальных общин. Область заняла одно из последних мест в рейтинге по формированию ОТО среди всех регионов Украины. По мнению экспертов, создание терробщин осложняет и тормозит политическая ситуация в регионе. Среди плюсов называют качество реформирования местного самоуправления.
Как стало известно KV, 11 января Минрегион обнародовал новые данные Мониторинга процесса децентрализации и реформирования местного самоуправления по состоянию на 10 января 2019 года.
Согласно этому мониторингу, Киевщина занимает одно из последних мест в рейтинге по формированию ОТО, о чем сообщала на своей странице в Facebook глава Киевского областного совета Анна Старикова.
“Недавний мониторинг от профильного министерства показал, что Киевская область находится на 22 месте. Регион опередил только Закарпатскую и Кировоградскую области. Так в 2018 году состоялись выборы в 4 ОТО и сейчас их общее количество в области насчитывает 17 ОТГ, которые были образованы в течение 2015-2018 годов (здесь учтена 1 ОТО, которая ожидает решения ЦИК)”, – говорится в сообщении.
Также она отметила, что еще в конце прошлого года депутаты облсовета заслушали информацию о ходе децентрализации от профильного департамента КОГА. Депутаты единодушно высказали мнение, что все общины должны быть созданы, а администрация – предоставить все выводы и согласования, чтобы не тормозить процесс децентрализации.
Децентрализация в цифрах
По данным Минрегиона при составлении общего рейтинга учитывались 6 основных параметров формирования объединенных территориальных общин на территории 24 областей.
Оценивали ход децентрализации, например, по количеству ОТО. По этому параметру Киевская область находится на 19 месте.
По покрытию площади области Киевщина занимает 23 место: за 2015-2018 гг. общая площадь объединившихся общин составила всего 28 131 кв.км или 14,2%.
Учитывалось и количество ОТО. Согласно этому параметру столичный регион оказался на 22 месте. А по количеству ОТО с численностью менее 5 тыс. человек Киевщине удалось занять 4 место. Таких общин на территории области насчитывается три (17,6%).
Также учитывался в ходе оценивания и перспективный план, утвержденный правительством (14 место), процент населения ОТО к общему количеству населения (19 место).
Также в мониторинге указали результаты финансовой части децентрализации. По результатам государственной финансовой поддержки и состоянию распределения субвенции на социально-экономическое развитие отдельных территорий Киевщине было перечислено из госбюджета за январь-ноябрь 2018 года 301,6 млн гривен. Поступления от таможенного эксперимента на развитие дорожной инфраструктуры составили 272,1 млн гривен, а за январь-декабрь местным бюджетам было перечислено 549 млн гривен.
Государство предоставляло и субвенцию на развитие инфраструктуры ОТО. Так, на Киевщине девять ОТО получило 25,3 млн гривен на реализацию 33 проектов. А от государственного фонда регионального развития область в 2018 году на реализацию своих проектов получила 197,8 млн гривен. Медсубвенция в прошлом году составила 50,1 млн гривен.
Мнение экспертов
По мнению экспертов, есть несколько основных причин, которые мешают формированию ОТО в столичном регионе и тормозят процесс.
Социолог, основатель исследовательской компании Active Group Андрей Еременко:
На территориях столичного региона, близких к Киеву, децентрализация тормозится по субъективным причинам. Во-первых, слишком дорогая земля, а поэтому каждый председатель сельсовета здесь царь и бог и на этом очень много выигрывает. Во-вторых, область сама по себе достаточно разнообразна. По характеру уже созданных общин можно судить о том, что немалое влияние на объединение имеют политсилы, конфликтующие между собой. В-третьих, существует конфликт между центральной и локальной властями. И поскольку Киевщина более значима, этот конфликт влияет на многое. Эти три причины, по которым децентрализация не имеет ожидаемых темпов, присутствуют в разной степени во всех областях Украины, однако наиболее выражены они на Киевщине. Утрируя: не объединяются потому, что не договорились, а не договорились, потому, что на кону большие деньги и интересы. Там, где речь идет о небогатых ОТО, договариваются проще. Но пока мы не научимся этому на всех уровнях, медленными будут все процессы объединений.
