Увы, на прошлой неделе конкурсы среди перевозчиков столичного региона снова оказались в центре скандала. В администрацию Киевской области нагрянули силовики, перерыли документы в Департаменте инфраструктуры, искали крамолу в конкурсах. Общество, и так перегретое тяжелой социально-экономической ситуацией в стране, устало от постоянных скандалов, связанных с маршрутками. Общество устало, но, поверьте, чтобы ситуация в сфере маршрутного таксомотора нормализовалась, нужно воплотить в жизнь всего 5 новаций и сделать это совсем не сложно.
Первая
Я считаю, что решать проблемы с маршрутками в Украине нужно начать с запуска министерством инфраструктуры общедоступного “Реестра пассажирских маршрутов Украины”. Это антикоррупционный проект прямого действия. Призванный содействовать прозрачному распределению маршрутов среди сознательных перевозчиков и обеспечению прав пассажиров в рамках действующего законодательства. Ведь, каждый автобус будет привязан к конкретному маршруту, а по всем перевозчикам будет вестись статистика нарушений и штрафов.
Вторая
Для проведения прозрачного конкурса среди перевозчиков – включить в состав конкурсного комитета должностных лиц соответствующих территориальных подразделений:
• Государственной службы по безопасности на транспорте (Укртрансинспекции);
• Государственная инспекция Украины по вопросам защиты прав потребителей;
• Государственной фискальной службы Украины;
• Государственной аудиторской службы Украины;
• Государственной службы Украины по вопросам труда;
• Государственной экологической инспекции Украины;
• Антимонопольного комитета Украины;
• ГП “Киевпассервис”;
• УДП “Укринтеравтосервис”;
• Полиции;
• СБУ.
Третья
Разработать порядок проведения проверок выполнения условий договоров перевозчиками. И утвердить его в предусмотренном 3аконодательством порядке, предварительно его обнародовав.
Четвертая
Изменить маршрутную сеть. После тщательного изучения транспортного спроса и транспортного предложения в регионе – существующие маршруты поменять и открыть новые. Для реального повышения качества перевозок людей, а не обеспечения сверхприбылей перевозчикам.
И, на конец – пятая
Действующие маршруты нужно постоянно контролировать. Нарушения фиксировать. Со злостными нарушителями расторгать договора, а маршруты выносить на конкурс. Для обеспечения эффективности проверок, включить ответственных представителей ГП “Киевпассервис”, государственной фискальной службы Украины, УДП “Укринтеравтосервис” и других ведомств (из первого пункта) в состав комиссии по проведению проверок исполнения перевозчиками условий договоров.
Я точно знаю, что после проведения проверок все без исключения маршруты нужно выносить на конкурс. Я не против, если перевозчик, которому знакома специфика района, обретет право и дальше обслуживать свой маршрут. Но на новых условиях: новые и комфортные автобусы, курсирующие по графику должны быть подключены к современной системе оплаты проезда пассажиров наземного общественного транспорта, которая способна вести четкий учет и контроль льготного обеспечения проездом отдельных категорий пассажиров.
Станислав Гвоздиков, глава общественной организации “Развитие инфраструктуры”