В следующем году Верховная Рада (ВР) планирует принять закон, позволяющий создавать агломерации. Агломерации смогут создавать смежные населенные пункты и общины, в которых проживает более 200 тыс. человек, чтобы решать общие задачи по водоснабжению, утилизации мусора, организации кладбищ и пр. Руководить агломерацией будет соответствующий совет и председатель. При этом, влияние Кабмина на создание агломераций будет столь же весомым, как и на создание объединенных территориальных общин (ОТО).
Об этом KV стало известно из законопроекта №2637 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно создания правовых оснований для образования агломерации как одной из форм сотрудничества территориальных общин” от 19 декабря 2019 года, опубликованного на сайте ВР.
Большинство изменений вносятся в закон “О сотрудничестве территориальных общин”. Суть законопроекта – определение агломерации, которая может образовываться на территории, совместное постоянное население которой превышает 200 тыс. человек. Управление агломерацией осуществляет совет, а главными вопросами для совместного решения на уровне агломерации являются: водоснабжение и водоотведение, общественный транспорт, ремонт дорог, градостроительство, обращение с отходами.
В частности, законопроектом определяется, что:
-
агломерация – это форма сотрудничества территориальных общин (ТО), которая выполняет функции центра агломерации и ТО, расположенных в зоне влияния центра агломерации и имеют с ним интенсивные хозяйственные, трудовые, культурно-бытовые связи, которые вызывают значительную ежедневную маятниковую миграцию населения;
-
центр агломерации – город, который по своему размеру, численности и экономическому потенциалу оказывает значительное влияние на смежные ТО;
-
совет агломерации – орган, образованный для выработки и реализации местной политики по вопросам, имеющих общее стратегическое значение для ТО – членов агломерации;
-
зона добрососедства – определенная вдоль границы смежных ТО территория, на которой субъектами сотрудничества обеспечивается выполнение взятых на себя обязательств.
Устав агломерации составляется в соответствии с типовым уставом, который утверждается центральным органом исполнительной власти.
В уставе обязательно должно быть определено следующее:
-
наименование и местонахождение уставных органов агломерации;
-
цель создания, задачи и предмет деятельности агломерации;
-
перечень полномочий органов местного самоуправления в сфере компетенции, делегируемые совету агломерации;
-
порядок созыва заседаний, голосования и принятия решений;
-
порядок внесения изменений в Устав агломерации;
-
порядок включения в агломерацию новых членов и порядок исключения из нее;
-
порядок использования имущества и средств агломерации;
-
ответственность за нарушение Устава.
Агломерация может быть образована вокруг города с численностью постоянного населения более 200 тыс. человек или меньше, но при условии если общая численность постоянного населения потенциальных участников агломерации составляет не менее 200 тыс. человек.
Соседние ТО могут также присоединяться к такой агломерации, по решению соответствующего совета ТО и совета агломерации.
Совет агломерации состоит из представителей ТО:
– городские, сельские, поселковые головы (по должности);
– местные депутаты, делегированные соответствующими городскими, сельскими, поселковыми советами.
От центра агломерации делегируются пять депутатов, от ТО численностью постоянного населения более 10 тыс. – два депутата, от других территориальных общин – по одному депутату.
Председателем совета агломерации является председатель совета ТО, которая является центром агломерации.
Совет агломерации является юридическим лицом и подлежит государственной регистрации.
Методика порядка определения зоны влияния центра агломерации, утверждается Кабмином.
Зона влияния центра агломерации определяется исполнительным органом совета территориальной общины центра агломерации и утверждается Кабмином.
В сферу компетенции агломерации входит решение вопросов по:
-
водозабору, водоснабжению, водоотведению;
-
обращению с отходами;
-
определению и содержанию мест захоронения;
-
строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения;
-
организации местного общественного транспорта.
К полномочиям Совета агломерации относятся:
-
утверждение регламента работы Совета агломерации;
-
образование, реорганизация, ликвидация постоянных и других комиссий совета агломерации, утверждение и изменение их состава, избрание председателей комиссий;
-
заслушивание отчета председателя Совета агломерации о деятельности исполнительных органов;
-
заслушивание отчетов постоянных комиссий и руководителей исполнительных органов совета агломерации;
-
утверждение программ, направленных на реализацию полномочий, относящихся к сфере компетенции агломерации;
-
утверждение сметы доходов и расходов агломерации, внесение изменений в него, заслушивание отчета о его исполнении;
-
утверждение и внесение изменений в устав агломерации на основании соответствующих решений советов территориальных общин – членов агломерации;
-
утверждение маршрутов общественного транспорта и условий пассажирских перевозок на территории агломерации;
-
принятие решений о включении новых территориальных общин и выход членов агломерации из состава такой агломерации;
-
принятие решения о прекращении агломерации;
-
иные вопросы, определенные в уставе агломерации.
ТО могут определять зоны добрососедства, а договор о сотрудничестве с такой зоной должен содержать:
-
Границы такой зоны, определенные на карте.
