Негодование местных жителей не позволило профильной комиссии Киевсовета согласовать проект Детального плана территории (ДПТ) промрайона “Борщаговский-І” в границах проспекта Леся Курбаса, улиц Героев Космоса, Жмеринской и железной дороги. В документе, профинансированным ООО “УРБАН ДИЗАЙН ЛАБОРАТОРИЯ”, были проигнорированы сотни замечаний общественности. Проект ДПТ предполагает существенно увеличить плотность населения микрорайона, снести гаражи местных жителей и проложить на их месте новую дорогу под окнами жилых домов. Жители Борщаговки пригрозили горсовету войной, если столичные власти не возьмутся за “написание” совершенно нового ДПТ. “Забракованный” проект, как водится, не опирается на действующий генплан и нарушает кучу строительных и экологических норм, но замглавы КГГА Александр Спасибко все равно хочет его утверждения после ряда корректировок.
Об этом KV стало известно в ходе заседания постоянной комиссии Киевсовета по вопросам градостроительства, архитектуры и землепользования 6-го сентября. На этом заседании рассматривался проект решения Киевсовета “Об утверждении детального плана территории реструктуризации промрайона “Борщаговский-І” в границах проспекта Леся Курбаса, улиц Героев Космоса, Жмеринской, железной дороги в Святошинском районе г. Киева”.
Что есть и что обещают
Заказчиком данного ДПТ выступил Департамент градостроительства и архитектуры КГГА, проектантом – КО “Институт генерального плана г. Киева”, инвестором – ООО “УРБАН ДИЗАЙН ЛАБОРАТОРИЯ”.
Отметим, в проекте ДПТ, опубликованном на сайте Киевсовета, отсутствует первая страница пояснительной записки. Недостающую информацию KV удалось найти на сайте Департамента градостроительства и архитектуры КГГА в объявлении о проведении общественных слушаний.
В соответствии с этой информацией, площадь ДПТ составляет 92 га. Сейчас на этой территории соседствуют жилая (усадьбы и многоквартирные дома), общественная и промышленная застройка.
Кварталы усадебной застройки находятся между ул. Василия Верховинца, ул. Тимофея Строкача, ул. Генерала Авдеенко и территорией бетонного завода ЗАО “ФОРУМ-ДС”.
Многоквартирная жилая застройка высотностью 12-25 этажей расположена по ул. Строкача и ул. Верховинца и составляет 49,8 тыс.кв.м (количество жителей – 1 991, средняя жилищная обеспеченность – 26 кв.м/чел.) Кроме того, есть встроенно-пристроенные помещения для бытового обслуживания населения общей площадью 16 232 кв.м. По адресу ул. Тимофея Строкача сейчас строится жилой комплекс “Южный квартал” этажностью 14-25.
Общественная застройка представлена торговым заведением бытовых товаров, отелем “7 дней”, ПАО Форум Сателит”). Также на территории, охваченной указанным ДПТ, действуют два заведения среднего специального образования – отдельное структурное подразделение Национального педагогического университета им. Драгоманова и экономический колледж. Есть специализированная школа “Река жизни” на 140 мест (сейчас в ней учатся 100 детей). Еще две средние общеобразовательные школы находятся вне территории ДПТ, но в пешеходной доступности (750 м). СОШ №83 рассчитана на 960 мест (учатся 480), СОШ №253 на 1 568 мест (учатся 850).
Сейчас объектов социальной инфраструктуры на территории промрайона не хватает катастрофически – ни детсадов, ни школ, ни спортивных сооружений, ни торговых центров и т.д.
Промышленная застройка представлена научно-производственными и промышленно-коммунальными предприятиями (ОАО НПП “САТУРН”, ЗАО “ФОРУМ-ДС”, ЗАО “Укргидроспецстрой”, ООО “Рось-1”, государственное издательство “Пресса Украины”, склады и индивидуальные боксовые гаражи).
Проект ДПТ предусматривает два этапа – 5 и 10 лет.
Вдоль улицы районного значения Проектная-1 и зоны железной дороги предлагается разместить районный административный центр с объектами общегородского значения: общественно-деловой центр с отелем, рестораном и конференц-залом, а также торгово-развлекательный центр с кинотеатром и ледовым катком. Также предусмотрен подземный паркинг.
