Партии “Батькивщина” и “Самопомощь” занимают лидирующие позиции в рейтингах электоральных симпатий украинцев, правда, политические шансы есть и у вновь созданных формирований. Граждане готовы к выборам и не намерены их игнорировать, однако, значительная часть жителей страны до сих пор не знает кому отдать свой голос: умным или красивым?
Об этом KV стало известно из официального пресс-релиза социологического агентства “Фама”
По данным исследования агентства “ФАМА”, результаты которого были презентованы 23 июня, если бы выборы проходили в момент проведения исследования (апрель 2017), то победу одержала бы “Батькивщина” – 14,7%. Наступают ей на пятки “Самопомощь” – 12,2% и “Радикальная партия” – 11,3%. Более низкие показатели демонстрируют “Гражданская позиция” – 9,8%, “Солидарность” – 9,4%, “Оппозиционный блок” – 8,0%, “За жизнь” – 6,3%.
Намерены идти на выборы 57,5% украинцев. Не определились идти или нет 4,8%, а не собираются идти на выборы вовсе 37,7% опрошенных.
Окончательно определился с выбором каждый четвертый из тех, собирается идти на выборы (25,5%), зато почти треть из них только склоняются к выбору одной партии (27,4%).
Потенциал роста рейтингов наибольший у “Батькивщины” (до 20,9%), у партии “Самопомощь” (до 20,6%), у “Радикальной партии” (до 15,8%), у “Гражданской позиции” (до 15,2%) и у партии “Солидарность” (до 14,4%).
Что думают украинцы о политических партиях? Результаты исследования
Блок Петра Порошенко “Солидарность” является самой упоминаемым политической силой среди других, уверяет “Фама”. Из опрошенных 80,1% отнесли БПП хотя бы в одну из предложенных категорий.
Структуру имиджа партии составляют утверждения с преимущественно условно отрицательной коннотацией: неоправданные надежды (25,4%), зависимость от олигархов и защиту их интересов (16,2%), популизм и демагогия (14,2%).
Среди утверждений с положительной коннотацией – опытность политиков (11,1%) и наличие сильного лидера (5,5%). Лишь 0,9% в структуре имиджа партии составляет утверждение о том, что БПП защищает интересы простых людей и 4,1% – что политическая сила способствует восстановлению мира в стране.
Только 6,1% опрошенных указали, что разделяют идеи и взгляды БПП.
“Всеукраинское объединение “Батькивщина”, является одной из самых упоминаемых политических сил (как в положительной, так и отрицательной коннотации), утверждают исследователи Социологического агентства “Фама”. Назвали эту партию больше половины опрошенных – 66,2%.
Разделяют взгляды партии “Батькивщина” 11,1% украинцев (среди всех опрошенных).
Имидж партии “Батькивщина” противоречив и содержит в своей структуре как условно положительные составляющие, так и условно негативные.
Наибольшую долю (19,4%) в структуре имиджа “Батькивщины” составляет опытность ее политиков. Далее частями имиджа являются: неоправданные надежды и популизм (10,5%), наличие сильного лидера (10,3%) и профессиональной команды (7,5%). Остальные составляющие имиджа составляют менее чем по 7% в общей структуре.
“Движение новых сил” упоминается респондентами вдвое чаще (50,4%), чем Свобода (25,0%), которая была представлена в Парламенте.
Также 2,4% опрошенных указали эту политическую силу как таковую, идеи и взгляды которой они разделяют.
Согласно полученным результатам, в структуре имиджа “Движения новых сил” существенно доминирует утверждение о “нездешности” партии (46,8%). Остальные показатели составляют в структуре менее 7%: опытность политиков (6,9%), незапятнанность репутации (5,8%), склонность к популизму (4,9%).
О партии “Объединение “Самопомощь” говорят 38,4% опрошенных, гласят результаты исследования.
Процентное распределение структуры имиджа партии является наиболее равномерным среди основных показателей, которые его формируют.
Для “Самопомощи” доминантными составляющими политического имиджа являются: профессиональная, компетентная команда партии – 10,5% в структуре имиджа партии; содействие реформированию страны – 10,4%; защита интересов простых людей – 9,8%; новые лица с незапятнанных репутацией – 8,7%; борьба с коррупцией, способность навести порядок в стране – по 8,0%; сильный и авторитетный лидер – 7,8%.
