Столичные прокуратура и полиция расследуют уголовное производство по факту злоупотребления служебным положением должностными лицами КП “Киевский метрополитен”, а также служебной халатности с их стороны. Правоохранители ищут виновных в возникновении миллиардного долга за полученные на условиях лизинга столичной подземкой 100 вагонов метро перед ООО “Австро-Венгерская Лизинговая Компания”. В рамках уголовного производства уже вручено подозрение главному бухгалтеру КП “Киевский метрополитен”, также суд остановил выплаты денежных средств в пользу поставщика.
Как стало известно KV, определением от 18 июля 2019 года Подольский районный суд наложил арест на денежные средства КП “Киевский метрополитен”(*) в АО “Ощадбанк” и запретил расходные операции с денежными средствами в части их перечисления в пользу ООО “Австро-Венгерская Лизинговая Компания”(**) (дело №758/9321/19). Напомним, указанное ООО с конца 2018 года – правоприемник ООО “Укррослизинг”.
Как указано в материалах дела, еще 20 августа 2015 года управлением полиции в метрополитене Нацполиции Киева в ЕРДР под №12015100120001603 были внесены сведения об открытии уголовного производства по признакам нарушений, предусмотренных двумя статьями Уголовного кодекса:
-
ч. 2 ст. 364 УК Украины – злоупотребление властью или служебным положением, т.е. – умышленное, из корыстных мотивов или в других личных интересах или в интересах третьих лиц использование служебным лицом власти или служебного положения вопреки интересам службы, если оно причинило вред охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан, или государственным, или общественным интересам, или интересам юридических лиц, причинившее тяжкие последствия;
-
ч. 2 ст. 367 УК Украины – служебная небрежность, т.е. невыполнение или ненадлежащее выполнение служебным лицом своих служебных обязанностей через недобросовестное отношение к ним, что причинило важный вред охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан, или государственным или общественным интересам, или интересам отдельных юридических лиц, причинившее тяжкие последствия.
В материалах дела указано, что 16 июля 2009 года между КП “Киевский метрополитен” и ООО “Укррослизинг” (теперь ООО “Австро-Венгерская Лизинговая Компания”) был заключен договор на финансовые лизинговые услуги – поставку вагонов метрополитена. Стоимость предмета лизинга составляла 800 млн гривен. Также КП “Киевский метрополитен” обязывалось оплачивать другие платежи в рамках данного договора – ежемесячные платежи по ставке 27% годовых, вознаграждение за весь период лизинга (60 месяцев) в сумме 590,8 млн гривен и т.д. Срок выплаты лизинга составлял 5 лет – до 2014 года.
Тендерным предложением, на основании которого заключался договор, не было предусмотрено возмещение расходов, связанных с корректировкой стоимости предмета лизинга на коэффициент корректировки KNBU. Данный коэффициент являет собой соотношение официального обменного курса доллара и гривны.
Между тем, 15 октября 2009 года КП “Киевский метрополитен” и ООО “Укррослизинг” заключили дополнительное соглашение. Данным документом предусматривалось, что при уплате лизинговый платеж подлежит корректировке на указанный выше коэффициент KNBU путем умножения этого коэффициента на соответствующую текущую сумму лизингового платежа. Данная корректировка была направлена на возмещение финансовых убытков, возникающих в результате изменения курсов валют между датой заключения договора и датой, предшествующей дате оплаты текущего лизингового платежа.
Как указано в материалах дела, законодательством Украины не предусмотрено настолько существенное изменение условий договоров. Согласно ч. 2 ст. 180 Хозяйственного кодекса Украины, хозяйственный договор считается заключенным, если между сторонами в предусмотренных законом порядке и форме достигнуто соглашение по всем его существенным условиям. Частью 3 ст. 180 Хозяйственного кодекса Украины предусмотрено, что при заключении хозяйственного договора стороны обязаны в любом случае согласовать предмет, цену и срок действия договора.
Общие правовые и экономические основы финансового лизинга определены Законом Украины “О финансовом лизинге”, ч. 2 ст. 6 которого предусмотрено, что существенными условиями договора лизинга являются: предмет лизинга; срок, на который лизингополучателю предоставляется право пользования предметом лизинга (срок лизинга); размер лизинговых платежей и тому подобное.