Руководитель Киевской областной дирекции Всеукраинской ассоциации сельских и поселковых советов Карим Емельяненко:
Медленный ход децентрализации я связываю с политическими распрями и грядущими выборами, переделом округов. Обратите внимание на то, кто к какой политической силе принадлежит и на чьем округе формируются общины, а где – нет. И все сразу прояснится. Второй определяющий момент – сжатые сроки.
Руководитель Киевского центра развития местного самоуправления Олег Любимов:
Децентрализацию можно ускорить. На сегодняшний день в Киевской области действуют 16 ОТО. Еще 15 ждут соответствующих документов, чтобы пойти на выборы. Например, Богуславская и Циблевская ОТО ждут с ноября 2017 года. Председатель КОГА Александр Терещук публично заявил, что он поддерживает децентрализацию. Надеемся, он выполнит обещания – подпишет соответствующие распоряжения о предоставлении положительного заключения о соответствии законодательству проектных решений об объединении Калиновской, Зазимской, Томашевской, Терезинской ОТО. А также другим. Например, Кагарлыкская община, которая может быть одной из крупнейших (29 тыс. населения), уже более года ожидает предоставления положительного заключения, а также Ташанская, Глеваховская, Макаровская, Шкаровская, Островская. По разным причинам, иногда надуманным, чиновники администрации отказывают в подписании документов и очевидно – здесь замешана политика.
Если подсчитать количество общин, что прошли весь процесс объединения – их более 30. Думаю, мониторинг показывает фактическое их количество, не учитывая основных процессов, происходящих в столичном регионе
Эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Николай Спиридонов:
К сожалению, на Киевщине по сравнению с другими регионами, действительно мало состоялось выборов в ОТО. Нет политической воли к объединению, интересы разных групп влияния противоречат друг другу. Идет борьба за дорогую киевскую землю, ресурсы, должности. И в результате Киевская область в плане децентрализации выступает аутсайдером. Некоторые сдвиги есть в определенных регионах. Но в целом из-за близости столицы и того факта, что земля в области дорогая, децентрализация тормозится. Подумайте, речь идет и о легендарной Конча-Заспе, и о различных элитных поселках. Здесь объединение труднее провести, чтобы чиновники не остались внакладе.
Руководитель Офиса реформ в Киевской области Владимир Удовиченко:
Главная причина – необъективная оценка Минрегиона. Они используют только статистические данные без объяснений. Их не интересует содержание этой работы. Киевщина – одна из ведущих областей в качественном реформировании. Принято много законов для реализации этого процесса. Например, признание городов областного значения способными терробщинами и о присоединении смежных общин. А города областного значения – это центры развития. Киевщина отличается от всех из-за центров влияния: вся власть живет в столичном регионе, мало кто заботится об общинах. Это путает людей, влияет на общественные обсуждения. Лично я вижу, что в области процесс объединения происходит прозрачно и демократично. У нас 16 общин, из них 13 прошли объединения, первые выборы. Но общины с админцентрами в городах областного значения не пропустили на выборы. Гостомельскую до сих пор не пропускают. Также идет мощный процесс формирования способных терробщин вокруг городов, это – Бучанская, Ржищевская, Березанская и Барышевская общины. Продолжается процесс в Обуховской общине Нещеровского сельсовета. Ирпенская община присоединила два села и только ждет изменений в проекте перспективного плана, который Минрегион и Кабмин утвердили в количестве 29 общин, вместо 60. И сегодня этот процесс мог бы проходить лучше. Сегодня у нас есть проекты и маршруты успеха. Сюда относятся Калитянская и Тетиевская ОТО. Сейчас мы готовим проект изменений в перспективный план. Есть еще проблемный вопрос относительно проекта закона о городских агломерациях. Мы предлагаем создать рабочие группы, подписать Меморандум по отработке этого закона, сесть за круглый стол и построить эффективную модель отношений столицы и региона.
