Спустя почти год администрация Киевщины принялась передавать по цепочке вниз волю Кабмина про наличную компенсацию проезда для льготников. Инициатива центра застала местные власти врасплох. Кто-то к выплатам готов, для кого-то они неподъемные, а кто-то уже давно ввел реформу в действие, не дожидаясь указок сверху. KV попробовала разобраться, что для Киевской области означает монетизация льгот на проезд и как к ней относятся государственные и муниципальные менеджеры.
Как стало известно KV, глава Киевской облгосадминистрации (КОГА) Александр Терещук подписал распоряжение №56 от 8 февраля 2019 года “Об утверждении размера ежемесячной наличной выплаты по оплате проезда всеми видами транспорта общего пользования на городских, пригородных и междугородных маршрутах в 2019 году”.
Согласно этому документу, размер стандартной ежемесячной выплаты составит 150 грн. На большее могут претендовать льготники, подпадающие под следующие характеристики:
-
Лица, которые согласно законодательству имеют право на льготы по оплате проезда транспортом общего пользования на междугородных маршрутах (размер ежемесячной наличной выплаты составляет 180 гривен);
-
Лица с инвалидностью I группы или дети с инвалидностью (кроме детей до шести лет, 300 гривен);
-
Лица с инвалидностью I, II групп и дети с инвалидностью (кроме детей до шести лет), обучающиеся в учреждениях общего среднего, профессионального (профессионально-технического) и высшего образования или проходят реабилитацию – 600 гривен.
Ответственным за исполнение этого распоряжения назначается зампредседателя КОГА Вячеслав Кучер.
Присказка
Распоряжение призвано выполнить постановления Кабинета Министров №196 и №197 от 14 марта 2018 года, согласно которым размер компенсации должен ежегодно определяться обладминистрациями, а в столице – Киевской горгосадминистрацией (КГГА).
В постановлении №197 также содержится требование к областным и Киевской госадминистрации “обеспечить в двухмесячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления утверждение размера ежемесячной наличной выплаты 2018 года”. Постановление было опубликовано и вступило в силу с 24 марта, а значит, к началу лета местная власть должна была определиться с размером компенсации.
Тем самым Кабмин передал местным органам власти не только вопрос о размере компенсации, но и право определяться: монетизировать льготы на проезд или оставить все, как есть. То есть, и дальше продолжать рассчитываться за льготников с транспортниками из местного бюджета в безналичной форме. Причем, если размер компенсации должна устанавливать обладминистрация (или КГГА), то решать вопрос о введении монетизации каждому городу следует отдельно.
Еще раньше, в 2015 году, все компенсации перевозок льготных категорий, которые ранее осуществлялись из государственного бюджета, перевели на местные бюджеты, в том числе областной, районный и бюджет органа местного самоуправления.
Однако в отдельных регионах данные компенсации были полностью возложены на сельские, поселковые или городские бюджеты. Например, в Бородянском районе Киевской области на 2017 год была утверждена программа, по которой район поддерживает перевозку льготных категорий при условии компенсации их стоимости из бюджетов сел или поселков.
Как рассказал в комментарии “Радио Свобода” директор консалтинговой компании William Invest Expert Виктор Ведмидь, такая система компенсирует деньги за 20 поездок в городском транспорте. Что касается внутренних областных перевозок, то коэффициент начисления составит 30%. Средняя стоимость внутриобластных перевозок вдвое выше городских. Поэтому человек вместо 20 поездок сможет оплатить только 3-4 поездки.
“Прибыли перевозчиков увеличатся примерно на 15-20%. За проезд станут платить льготники, которые раньше этого не делали. Также в выигрыше будут те пенсионеры, которые по тем или иным причинам не пользуются общественным транспортом. Для них такие денежные компенсации станут доплатой к пенсии”, – говорит Ведмидь.
Сказка
Поселок Немешаево, что в Бородянском районе, справился с задачей монетизации льгот, попутно подав пример не только соседним селам, но и другим регионам. Но по-своему.
Еще в мае 2017 года там начали выдавать социальные “Карточки немешаевца”, которые давали право на бесплатный проезд людям льготной категории на маршруте Немешаево-Бородянка и в обратном направлении. “Карточка немешаевца” предусматривает оплату за перевозку льготных категорий граждан с поселкового бюджета по факту совершения каждой отдельной поездки”, говорится в сообщении на сайте поселкового совета.