Сторона обвинения приходит к выводу: за период с июля 2009 года по настоящее время, вследствие действий служебных лиц КП “Киевский метрополитен”, в частности – первого заместителя начальника КП, территориальной общине Киева был нанесен ущерб на сумму 1,057 млрд гривен. Кроме того, вследствие этого продолжается по настоящее время наступление убытков КП “Киевский метрополитен” и территориальной общине города Киева путем необоснованного взыскания со счетов КП “Киевский метрополитен” средств в пользу ООО “Укррослизинг”.
Читайте: Российский бизнесмен Фукс собирается отсудить у “Киевского метрополитена” еще полмиллиарда гривен
Следствие выяснило, что за период 2017-2018 годов КП “Киевский метрополитен” необоснованно перечислило в пользу ООО “Укррослизинг” 304,5 млн гривен на погашение вознаграждения, комиссии, штрафов и корректирующего коэффициента. При этом, сумма денежных средств, которые подлежат дальнейшему безосновательному взысканию в пользу ООО “Укррослизинг”, по состоянию на 15 июля 2019 года, составляет 629,3 млн гривен.
Определением Подольского районного суда от 19 июля 2019 года (дело №758/9325/19) по ходатайству прокуроров Киевской местной прокуратуры №7 (Подольский район) был наложен арест на денежные средства КП “Киевский метрополитен” в АО “Укрсиббанк”. Также предприятию запрещены расходные операции с денежными средствами в части их перечисления в пользу ООО “Австро-Венгерская Лизинговая Компания”.
Кроме того, 22 июля 2019 года Подольский районный суд соответствующим определением наложил арест на денежные средства ООО “Австро-Венгерская Лизинговая Компания” в АКБ “Индустриалбанк” (дело №758/9500/19).
Читайте: Киеву будет трудно расплатиться с “австро-венграми” по долгам метрополитена
Как указано в данных постановлениях, аресты счетов не касаются расходных операций по выплате заработной платы, налогов, сборов (обязательных платежей) в государственный бюджет, государственные целевые фонды и других платежей, связанных с хозяйственной деятельностью предприятия.
Отметим, в судебных материалах (дело №758/9500/19) указано, что уголовное производство №12015100120001603 проводится по подозрению главного бухгалтера – начальника управления бухгалтерского учета и финансов КП “Киевский Метрополитен” в совершении преступления ч. 2 ст. 367 УК Украины. Правда, когда было предъявлено подозрение, давала ли она показания – в материалах дела не уточняется.
Напомним, 21 июня 2019 года пресс-служба прокуратуры Киева сообщала о том, что сотрудники прокуратуры Киева и Управления полиции в метрополитене ГУ Нацполиции в Киеве объявили о подозрении в служебной халатности (ч. 2. ст. 364 УК Украины) главному бухгалтеру КП “Киевский метрополитен” Людмиле Панасюк. По мнению правоохранителей, ее действия привели к ущербу в 26 млн гривен. Правоохранители считают, что по ее вине не были начислены штрафные санкции за нарушение условий поставки и ввода в эксплуатацию поездов.
Читайте: Прокуратура подозревает главбуха КП “Киевский метрополитен” в служебной халатности
По данным аналитической системы Youcontrol, ООО “Австро-Венгерская Лизинговая Компания” (до октября 2018 года – ООО “Укррослизинг”) было создано в ноябре 2008 года. Руководителем фирмы указан Валерий Павсюк, подписантом – Игорь Мендограло. Учредителем ООО “Австро-Венгерская Лизинговая Компания” значится компания “Укррослизинг Сайпрус Лимитед” из Кипра. В свою очередь, учредителем последней фирмы указан гражданин Австрии Уве Кристиан Эшнер, а до декабря 2017 года таковым значился российский олигарх Павел Фукс. Размер уставного капитала ООО “Австро-Венгерская Лизинговая Компания” – 52,6 млн гривен.
Читайте: Жетон метро по 8 гривен – плата олигарху Фуксу за вагоны времен Черновецкого
Забавно, но, по данным Bihus.Info, Игорь Мендограло был одним из тех, кто финансировал предвыборный фонд теперь уже президента Украины Владимира Зеленского. Он совершил два платежа по 125 тыс. гривен. В свою очередь, как сообщала “Деловая столица”, Валерий Павсюк был среди спонсоров президентской партии “Слуга народа” накануне парламентских выборов: он перечислил 100 тыс. гривен.
