v:* {behavior:url(#default#VML);}
o:* {behavior:url(#default#VML);}
w:* {behavior:url(#default#VML);}
.shape {behavior:url(#default#VML);}
Недавно на одном из форумов нашел ссылку на сайт института “Киевгенплан”, где собраны карты генпланов Киева предыдущих лет. Так как карты представляют большой интерес с точки зрения истории и развития Киева, я решил провести небольшой их анализ — что было спроектировано, что построено, а что так и осталось на бумаге.
Генеральный план 1936 года
Генеральный план 1936 года — наиболее масштабный по переменам и по отличиям от современного Киева, хотя некое планировочное сходство все же есть. Центральная часть города такая же как и сейчас, разве что между Софиевской и Михайловской площадями изображена огромная площадь, запланированная за счет сноса Присутственных мест, видны контуры двух симметричных правительственных зданий на месте Михайловского собора (одного из которых является современным МИДом).
Печерск тоже более-менее похож на современный — изображен будущий бульвар Леси Украинки (проложенный через старую малоэтажную застройку только в конце 50-х), виден так и не воплощенный сталинский ансамбль Печерской площади. Правда, площадь пересекает неосуществленная магистраль от Красноармейской через северный Зверинец и до будущего моста Патона. После пересечения с будущим бульваром Дружбы Народов, бульвар Леси Украинки завершается просторной круговой развязкой с парком.
Юг и юго-запад в те годы не отдавался под застройку новыми районами, да и ничего интересного там не предполагалось. Стоит лишь заметить, что Одесской трассы еще нет, и дорога на юг идет по старому Васильковскому пути через территорию нынешнего ВДНХ.
В западной части города изменений гораздо больше — юго-западная трасса (Борщаговская улица и проспект Комарова) запланирована как бульвар, на участке между нынешними Индустриальным мостом и НАУ изображена огромная площадь (площадям, как видим, тогда уделяли большое внимание; еще одну крупную площадь можно увидеть на Соломенке). У западной границы города изображено некое кольцо, к сожалению, рассмотреть подпись нет возможности; еще одно такое кольцо, в два раза крупнее, изображено на месте Нивок и Сырецкого лесопарка.
Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Facebook
На северо-западе видны две радиальные трассы, похожие на нынешние улицы Мельникова, Щусева, Стеценко и Фрунзе с Вышгородской.
Один из самых интересных моментов в данном генплане — Труханов остров, разделенный на целых четыре части! Все они соединены мостами, а на центральном острове создана очередная масштабная площадь.
А теперь перейдем к Левому берегу. Первое, что бросается в глаза, это новый порт на месте Русановки и Березняков. Как мне кажется, не лучшее место для порта. Соцгород расширен вдвое за счет территории нынешнего Северо-Броварского (Комсомольского) массива, Харьковское шоссе проходит по югу Старой Дарницы, а на Воскресенке строится железнодорожный разъезд с веткой на северо-восток.
На более поздних планах вплоть до 1966 года он еще присутствует, а вот в наше время виден только на спутниковом снимке в виде треугольника, образованного железнодорожной кривой, улицей Марка Черемшины и дачной улицей “Пилот”.
Генеральный план 1947 года
Послевоенный генплан города представлял собой практически то же самое, что и в 1936 году, разве что на шаг ближе к сегодняшнему дню. Отличия:
· Бульвар Дружбы народов (Автострада) приобрел современную трассу, более спрямленную;
· Появились Борщаговка и Нивки, хотя в довольно абстрактном виде;
· Запроектирован район на месте Сырецкого лесопарка, примерно там, где сейчас расположена северная часть Нивок с микрорайонами Цветоводство-1 и Цветоводство-2;
· Всю территорию нынешней Воскресенки занимает новая железнодорожная ветка с разъездами;
· На плане Соцгорода исчезли “косые” проспекты Мира и Гагарина, все улицы пересекаются под прямым углом, чуть севернее Ленинградской площади небольшой парк;
· Каналы на Трухановом острове значительно уменьшились в размерах.
Генеральный план 1966 года
Генплан 1966 года — первый шаг к современному Киеву. Здесь мы уже видим такие привычные глазу районы как Оболонь, Троещина (правда, с совершенно незнакомой прямоугольной сеткой улиц), Харьковский, Лесной (вытянутый вдоль Броварского шоссе), Виноградарь…
Киев окружает замкнутая Кольцевая дорога (44 года назад!). Добрая половина запроектированных жилых массивов так и не была построена — на месте Русановских садов, ряд массивов вдоль левого берега Днепра к югу от Осокорков (в современном генплане они тоже есть), Пирогово, Жуляны (очевидно, с переносом аэропорта). А сколько новых трасс! Радиальная трасса от Подола до Виноградаря через Сырец с несколькими тоннелями, продолжение Дягтяревской от проспекта Победы через промзону в сторону Окружной, трасса от бульвара Леси Украинки через Протасов яр в сторону Теремков, также с тоннелями, оба моста — Дарницкий и Подольско-Воскресенский с прилегающими проспектами, проспект Ватутина, уходящий в область. Кстати, железнодорожный разъезд на Воскресенке все еще присутствует в планах — теперь отходящая от него ветка огибает Троещину с востока и уходит на север, из-за нее Воскресенка лишалась микрорайона Кибальчич.
А на Трухановом острове совсем исчезли каналы, зато прибавились у Троещины и Оболони — на месте Радужного массива, вдоль проспекта Маяковского и Оболонского проспекта. Как хорошо продуманы все транспортные связи — воистину генплан космической эпохи! В таком Киеве я бы пожил 🙂
Генеральный план 1986 года
1986 год — это почти уже современный Киев. Практически все современные районы построены, направления и радиусы определены, ничего сверхнового не придумаешь, поэтому проектировщики пошли в область. На этом плане мы видим, что границы Киева расширились аж до Лютежа, который по-видимому стал еще одним спальным районом Киева (интересно, а как туда добираться от Большого Киева?), Вышгород прирос еще двумя районами размером с сам городок, и вдоль Обуховской трассы выросло нечто огромное, очевидно, тоже с транспортными проблемами.
Петропавловская и Софиевская Борщаговки уничтожены, на их месте лесопарки. Бортничи также постигла печальная участь, на их месте огромная промзона. Кольцевая все еще замкнутая, как и на плане 1966 года, на юго-востоке она прорезает так и не построенные южные Осокорки на месте озер и лугов.
Вдоль Левого берега проходит трасса, сначала по ветке железной дороги, а потом переходящая в улицу Оноре де Бальзака на Троещине, приросшей одноименным селом. Воскресенский железнодорожный разъезд наконец исчез, уступив место многоэтажкам на улицах Кибальчича и Закревского.
Тоже интересный вариант развития Киева, но меньше мне понравившийся, скорее из-за того, что он больше всех похож на современный Киев.
источник interesniy-kiev.livejournal.com