Из истории децентрализирования
Как ранее писала KV, первая ОТО Киевской области – Калитянская – была создана 13 августа 2015 года распоряжением губернатора Киевщины Владимира Шандры № 302. Она стала пилотной объединенной общиной области.
Первые на Киевщине очередные выборы состоялись 12 февраля 2016 года. На них был избран председатель Песковской терробщины.
Вторые выборы состоялись 29 октября 2017 года. Тогда были избраны главы четырех ОТО – Медвинской, Великодымерской, Девичковской и Фурсовской.
Третьи выборы были назначены и проведены 24 декабря 2017 года. На них были избраны председатели Узинской, Студениковской и Тетиевской терробщин. Избирательный процесс прошел не без традиционных приемов: кандидаты пускали в ход гречку, сахар и админресурс. А накануне выборов Тетиев, Узин и Студеники посетил губернатор Киевщины Александр Горган.
Четвертые выборы в ОТО в Украине состоялись 24 апреля того же года. Однако, Киевская область на них не пошла. На то время более года ожидали своего создания Гостомельская, Ржищевская и Березанская терробщины. В областной администрации такие действия назвали нарушением закона.
Также долгожданными были следующие, осенние, выборы, которые заблокировала ЦИК. Избирательная комиссия отказалась назначать их до того момента, пока Верховная Рада не предоставит разъяснения относительно законодательства о проведении референдумов. Выборы назначили на 23 декабря 2018 года.
Впоследствии избрали председателей и депутатов четырех территориальных общин: Мироновской, Барышевской, Ковалевской и Бородянской. Главой каждой из ОТО был избран кандидат от БПП, а в одной из общин и вовсе весь депкорпус – кандидаты от партии власти. Политические оппоненты возмущались, что выборы прошли под влиянием админресурса.
Всего на сегодняшний день в Киевской области создано 16 терробщин – Великодымерская, Девичковская, Фурсовская, Узинская, Тетиевская, Студениковская, Калитянская, Песковская, Медвинская, Мироновская, Барышевская, Ковалевская и Бородянская. Ржищевская, Бучанская и Березанская были созданы на базе городов областного значения путем присоединения без проведения выборов.
Читайте:
Проект Децентрализация: Софиевская и Петропавловская Борщаговки не спешат объединяться
Проект “Децентрализация”: Войти в Озернянскую ОТО готовы лишь два сельсовета из шести
Проект “Децентрализация”: Великодымерская терробщина этой осенью идет на выборы
Проект “Децентрализация”: Медвинская терробщина идет на выборы в неполном составе
Проект “Децентрализация”: Фурсовская терробщина может лишиться части бюджета
Проект “Децентрализация”: Села Переяслав-Хмельницкого района отказались примкнуть к городу
Проект “Децентрализация”: Кагарлыкская терробщина объединит город и 26 сельсоветов
Проект “Децентрализация”. Политические амбиции мешают состояться большой Боярской терробщине
Проект “Децентрализация”: Тетиевская терробщина готовится к выборам в декабре
Проект “Децентрализация”. Узинской терробщине придется поработать над развитием
Проект “Децентрализация”: КОГА тормозит назначение выборов в Циблевской терробщине
Проект “Децентрализация”: Студениковская терробщина готовится к выборам в декабре
Проект “Децентрализация”: Предусмотренная Кабмином Дымерская ОТО может не состояться
Проект “Децентрализация”: Мироновская терробщина ждет позитивного вывода от КОГА
Проект “Децентрализация”: Ржищевская терробщина может стать проблемой для Кагарлыкского района
Проект “Децентрализация”: Ходосовская терробщина может объединить села трех районов
Проект “Децентрализация”: села Ставищенского района готовы митинговать против объединения
Проект “Децентрализация”: Яготинская терробщина не спешит на выборы
“Проект Децентрализация”: Создание Боярской ОТО дошло до суда
Проект “Децентрализация”. Сельсоветы потенциальной Вороньковской ОТО не готовы объединяться