Небольшую долю в структуре имиджа составляют утверждения о зависимости партии от олигархов (2,3%) и склонность к популизму (2,5%).
“Народный фронт” упоминали 34,7% всех опрошенных. В то же время взгляды партии разделяют 0,9% опрошенных – это является низким показателем, несмотря на то, что на предыдущих выборах партия получила больше голосов избирателей.
Политический образ “Народного фронта” сформирован по четырем ключевым признакам, доля которых составляет ¾ от всех предложенных характеристик: неоправданные надежды составляют 27,4% в структуре имиджа партии, опытные политики, которые были у власти – 20,5%, популизм и демагогия – 18 0%, зависимость от олигархов и защитА их интересов – 12,5%.
Структура политического имиджа “Оппозиционного блока” на четверть (26,3%) состоит из утверждений относительно отстаивания партией интересов России, говорит “Фама”.
12,6% представительства имиджевых составляющих составляет зависимость от олигархов и отстаивание их интересов; 11,6% – опытность политиков; 8,0% – склонность к популизму и демагогии.
Несмотря на условно негативную коннотацию характеристик, формирующих имидж “Оппозиционного блока”, только 0,5% считают партию “непроходной” в Парламент. Она значится третьей в рейтинге самых упоминаемых партий (60,5%), уступая лишь “Батькивщине” и “Солидарности”.
Партия “За жизнь!” была упомянута 26,0% опрошенных, говорит “Фама”.
Идеи и взгляды партии “За жизнь!” Разделяют 4,5% опрошенных.
“Новые лица” в украинской политике составляют 11,0% в структуре имиджа партии; 9,8% – свойственность им новых, конструктивных идей по развитию Украины; 8,5% – защита интересов простых людей; 7,6% – наличие сильного авторитетного лидера.
В исследовании отмечается, что партию “Свобода” называют 25,0% участников опроса, а 3,2% опрошенных сообщили, что взгляды и идеи партии близки им.
Доминантным элементом в имидже Свободы является опытность (14%), “неплохая, но непроходимая” (11,1%), популизм (8,1%), неоправдание надежд (7,5%), сильный лидер (7,4%) .
Политический имидж “Радикальной партии Олега Ляшко” на четверть состоит из популизма и демагогии (22,8%).
Среди других “ингредиентов” – защита интересов простых людей (9,2%), наличие сильного авторитетного лидера (8,5%), способность навести порядок в стране (7,0%), новые конструктивные идеи по развитию страны (6,8 %).
Доля респондентов, которые назвали РПЛ, составляет 49,3%.
“Гражданская позиция” Анатолия Гриценко имеет самый один из самых низких показателей среди указанных партий, говорится в исследовании. О ней вспоминают 22,1% опрошенных.
Однако 10,6% в структуре рейтинга имиджа партии составляет то, что партии присущи новые конструктивные идеи по развитию страны.
Формируют имидж партии составляющие с условно положительной коннотацией. Наиболее весомыми составляющими является опытность ее политиков (11,7%), содействие реформированию страны (8,8%) и потенциал навести в ней порядок (9,5%), защита интересов простых людей (7,6%) и содействие восстановлению мира в стране (8,1%).
Украинское объединение патриотов “УКРОП” обсуждают 15,6% респондентов, а разделяют их взгляды 1,0% украинцев.
На 1/5 структура имиджа этой политической партии состоит из “непроходные в Парламент” (18,6%), на 12,2% – “новые лицом в политике”, на 9,2% – содействие восстановлению мира в стране, на 8, 4% – защита интересов олигархов, на 7,6% – популизм, чужие, нездешние в политике (7,7%).