На углу ул. Жмеринская и ул. Героев Космоса проект ДПТ предлагает построить торгово-офисный комплекс с подземным паркингом. Также торговый комплекс предусмотрен в развязке на пересечении просп.Леся Курбаса и ул. Проектная, 1.
В ходе заседания комиссии докладчик от проектанта сообщила, что, по рассчетам, после увеличения населения на территории будет необходимо 702 места в детсадах и 2 354 мест в школах.
Всего обещается, что будет создано 7 963 рабочий места, из которых 3 566 уже существуют.
Часть территорий, которые сейчас находятся под предприятиями, должны пойти под жилую и общественную застройку. Проектное решение предусматривает такую смену функционального назначения земли для ЗАО “ФОРУМ-ДС”, ЗАО “Укргидроспецстрой” (которые сейчас находятся на стадии ликвидации и не работают), а также ГИ “Пресса Украины”. Также запланировано частичное изменение территории ПАО НПП “САТУРН”, частично ПАО “Форум Сателит”.
На 20-летнем этапе планируется увеличить общий объем жилого фонда до 885,5 тыс.кв.м квартирной площади.
Проект ДПТ предусматривает строительство пяти детсадов (на 245, 145, 118, 200 и 45 мест – всего 753), двух начальных школ (на 240 и 120 мест) и одной общеобразовательной школы (1 320 мест). По словам докладчика, это на 100% обеспечит потребности итогового количества населения.
Также ДПТ планируется строительство новой дороги, которая должна проходить вдоль ж/д путей по территории существующих гаражных кооперативов “Победа” и “Новосел”. В пояснительной записке говорится, что вся “транспортно-планировочная инфраструктура территории ДПТ намечена в соответствии с решениями проекта Генерального плана г. Киева”.
Борщаговцы объявили войну Киевсовету
Во время доклада проектанта на заседании градостроительно-земельной комиссии горсовета местные жители постоянно скандировали “Брехня!” Они кричали, что после предыдущего рассмотрения проекта ни одно из почти тысячи (!) их замечаний не учли, мест в садах и школах не хватит, не предусмотрены учреждения здравоохранения. По словам активистов, на общественных слушаниях более 800 местных жителей высказались категорически против этого ДПТ.
В ходе обсуждения выяснилось, что это очередной ДПТ, противоречащий действующему Генплану развития Киева. Один из выступающих, ветеран АТО, заявил, что действующий Генплан не предусматривает никаких строительных работ на указанной территории. Он зачитал письмо за подписью замглавы Аппарата КГГА, начальника юруправления КГГА Леси Верес, в котором говорится, что “общая площадь проекта ДПТ не соответствует площади этого проекта ДПТ, указанной в позиции 53 приложения к Программе создания градостроительной документации в г. Киеве, утвержденной решением Киевсовета от 13.11.2014”. Верес также обращала внимание на то, что к проекту решение не прилагаются должным образом оформленные документы…”
Одним из главных конфликтных вопросов стало намерение проектантов убрать гаражные кооперативы и расположить на их месте дорогу. Автовладельцы возмущены тем, что их нагло пытаются выгнать, а остальные жители не хотят, чтобы прямо перед их домами проходила дорога с оживленным движением. Эту ключевую проблему проектанты, по уверению жителей и поддерживающих их депутатов, даже не попытались решить.
Другой активистов заявил, что если наступление на гаражные кооперативы не прекратится, то “будет война” и “будет гореть все”.
Депутат Киевсовета Ваган Товмасян (фракция “ВО “Батькивщина”) усомнился в том, что указанный проект ДПТ вообще нужен.
“Вы хотите построить дорогу, чтобы обслуживать густоту населения, которая там появится. Но она появится как раз благодаря вашему проекту! Зачем вы туда ее рисуете? К тому же проблема пробок там уже есть, а ваши решения ее только усугубят.
Государственные строительные нормы этот ДПТ тоже выполняет чисто формально – эти садики и школы, которые вы нарисовали, они смешные по своим размерам и фактически не будут построены. Конечно, город должен развиваться, но сначала надо утверждать генеральный план, а потом все эти ДПТ. Например, на углу Курбаса-Героев Космоса когда-то вырубили деревья и по сей день висит уголовное дело, а вы туда лупите торговый центр. Ваш “проект”, – заявил депутат.
