Недавно Киев посетила одна из любимейших балерин известного хореографа, нашего соотечественника Сержа Лифаря, этуаль Гранд Опера Клод Бесси. Она провела мастер-класс для артистов балета Национальной оперы Украины и посетила балет “Снежная королева”, перед началом которого журналисту КиевVласть удалось поговорить с легендарной балериной.
KV: Популярен ли сегодня классический балет в Европе?
Клод Бесси: Сегодня я все реже и реже хожу в театр. Дело в том, что в современных постановках появляются элементы, которые призваны шокировать публику. А я не готова принимать такое, хотя и понимаю, что это современное прочтение некоторых вещей.
Тем не менее, зритель на классический репертуар приходит. В частности в Парижской опере представления очень интересны.
KV: Вы познакомились с балетной труппой Национальной оперы Украины на недавних гастролях театра в Париже, где украинские артисты показывали спектакль “Щелкунчик”. Конкурентна ли, на Ваш взгляд, киевская труппа на европейских сценах?
Клод Бесси: Мне сложно ответить на этот вопрос, так как я была пока только на одном спектакле и недостаточно знакома с репертуаром театра. Однозначно могу сказать то, что я увидела очень хороших артистов, которые приятно поразили уровнем подготовки. А если бы артисты были плохи, я бы никогда не приехала в Киев.
KV: Сегодня в европейских балетных постановках больше придерживаются классики или добавляют современные фишки?
Клод Бесси: Конечно, имеется движение к современности. В современном балете сегодня широко используются другие техники танца, прежде всего, контемпорари. Это положительно, если хореографы хороши, могут с помощью движения выражать внутреннюю красоту, смысл и духовность. Но проблема в том, что современных хореографов очень много, а вот хороших среди них мало. Для развития танцевального искусства – это плохо. Танец превращается в хаос, становиться бессмысленным…
KV: Кто, на Ваш взгляд, лучший из современных хореографов?
Клод Бесси: Иржи Килиан, Уильям Форсайт, Морис Бежар, Мерс Каннингем…
KV: В дальнейшем, по Вашему мнению, в балете будут больше обращаться к классике или наоборот отходить от нее?
Клод Бесси: Сейчас не время для возвращения к классике. Театр и танец – это отражение социума и того, что в нем сегодня происходит. А в мире происходит хаос. Тоже самое происходит и в танце. Я не занимаюсь политикой, но вижу закономерность между тем, что происходит в искусстве и в обществе. И речь идет не только о Франции, а обо всем мире, о человеческом обществе в целом. Сегодня нет уважения к людям и традициям, но классический репертуар остается в театрах. Публика на него приходит и видит современные интерпретации и элементы, которые порой шокируют. Думаю, танцу придется пережить некий кризис, стать некрасивым и неправильным, чтобы появилась возможность вернуться к классике, где присутствует духовность.
Читайте: Легендарная балерина Клод Бесси даст мастер-класс для артистов балета Национальной оперы
Справка KV: Клод Бесси родилась в Париже 20 октября 1932 года. Она обучалась в Парижской Оперной Балетной школе с десятилетнего возраста. Карьера Клод Бесси в труппе Сержа Лифаря, куда ее привел отец, началась с 15 лет. Она стала самой молодой балериной Парижской оперы за всю ее историю. Знаменитый хореограф раскрыл талант юной балерины. Она стала его музой, его любимой танцовщицей, которая воплотила на сцене ведущие партии в его постановках. В 1956 году Клод Бесси была выдвинута на étoile (этуаль – звезда) – высший статус артистов балета Парижской оперы. В 1970-1971 гг. Клод Бесси была балетмейстером Парижской Оперы, а с 1972 по 2004 г. – директором балетной школы Парижской оперы.
Фото: KV