К августу 2017 года этой возможностью воспользовалось 103 человека из 400, получивших карточку. А уже в сентябре 2017 года поссовет подбил первые итоги внедрения технологии.
По их подсчетам, максимальное количество проездов за период эксперимента – 53 человек в день. Расходы за год при такой динамике – 27,5 тыс. гривен. При этом по расчету района выходит 379,2 тыс. гривен (при полноценном применении районной формулы 70% – 885 тыс. гривен).
“Для нас, несмотря на утвержденную программу, сделали скидку – за расчет взяли 30%. Получилось чуть меньше 300 тыс. гривен при стоимости проезда 7,5 грн (на сегодня сумма составила бы 379 296 грн). Реальные затраты после внедрения будут составлять 30-35 тыс. гривен в год. Поселку предлагалось внести вклад в соответствии с программой – 284 тыс. гривен (при цене проезда 7,5 гривен), поскольку согласно программе 70% льготников 6-8 раз в месяц ездят в районный центр”, – говорится в сообщении.
Глава Немешаевского поссовета Сергей Замидра говорит, что эта система позволяет им серьезно экономить, даже несмотря на то, что льготой пользуется 10% тех, кто имеет на нее право.
“Мы не платим по формуле условной, мы фактически не монетизируем льготы в том формате, в котором его понимают. Мы компенсируем проезд конкретного льготника в конкретное время. Поскольку реально этими услугами проезда наших маршрутчиков внутри района пользуются процентов десять тех, у кого есть право на льготу, другим эта услуга не нужна. Соответственно, расчеты по формуле в том формате, который нам предлагали изначально, – что 6-8 раз 70% наших льготников ездит в район, – существенно не отвечают нынешним реалиям. В нашем формате это себя оправдывает, мы не платим лишнего.
На этот год мы предусмотрели 120 тысяч гривен на льготный проезд. Фактически, еще в 2015 году, когда нас просили о компенсации, речь шла о 280 тысячах гривен. С того момента стоимость проезда выросла с 7,50 до 18 гривен. И тогда оговаривалось, что услуга будет работать только в среду. Когда мы увидели результат нашего формата, мы постановили, что она будет работать и в среду, и в пятницу. И при этом платим мы в два с лишним раза меньше. Экономия относительно предлагаемой формулы достигает 4 раз”.
Замидра также уточнил, что выпущенное администрацией распоряжение его ни к чему не обязывает.
“Тот, кто выпускал это распоряжение, тот пусть и компенсирует. Мы поддерживаем районную программу в рамках компенсации тем, кто пользуется льготами. Все”.
Не скоро дело делается
Однако не все так гладко. То, что удалось поселку Немешаево, часто не по силам другим населенным пунктам по классической причине: в большинстве бюджетов банально нет денег на компенсацию льготы. Хотя главы районов и населенных пунктов признают, что такой формат был бы куда лучше в перспективе.
Районы
Председатель Бородянского районного совета Георгий Ерко:
“Сегодня у нас и так действует программа льготных перевозок. Компенсируем перевозчикам часть средств из районного бюджета и сельсоветов. Новелла предусматривает монетизацию средств и это будет честно и перспективно. Потому, что одни ездят бесплатно ежедневно, другие, например, раз месяц и не используют свое законное право на льготы, предоставляемые государством. По моему мнению, наличные выплаты – это лучшее решение. Конечно, мы еще будем рассматривать этот вопрос. Много средств на перевозчиков у нас нет. В этом году ориентировочно заложено около 1,3 млн гривен. Льготников в районе у нас примерно 18 тыс. – большая часть населения переселилась с Чернобыльской зоны”.
Председатель Барышевского райсовета Владимир Гуменюк:
“Мы – дотационный район и социальные программы по возмещению и компенсации на данный момент отсутствуют. С учетом того, что созданы Барышевская и Березанская общины и осталось всего два сельсовета, входящих в район, наш бюджет сегодня составляет 4 млн 529 тыс. гривен. Районный бюджет направлен исключительно на защищенные статьи”.