Политические партии |
Ядро рейтинга |
Резерв рейтинга |
Потенциал рейтинга |
Моделирование электорального поля в момент опроса |
Аграрная партия Украины |
0,4% |
1,1% |
4,2% |
2,5% |
Батькивщина |
5,1% |
8,6% |
20,9% |
14,7% |
Блок Петра Порошенко “Солидарность” |
2,7% |
4,8% |
14,4% |
9,4% |
Возрождение |
0,1% |
0,4% |
2,5% |
1,3% |
ВОЛЯ |
0,1% |
0,1% |
0,1% |
0,1% |
Гражданская позиция Анатолия Гриценко |
2,6% |
5,1% |
15,2% |
9,8% |
Демократический Альянс |
0,1% |
0,2% |
1,4% |
0,7% |
Государственная инициатива Яроша |
0,3% |
0,7% |
2,2% |
1,4% |
Доверяй делам! |
0,0% |
0,1% |
0,1% |
0,1% |
“За жизнь!” |
1,5% |
3,6% |
9,4% |
6,3% |
Народный контроль |
0,0% |
0,2% |
1,5% |
0,7% |
Народный фронт |
0,5% |
1,0% |
2,9% |
1,9% |
Национальный корпус |
0,3% |
0,5% |
1,4% |
0,9% |
Наш Край |
0,1% |
0,5% |
4,0% |
1,9% |
Объединение “Самопомощь” |
2,7% |
5,2% |
20,7% |
12,2% |
Оппозиционный блок |
2,5% |
4,7% |
11,3% |
8,0% |
Партия Надежды Савченко |
0,1% |
0,1% |
0,2% |
0,2% |
Партия простих людей Сергея Каплина |
0,0% |
0,2% |
0,6% |
0,4% |
Партия Святослава Вакарчука |
0,0% |
0,2% |
0,3% |
0,3% |
Правый сектор |
0,6% |
0,9% |
2,9% |
1,8% |
Радикальная партия Олега Ляшко |
2,7% |
6,7% |
15,8% |
11,3% |
Разумная сила |
0,0% |
0,1% |
0,1% |
0,1% |
Движение новых сил |
0,6% |
1,2% |
5,7% |
3,2% |
Свобода |
1,3% |
2,1% |
7,7% |
4,6% |
Сила людей |
0,0% |
0,0% |
0,1% |
0,1% |
Справедливость |
0,0% |
0,1% |
0,1% |
0,1% |
УДАР |
0,0% |
0,1% |
0,1% |
0,1% |
Украинское объединение патриотов “УКРОП” |
0,8% |
1,5% |
4,4% |
2,8% |
Против всех / Испорчу бюллетень |
0,4% |
2,9% |
3,5% |
3,5% |
Тяжело ответить |
|
15,6% |
|
|
Колеблюсь с выбором между несколькими партиями |
|
31,5% |
|
|
Мнения экспертов о результатах исследования
Как сообщается в пресс-релизе агентства ФАМА, политолог Евгений Магда отметил, что “Украина изменила ярмо однопартийной на плацебо многопартийности”, добавив:
“Очень интересное исследование, которое демонстрирует блеск и кризис украинской политической системы, которая по количественным показателям превосходит пределы здравого смысла, но по качественным – не дотягивает. Исследования – зеркало, которое показывает, что не так. Партийным строителям стоит с ним ознакомиться”.
Кандидат социологических наук, директор Социологической агентства “Фама” Марьяна Малачивская-Данчак:
“Маркетизация политической деятельности привела к консьюмеризации поведения избирателей: политические партии воспринимаются избирателями с потребительской точки зрения, а доля общего электората конкурирующих политических партий составляет 31,5%. Поскольку уровень и степень определенности избирателей невелика, а “ядра” рейтинга политических партий являются малыми, имеющаяся структура электоральной привязанности политических партий характеризуются высокой потенциальной изменчивостью”.
Доктор философских наук, заместитель директора Института социологии НАН Евгений Головаха:
“Тематика, которую использует агентство является удивительно актуальной и важной, поскольку важно понять, в каком политическом поле мы находимся.
Большинство исследовательских компаний ограничиваются простым измерением рейтингов: за кого проголосуете, если выборы будут на следующей неделе? И тогда возникают претензии к социологам: а почему не исполнились Ваши прогнозы?
У “Фамы” своя квазипанельная методика исследованию “ядер” и “потенциала” политических рейтингов. Я считаю, что именно такие исследования с оригинальными нестандартными методиками могут показать интересные вещи: социальное пространство как многомерный, а не одномерный конструкт. Это прежде всего практическое исследование, которое создает собственную концепцию, а это то, что делается в цивилизованном мире уважаемыми исследовательскими компаниями”.
Фото: ФАМА и kommersant