А не пора ли оформлять субсидии на пропитание?

Наталия Немодрук
Наталия Немодрук

кандидат экономических наук, для КиевVласти

Первый вопрос после прочтения интервью с главой Госслужбы по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей Владимиром Лапой: а что насчет цен? Ведь сегодня в ведение указанной службы входит и контроль за ценами. Или руководителя совсем не интересует ситуация с ценами (тарифами) на социально значимые товары и услуги?

Когда вся страна в шоке от новых тарифов и дискуссии экспертов на эту тему не умолкают, глава ведомства молчит и даже не находит нужным прокомментировать ситуацию. Причины тому типичны для большинства современных чиновников-реформаторов: недостаточная компетентность в специфическом направлении или отсутствие политической воли.

Высокопоставленный чиновник говорит о невозможности проверить качество продукции по жалобе граждан в тот же день , не нарушив закон. А о проведении плановых проверок вообще нужно предупредить предприятие за 10 дней, что даст возможность ему уничтожить все последствия нарушений до прихода инспекторов.

То есть, руководитель подтвердил крайне недостаточную дееспособность возглавляемого ним органа. Имея в распоряжении мощную лабораторно-техническую базу, служба не информирует общество о результатах объективного контроля качества пищевых продуктов в цепочке “поле – прилавок”.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Зато в многочисленных СМИ мы изучаем топ-рейтинги некачественных продуктов известных в Украине производителей, каким-то образом исследованных независимыми экспертами, несмотря на отсутствие полномочий и несовершенное законодательство. Вскоре украинцы вообще запутаются в том, что можно есть и чем лечиться.

Зато оказывается, что Украина опередила ряд европейских стран, объединив в один госорган ветеринарную и санитарную службы, при этом наделив его полномочиями защиты прав потребителей и контролю за ценами. Но уместно будет напомнить руководителю, возглавляющему такое серьезное ведомство, хронологию событий.

Вопрос о слиянии госслужб по контролю за ценами и защите прав потребителей стал предметом дискуссии еще в начале 2005 года. Обоснование в целесообразности объединения основывалось на концепции обеспечения защиты прав потребителей на безопасную пищевую продукцию, качество которой должно отвечать цене. Это же касалось и качества предоставляемых услуг , в том числе коммунальных , и соответствие их качества установленным тарифам ( ценам ).

Но сейчас мы говорим о ситуации с ценами. Глава Госслужбы явно согласился с мнением специалистов Минэкономики, считающим государственное регулирование цен на социально значимые товары нерыночным механизмом. Странно читать на странице Facebook одного из руководителей Министерства, что декларирование изменения цен на эти товары стоит производителям до 300 млн гривен!

Он видел расчеты этих цифр? Он знает, что раньше называли цифру в 3 млрд гривен? Что величина взяток упала? И тоже – никаких расчетов, только безответственная демагогия.

А чего стоит ”обоснование ” проведения так называемого “пилотного проекта”. Для убеждения правительства в необходимости отмены госрегулирования цен специалисты МЭРТ привели спорные и не совсем убедительные факты.

Читайте: С октября цены в Украине перестали контролироваться государством

Оказывается, по их непонятным расчетам, в период с 2003 года по 2013 год рост регулируемых цен на социально значимые продукты питания значительно опережал средний рост цен по всем продуктам питания. Так, по хлебу, муке и свинине среднегодовой рост цен составлял 12% . То есть в среднем за 10 лет цены на эти регулируемые категории росли на 2% в год больше , что дало почти 20% накопленного роста выше, чем средний индекс цен продуктов питания.

Но пример, приведенный МЭРТ, не совсем корректен, чтобы стать поводом для отмены государственного регулирования. Потому что:

  1. Госрегулированию подлежат цены на продукты питания, составляющие наибольшие объемы потребления в общем объеме потребления продуктов питания. При расчете же среднего индекса цен учитывается более широкий набор продуктов, не относящихся к социально значимым, которые не подлежат госрегулированию. Рост цен на них в указанный период мог составить более низкий темп. Они чаще всего и так более дорогие. Соответственно, этот факт, приведенный министерством, отнюдь не убедителен и не может приниматься во внимание для принятия правительством столь важных решений, в частности, и об отмене госрегулирования.