Он добавил, что проект ДПТ нужно снимать с рассмотрения, а если это не будет сделано, пригрозил вместе с местными жителями заблокировать работу Киевсовета.
Общественность также требовала разработать к ДПТ новое техзадание вместо существующего, которое было написано еще в 2014-ом году. Люди считают, что этот ДПТ настолько плох, что дорабатывать его бесполезно – нужно делать новый, который будет снова проходить все необходимые процедуры. Жители взывали к членам комиссии, представляющим фракцию “Солидарность”, призывая их “не позорить Президента” и не поддерживать такой ДПТ.
Руководитель проектного управления КО “Институт генерального плана Киева” Виталий Македон заявил, что все требования общественности проектанты рассмотрели, но сочли их необоснованными. Он добавил, что кооперативам хотят разрешить остаться на своем месте в течение 5 лет, а потом будут построены многоэтажные подземные паркинги на 5,5 тыс. мест, которые их заменят. А несоответствие Генплану, дескать не проблема, ведь ДПТ “соответствует” проекту нового Генплана.
Читайте: Депутат Киевсовета Шаповал считает проектирование ДПТ без утвержденного Генплана не совсем законным
Обсуждение было столь бурным, а ситуация так накалилась, что главе градостроительно-земельной комиссии Киевсовета Александру Мищенко (фракция “Солидарность”), видимо, стало слишком жарко. Он без объяснений закрыл заседание, после чего молча покинул зал.
При этом, профильный замглавы КГГА Александр Спасибко пообещал официально отозвать проект решения и отправить его на переработку, при которой должны быть учтены требования общественности, в том числе об исключении строительства дороги. Депутат Товмасян убедил местных жителей согласиться на такой компромисс, чтобы достичь хоть каких-то результатов.
“Департамент инициировал данный ДПТ в интересах конкретной компании. Вместо того, чтобы через свою территорию прокладывать нужные этой компании дороги, въезды и выезды, они решили свою территорию застроить выгодным жильем, чтобы его продать, а гаражные кооперативы местных жителей снести и сделать там нужную им дорогу”, – пояснил в комментарии KV Товмасян.
Читайте: Спасибко не удалось “протащить” в Киевсовете скандальный ДПТ Троещины
Напомним, в июле Киевсовет под давлением общественности отправил на доработку ДПТ в пределах жилмассивов Радужный (Днепровский район) и Галаганы (Святошинский район).
Читайте: Проекты двух ДПТ Киевсовет отправил на доработку
Как уже неоднократно писала KV, Киевсовет регулярно принимает ДТП, противоречащие действующему Генплану развития Киева. Эти документы опираются лишь на проект “нового” Генплана, который вовсе не является действующим документом. В итоге, сделанные за деньги частных инвесторов-застройщиков ДПТ служат лишь целе начать новое строительство. Для этого в Киевской горгосадминистрации (КГГА) и Киевсовете и закрывают глаза на нарушения действующего Генплана, историко-культурного опорного плана, СНиПов, санитарных норм, экологических стандартов и пр.
К тому же, ак уже не раз поясняла KV, если в ДПТ кроме коммерческой недвижимости запланировано строительство школ, детсадов, больниц, дорог, то это вовсе не означает, что социальная инфраструктура будет построена. Главное – показать киевлянам, что предусматривается что-то и для них, а не столько для застройщиков.
Главным критерием, позволяющим вынести любой, априори незаконный, ДПТ на утверждение Киевсовета, сегодня является лишь позитивный вывод градостроительно-земельной комиссии, которую, напомним, возглавляет представитель фракции “Солидарность” Александр Мищенко. Большинство членов комиссии – его коллеги по фракции.
В итоге, в сессионном зале остальных депутатов вынуждают голосовать за ДПТ, которые незаконны (разрабатывались с нарушением соответствующей методики, т.к. игнорируют положения действующего Генплана –KV) и потому обязательно приведут к конфликтам местных жителей со строителями.
Читайте: Агенты Путина: Киев полностью отдали на потраву застройщикам
Фото: коллаж КиевVласть