-
Взаимные обязательства ТО относительно особенностей использования территорий в пределах такой зоны: сообщение о намерениях размещения в такой зоне объектов, потенциально опасных для смежной территориальной общины, или таких, которые могут существенно повлиять на экономическую состоятельность такой общины и т.д.
-
Порядок учета интересов смежных общин относительно решений, касающихся предоставления разрешений на размещение объектов, определенных в п.2.
-
Способ разрешения споров между субъектами сотрудничества.
-
Порядок прекращения сотрудничества.
Законопроектом также дополняются методы государственного стимулирования сотрудничества в виде:
-
предоставления специальных субвенций на развитие жилищно-коммунальной, инженерной и дорожно-транспортной инфраструктуры агломерации;
-
возможности финансирования стратегических проектов развития, охватывающих все или несколько территориальных общин – членов агломерации за счет средств Государственного фонда регионального развития.
Соавторами законопроекта являются глава комитета по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства Андрей Клочко, замглавы этого же комитета Елена Шуляк, замглавы этого же комитета Алина Загоруйко, председатель профильного подкомитета этого же комитета Виталий Безгин, замглавы комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Андрей Холодов, замглавы комитета по вопросам гуманитарной и информационной политики Евгения Кравчук, а также мажоритарщики Максим Пашковский и Роман Грищук (222 округ, Киев, Соломенский район).
Виталий Безгин написал на своей странице в соцсети Facebook, что 15 января 2020 года законопроект №2637 может быть вынесен на рассмотрение профильного комитета и поблагодарил за помощь в работе над документом экспертов:
-
свою помощницу на трудовом договоре Анну Одомич;
-
замминистра по развитию общин и территорий Вячеслава Негоду;
-
народного депутата ВР VI созыва, одного из авторов нынешней децентрализации Юрия Ганущака;
-
директора по науке и развитию Института гражданского общества Анатолия Ткачука;
-
учредителя образовательного проекта для детей “Мінзмін” Сергея Бурового;
Отметим, пока непонятно, как свежая инициатива нардепов будет взаимодействовать с планами Министерства по развитию общин и территорий ликвидировать 25 районов Киевщины и создать на их базе шесть округов. Также непонятно, как возникновение агломераций будет коррелировать с созданием ОТО, из процесса создания которых планируется исключить облсоветы.
При этом, законодательное регулирование создания и функционирования агломераций важно, в первую очередь для Киева. Еще 21 февраля 2017 года депутаты Киевсовета приняли решение, которое предусматривает создание местной ассоциации “Киевская агломерация”. Тогда предложение по объединению в агломерацию было направлено местным советам городов Борисполь, Боярка, Бровары, Буча, Васильков, Вышгород, Вишневое, Ирпень, Обухов, Украинка, поселков Ворзель, Глеваха, Гостомель, Калиновка (Броварской район), Калиновка (Васильковский район), Коцюбинское, Козин, Чабаны, а также прилегающих к городу Киеву сел.
После этого, в 2017 году, чиновники и депутаты Киева и Киевщины несколько раз собирались за круглым столом, чтобы обсудить главные инфраструктурные проблемы столицы и близлежащих территорий. Но тогда они “застряли” в подготовке новых законопроектов и меморандумов, а также выяснениях, кто должен больше вложиться в разбитые дороги, изношенные трубы, недостающие школы и садики.
В 2018 году Киевоблсовет официально заявил, что не видит необходимости в создании агломерации. Пять населенных пунктов Киевщины категорически отказались войти в состав ассоциации: села Подгорцы, Погребы, Вишенки, Калиновка (Броварской район) и город Вишневое. Основными причинами отказа населенные пункты называли отсутствие необходимой законодательной базы и страх поглощения столицей.
В октябре 2018 года стало известно, что в КГГА перенесли планы по созданию Киевской агломерации на 2019 год. Также в конце 2018 года под руководством первого замглавы КГГА Николая Поворозника была создана новая рабочая группа по наработке предложений о запуске агломерации. В рамках работы этой группы, в частности, французские специалисты взяли в анализ украинское законодательство, чтобы дать некоторые предварительные предложения по созданию “Большого Киева” (по аналогии с “Большим Парижем”).
Весной 2019 года киевские власти утвердили план перспективного развития столицы на 2019-2012 годы, которым также предусмотрено развитие Киевской агломерации.
9 октября с.г. Виталий Кличко и лидеры 19 общин, прилегающих к Киеву, создали ассоциацию “Киевская агломерация” и утвердили ее устав. По сути, это общественная организация, в рамках которой могут быть реализованы некие общие инициативы всех общин – членов ассоциации.
При этом, как рассказал KV руководитель Офиса реформ в Киевской области Владимир Удовиченко, эффективный путь развития агломераций – это закон о сотрудничестве объединенных общин.
Читайте: Европейцы подтвердили сложность создания Киевской агломерации
Фото: коллаж KV