Экс-зампред Деснянского района, член постоянной комиссии Киеврады по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергитеческого комплекса Юрий Булгаков о запущенности и незащищенности столичной Троещины
КV: Какие проблемы для жилого массива Троещина стоят наиболее остро и требуют немедленного разрешения?
Юрий Булгаков: Проблем на Троещине больше, чем в любом другом районе Киева. Постоянное растущее количество населения, узкие разбитые дороги, копейки из горбюджета и невыполнение районного. Работать есть над чем. Однако, столичные чиновники в отношении Деснянского района ведут себя неадекватно. Катастрофическая инфраструктурная запущенность массива, в первую очередь, заслуга чиновников городской администрации.
КV: Как троещенцы переживают отопительный сезон, который в своем начале явно не радовал киевлян?
Ю.Б.: Изношенность теплосетей в Деснянском районе такая же, как и по Киеву в целом. К тому же, при ударном строительстве в 90-ых гг. была нарушена технология закладки тепломагистралей, они требуют замены и реконструкции. Что касается непосредственно энергообеспечения, то тут жаловаться было не на что. ТЕЦ-6, обслуживающая не только Деснянский, а и Днепровский и участок Оболонского района, вырабатывает 40% лишнего, не востребованного тепла. При этом, Схема теплоснабжения г. Киева в период до 2015 г. предусматривает, что эти 40% будут согревать новый микрорайон, землю под который выделили еще два года назад, но строительство так и не начали.
КV: Вблизи жилых домов (около ул. Пуховская) построят мусоросжигательный завод. Законно ли такое строительство и чем оно обернется для местных жителей?
Ю.Б.: Мусоросжигательный завод — благое, цивилизованное предприятие. Но к его постройке нужен такой же цивилизованный подход и расчет. На проектные работы этого МСЗ в бюджете прошлого года планировалось выделить 7 млн. грн. Освоенный из них 1 млн. город уже задолжал проектантам. Но здесь гораздо важнее понимать другое: дороги Троещины технически не приспособлены для одновременного проезда сотен тяжеловесных мусоровозов со всего многомиллионного мегаполиса.
КV: Представляет ли такой объект опасность для здоровья жителей и экологии?
Ю.Б.: Когда прошлым летом горел торфянник, дым, в тихую теплую погоду, стелился по водной поверхности и надолго зависал между жилыми домами Троещины. Спать в спальном районе было нелегко, количество заболеваний ОРЗ резко повысилось. Я не представляю, как мы сможем дышать еще и отходами от всего Киева. Подходящим местом для такого объекта, по-моему, является уже испробованный временем полигон в Подгорцах: и мусоровозам по широкому шоссе ездить удобно, и залежи мусора можно было постепенно сжигать, не прерывая технологического цикла. Кстати, экологи в свое время долго боролись, как против ТЕЦ-6, которая не снабжена дымоулавливателями, так и против постройки Банкнотно-монетного двора, тоже, экологически спорного объекта. Но, в конце концов, КГГА победила.
КV: Насколько плачевно состояние транспортной инфраструтктуры в районе?
Ю.Б.: К сожалению, в нынешнем году на дороги и развязки в Деснянском районе не выделено ни копейки. Хотя, разруха достигла такого уровня, что нам и войны не надо. На разрешение этой проблемы необходимы огромные средства. Еще в 2004 году по Программе реконструкции районов малоэтажной застройки в селах Быковня и Троещина ремонтниками было подготовлено дорожное покрытие к реставрации: разрыли, закидали щебнем и уехали. Навсегда. Также мы имеем много недостроенных дорог, например, вблизи ул. Милославской, где лежит только нижний слой дорожного полотна. Некоторые участки проезжей части даже не сданы в эксплуатацию. Они бесхозные, ничьи. Поэтому их и не реконструируют и не ремонтируют. Администрация Деснянского района не раз обращалась по этому вопросу в КГГА, но — безрезультатно.
КV: Троещинцы очень хотят ездить на правый берег на метро. Когда построят обещанные станции?
Ю.Б.: Не раньше, чем через 5 лет. В действительности, Деснянский район много денег вложил в разработку проектной документации. Однако каждый год из горбюджета государство изымает миллиарды гривен, именно этих денег и не хватает. В 2009 г. проектные работы были выполнены, все документы на депо уже были готовы, но из-за изъятия денег тогда процесс остановился. А теперь прошло три года, и нужно вновь утверждать проект, на что вновь необходимы средства, которые КГГА выделять пока не планирует.
КV: На Троещене самые дешевые цены на покупку и аренду жилья. Из-за этого население увеличивается, пропорционально заторам на дорогах. Это замкнутый круг?
Ю.Б.: Состоянием на 1-ое октября прошлого года в районе зарегистрировано 367 тыс. населения (реально проживает до полумиллиона) и 108 тыс. автомобилей. Всего на Троещине и Лесном массиве проживает 200 тыс. трудоустроенных людей. Непосредственно на территории района работает 49 тыс., остальные ежедневно ездят на правый берег, в основном, общественным транспортом. Скоро будут введены в эксплуатацию два новых микрорайона, это еще 46 тыс. жителей. А новые дороги и развязки никто строить даже не планирует. Еще одна острая проблема: в соответствии с Генпланом, участки для социальных объектов (детсады, школы, больницы) неконтролируемо застраивались объектами коммерческого назначения и жилыми домами. Например, жители 24-ого микрорайона сегодня оказались в ловушке: домов много, но нет ни почты, ни отделения банка, ни магазина. Такое впечатление, что в Градостроительном совете Киева не осталось ни одного заслуженного архитектора Украины.
КV: Почему районный бюджет не может поддерживать сносное состояние дорог?
Ю.Б.: Основная часть бюджета — налоги с доходов физ. лиц. Когда начался финансовый кризис, районные бюджеты посыпались. Все, кроме Деснянского, потому что падать было некуда. В то время средняя зарплата по Киеву была 3400 грн., а у нас — прожиточный минимум. Даже по минимальной заработной плате, те 49 тыс. людей, работающие на Троещине дают бюджету 220 млн. в год. И это, в основном, врачи, учителя — бюджетники. В то же время, остальные 150 тыс. работников отдают свои налоги правому берегу — около 1 млрд. грн. в год. Из-за такого “альтруизма” страдает каждый житель троещины. Приезжает домой в свой спальный район — лифт не работает, проводка перегорела и т.п. Всем известно, капитальное строительство дорог — очень дорогое удовольствие даже для преуспевающего района, а для Деснянского оно никогда не было по карману.
КV: Но ведь КГГА выделяет средства на развитие районов в бюджете и различных программах?
Ю.Б.: В 2010 г. 93% районного бюджета было заложено на зарплаты бюджетникам оплату за энергопотребление бюджетных ведомств, питание детей. Выполнили же бюджет лишь на 85%. Т.е. для нужд района ничего не осталось. Здесь Троещина самая незащищенная. Сейчас готовятся изменения в горбюджет, где на Деснянкий район (367 тыс. населения) предусмотрено всего 17 млн. грн, в то время как, к примеру, на Печерский район (100 тыс.) выделяется 32 млн. грн. У нас нет промышленного производства. Самый крупный налогоплательщик — типография. В промышленном производстве работает только 5 тыс. человек. Банкнотно-монетный двор платит большие налоги, но де-юре находится в Печерском районе. Помогая правому берегу, троещинцы оказались меньше всего защищены и обеспечены. Городским властям стоит внимательней относится к жителям Троещины и учитывать их интересы, ведь они тоже киевляне.
Беседовал Виктор Новак