Председатель Васильковского райсовета Наталья Баласинович:
“У нас в районе всегда действовали программы компенсации льготного проезда, возмещения расходов перевозчикам, включая железнодорожное и автомобильное сообщение. Очень строго у нас и с вопросом бесплатной перевозки участников АТО. С перевозчиками мы в активном сотрудничестве. Например, железнодорожный перевозчик просил у нас на возмещение около 700 тыс. гривен. Готовы ли мы возмещать, думаю, готовы. Перевозчиков тоже можно понять, очень многие граждане пользуются бесплатным транспортом. Райгосадминистрация от управления соцзащиты к нам еще не обращалась с предложением о внесении этого вопроса на сессию. Мы готовы выплачивать эти расходы, потому что не хотим, чтобы потом страдали жители и имидж власти. Понятно, что денег не хватает, есть много расходных статей в районе, но закон надо выполнять”.
Председатель Мироновского райсовета Валентина Усик:
“Район к выплатам готов, эта система у нас уже отработана. В прошлом году утвердили соответствующую программу и заложили под нее средства, чтобы 100% обеспечить все льготные категории бесплатным проездом. Распоряжение носит рекомендательный характер и в прошлом году эти выплаты возлагали на местные бюджеты. Только были они безналичные и мы перечисляли средства перевозчикам по спискам соцзащиты за 6 поездок в месяц, а жителям выдавались талоны, по которым они бесплатно передвигались транспортом общего пользования по району. Софинансирование шло из сельских советов и района. Общая сумма составила 1,3 млн гривен. Эта программа у нас действует и в 2019 – средства заложены. Также бесплатно перевозим пригородным транспортом школьников, тяжелобольных. У нас в районе до тысячи льготников: много чернобыльцев I и II категорий, детей чернобыльцев, участников АТО, воинов-интернационалистов, участников боевых действий и т.п.”
Города
Исполняющая обязанности председателя Ржищевской ОТО Кристина Черненькая:
“Еще в прошлом году, когда пошел слух об этом нововведении, мы сделали предварительные расчеты и только на город нам нужно было около 1 млн гривен. Учитывая, что мы уже – объединенная община, предполагаю, эта сумма в полтора-два раза увеличится. У нас на сегодня таких возможностей нет, для нашего бюджета – это очень большая сумма. Сотрудники управления соцзащиты изучают это распоряжение, насколько оно обязательно к исполнению, и уже потом будем принимать какое-то решение. Но, конечно, это нововведение будет тяжелым в реализации. По городу у нас сейчас действует программа, согласно которой мы возмещаем предприятию перевозки населения льготной категории”.
Заместитель председателя Переяслав-Хмельницкого горсовета Валентина Губенко:
“Закон имеет рекомендательный характер и ч. 3 ст. 142 Конституции Украины тоже никто не отменял. В бюджете на такие выплаты средств нет. Тем более, что пенсионеры – это самая большая категория в городе, которая пользуется льготным проездом. И, конечно, это не единоличное решение. У нас есть рабочая группа, которая взвешивает все возможности, численность населения и выносит программу на рассмотрение сессии горсовета и уже после этого принимаем решение. Как и в прошлом году, мы выплачиваем компенсацию перевозчикам за услуги льготного проезда по талонам для всех категорий, включая пенсионеров. За прошлый год из бюджета на 10 тыс. человек льготной категории было выделено около 1,5 млн гривен”.
Деньги и тарифы на проезд
Отметим, что в начале января 2018 года сумма свободных остатков в бюджете области достигла 2,6 млрд гривен. Финансисты утверждают, что баснословные цифры в сводках – результат неумелого администрирования, который может отправить “сверхурочные” заработки бюджетов в топку инфляции. В местных советах, напротив, утверждают, что нераспределенные суммы уже расписаны до копейки и даже не смогут покрыть текущие потребности местных общин.
Читайте: Миллиардные бюджетные остатки смутили Киевщину
А тем временем перевозчики покрывают свои расходы за счет увеличения цены проезда. Как писала KV, в 2018 году Киевскую область волна повышений тарифов на проезд в пассажирском транспорте. В Борисполе обновленные тарифы вступили в силу еще с 4 июня. С 13 ноября повышение тарифов произошло на маршруте Киев-Вишневое. За установление нового тарифа на проезд в городских автобусных маршрутах общего пользования проголосовали и депутаты Яготинского городского совета. С 24 октября сразу на 20 гривен повысилась цена проезда по маршруту Киев-Белая Церковь – теперь за проезд придется платить 80 гривен.
Читайте: Перевозчики Белой Церкви требуют повышения тарифов на проезд (видео)
Фото: коллаж KV