Отметим, в рамках указанного выше уголовного производства №12015100120001603 прокуратура расследует и другие возможные злоупотребления руководства КП “Киевский метрополитен”. Так, правоохранители установили, что в период с 2012 по 2017 год КП “Киевский метрополитен” заключило ряд договоров на ремонт и строительство в столице станций метро, а также о предоставлении имущества в аренду. Соответствующие документы не публиковались, суммы не афишировались, но по результатам проверки аудиторской службы оказалось, что коммунальщики допустили финансовых нарушений более чем на 18 млн гривен.
Читайте: КП “Киевский метрополитен” обвиняют в финансовых нарушениях на 18,5 млн гривен
Как ранее сообщала KV, КП “Киевский метрополитен” в 2015 году окончательно признало свою неспособность платить бешеные суммы за полученные в лизинг 100 вагонов.
Созданная в конце 2015 года Временная контрольная комиссии (ВКК) Киевсовета в июне 2016 года сделала вывод о том, что в Киеве “таким лизингом, вместо прямой закупки у производителей вагонов метро, были созданы условия для преступной схемы”.
Лишь в марте 2017 года Киевсовет с подачи мэра Виталия Кличко в экстренном порядке обратился к президенту Порошенко, в Верховную Раду, Кабмин, Службу безопасности Украины (СБУ), Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) и Генеральную прокуратуру с просьбой применить санкции к ООО “Укррослизинг” и остановить фатальное для киевской подземки списание средств со счетов КП “Киевский метрополитен”. При этом, на Крещатике, 36 поиском, наказанием виновных и исправлением ситуации “заморачиваться не стали”.
Напомним, 31 января 2017 года Киевский апелляционный хозяйственный суд частично удовлетворил исковые требования ООО “Укррослизинг” к КП “Киевский метрополитен” и обязал выплатить данному ООО почти 2 млрд гривен (дело №910/8397/16).
Читайте: Киевский метрополитен вырыл себе могилу стоимостью 2 млрд гривен
Столичные власти пытались помочь своему КП в судебных разбирательствах. В феврале 2017 года Киевсовет решил напрямую обратиться в Высший хозяйственный суд Украины с кассационной жалобой по делу о взыскании с КП “Киевский метрополитен” денег в пользу ООО “Укррослизинг”. Однако, юристы Киевсовета сделали это в высшей степени безграмотно и решили сэкономить на судебном сборе, из-за чего суд эту жалобу даже не принял к рассмотрению.
Читайте: В Киевсовете не смогли правильно оформить кассационную жалобу в помощь КП “Киевский метрополитен”
На этом “приключения” столичной подземки не закончились. Доходило даже до арестов денег в кассах КП “Киевский метрополитен. Так, например, определением Хозяйственного суда Киева от 22 августа 2018 года был наложен арест на средства, поступающие во все кассы метрополитена. Отмечалось, что все средства из касс метрополитена должны зачисляться на депозитный счет Минюста или расчетный счет коммунального предприятия в “Укрсиббанке” и это должно было продолжаться до полного взыскания долга.
Читайте: Из всех касс КП “Киевский метрополитен” деньги изымают на выплату долга “Укррослизингу”
Отметим, по состоянию на начало 2016 года было известно, что за схемой “хитрого лизинга” стоял бывший “смотрящий” экс-Президента Виктора Януковича – Юрий Иванющенко. Также к участникам схемы причисляли бывшее руководство КП “Киевский метрополитен”, нардепа от БПП Александра Грановского и даже премьер-министра Российской Федерации Дмитрия Медведева.
Читайте: Схема Иванющенко-Медведева: кто нарисовал миллиардный долг “Киевскому метрополитену”
С 17 июля 2014 года КП “Киевский метрополитен” руководит Виктор Брагинский (на фото слева). На момент заключения указанных выше договоров (с июня 2007 года по сентябрь 2010 года) данное КП возглавлял Петр Мирошников. Департаментом транспортной инфраструктуры, директором которого до увольнения 4 декабря был Сергей Симонов, сейчас временно руководит Иван Шпилевой. Вопросы транспорта и транспортной инфраструктуры Киева с 27 сентября 2017 года, а официально – с 22 января 2018 года, курирует замглавы КГГА Дмитрий Давтян.
* КП “Київський метрополітен” (код ЄДРПОУ: 03328913)
** ТОВ “Австро-Угорська Лізингова Компанія” (код ЄДРПОУ: 36258787)
Фото: коллаж KV