Проект “Децентрализация”: Власти Згуровщины не готовы терять полномочия
Проект “Децентрализация”: Потенциальная Дмитровская терробщина уже год дожидается выборов
“Проект Децентрализация”: Создание потенциальной Бышевской ОТО остановилось в 2015 году
Проект “Децентрализация”: Козин поборется за право быть центром терробщины
Проект “Децентрализация”: Пирновская терробщина может быть создана только принудительно
Проект “Децентрализация”: Процесс объединения в Барышевке даже не начали
Проект “Децентрализация”: Терробщина с центром в Украинке может быть названа Трипольской
Проект “Децентрализация”: Рожновская терробщина не может определиться с центром
“Проект Децентрализация”: Обухов может присоединить окрестные села
Проект “Децентрализация”: Иванковская ОТО поборется за зону отчуждения
Проект “Децентрализация”: Ташанская терробщина год ждет позитивного вывода КОГА
Проект “Децентрализация”: Березанская терробщина будет проходить процедуру создания ОТО заново
Проект “Децентрализация”: Володарский район не планирует объединяться в ближайшее время
Проект “Децентрализация”: Полесский район этим летом планирует начать процесс объединения
Проект “Децентрализация”: Богуславская ОТО может объединить не все сельсоветы
Проект “Децентрализация”: Ракитнянский район может объединиться в две терробщины
Проект “Децентрализация”: Калиновская терробщина может быть создана с разрешения Кабмина
Проект “Децентрализация”: Белая Церковь может присоединить три сельсовета
Проект “Децентрализация”: В Броварском районе может появиться Придеснянская терробщина
Проект “Децентрализация”: Потенциальная Вишневская ОТО начала процесс объединения
Проект “Децентрализация”: Германовка и Григоровка Обуховского района хотят быть центрами одной ОТО
Проект “Децентрализация”: Сельсоветы Таращанского района не хотят объединяться в терробщину
Проект “Децентрализация”: Процесс создания Чабановской терробщины стоит на месте
Проект “Децентрализация”: Потенциальная Томашовская терробщина объединит два района Киевщины
Проект “Децентрализация”: Ржищев начал присоединять села двух районов
Проект “Децентрализация”: Потенциальная Бородянская терробщина готова идти на выборы
Проект “Децентрализация”: Фастов планирует присоединить окружающие села
Проект “Децентрализация”: потенциальная Киево-Святошинская терробщина разделилась на две ОТО
Проект “Децентрализация”: КОГА утвердила Мироновскую терробщину
Проект “Децентрализация”: Заборский сельсовет не отдадут Боярке
Проект “Децентрализация”: Барышевская ОТО готовится к выборам
Проект “Децентрализация”: вялое руководство, имитация объединения и недостаточный результат
Проект “Децентрализация”: Обухов планирует присоединить один сельсовет
Проект “Децентрализация”: Березань присоединила пять сельсоветов
Проект “Децентрализация”: Богуславская ОТО не пошла на зимние выборы из-за бездействия КОГА
Проект “Децентрализация”: Ковалевскую терробщину за один день утвердили в КОГА и отправили на выборы
Проект “Децентрализация”: жители Клавдиево-Тарасово просят президента ускорить их объединение
Проект “Децентрализация”: выборы в терробщинах Киевщины под угрозой срыва
Проект “Децентрализация”: 4 сельсовета Иванковского района тормозят создание терробщины
Проект “Децентрализация”: в Бузовском сельсовете скандал из-за присоединения к Ирпеню
Проект “Децентрализация”: потенциальная Вишневская терробщина готовится подавать документы в КОГА
Проект “Децентрализация”: в Ирпене со скандалом пытаются присоединить два сельсовета
Проект “Децентрализация”: Полесский район отложил объединение на следующий год
Проект “Децентрализация”: еще 6 сельсоветов могли бы присоединиться к Ржищеву
Проект “Децентрализация”: терробщины Киевщины просят парламент провести объединение по закону
Фото: коллаж KV