  2. В министерстве напрочь забыли о том факте, что в указанный ними период страна пережила сложнейший 2008 год – год мирового кризисна, когда госконтроль за ценами сыграл свою сдерживающую роль .

После двухлетнего правительственного моратория на проведения проверок обоснованности цен , по данным официальной статистики подорожали в два раза хлеб, пшеничная мука, макароны, сливочное и растительное масло, сахар и рис, а яйца и гречка выросли в цене в четыре раза.

Читайте: Правительство махнуло рукой на цены

И сейчас нас успокаивают, что в период действия т.н. “пилотного проекта” цены в декабре вырастут “только” на 10-15 %. И уже никто не вспоминает, что при полной бесконтрольности производителей и торговли в течении более, чем двух лет, цены уже сформированы без какой-либо экономической обоснованности и фактических затрат.

Ведь праздники же , да традиции у нас такие! Но почему во всех цивилизованных странах перед всенародными праздниками повсеместно снижаются цены, а бизнес зарабатывает на увеличивающихся объемах продаж?

Во всем мире граждане ждут Рождественских и Пасхальных скидок. А нам в очередной раз объявляют что скоро Новый год и Рождество и мы должны радоваться очередному увеличению цен.

И зарабатывать наш бизнес будет и на увеличении объемов продаж, и на необоснованном росте цен. И никакой контроль нам не нужен. У нас же страна всеобщего благоденствия и зажиточных граждан!

В Минэкономики напрочь забыли тот факт, что за период моратория на проверки субъектов хозяйствования у нас полностью уничтожен контроль за формированием тарифов на жилищно-коммунальные услуги. А выводы специалистов Государственной инспекции по контролю за ценами относительно расчетов экономически обоснованных затрат перестали быть обязательными.

Экс-министр по вопросам ЖКХ Алексей Кучеренко сразу же жестко раскритиковал принятие этого постановления, назвав его большой ошибкой, свидетельствующей об отсутствии у Минрегиона стратегического видения реформы ЖКХ, без системности и нелогичности принимаемых решений. Ведь в условиях фактически военного положения ослаблять госконтроль над монополистами, даже ради получения политических дивидендов, крайне опасно, т.к. может привести к социальному бунту.

Другие эксперты уже тогда предостерегали, что потребитель не застрахован от того, что на местном уровне монополисты будут забивать в тариф расходы, которые считаются для них выгодными. А органы местного самоуправления, часто не имеющие специалистов по тарифообразованию и созданные по политическому признаку, не смогут защитить потребителя от самодеятельности ЖЭКов.

Что фактически и происходит, а тарифы в зависимости от региона выросли в 2, 3,6 раз. Кто-то за это ответил или ответит?

А то, что у нас стоимость лекарств выросла в 4-6 раз как отечественных, так и импортных? Это разве новость для Минэкономразвития?

Читайте: Инициативный Минздрав: готовимся к подорожанию лекарств

Да , сегодня прилагаются огромные усилия и премьером и Минздравом по формированию новой ценовой политики на лекарства. Но мы все прекрасно понимаем, что, если не будет жесткого контроля за ценами, не будет и никаких результатов.

Давайте вспомним 2008 год, когда цены на лекарства выросли на 60-80% (не на 300-500%), и правительство предложило прозрачную, но жесткую политику цен на лекарства. Сколько было возмущений от фармацевтической общественности!

Мы снова же забываем, что в советское время, когда действовало жесткое регламентирование количества койко-мест, больни , врачей и всех медработников, то аптек на каждые 100 тыс. населения было в 2-3 раза меньше, чем сегодня – и их количество полностью удовлетворяло потребности населения.

При этом, по существу, во всех странах Западной Европы осуществляется контроль со стороны государства и страховых организаций за установлением цен предприятиями –производителями лекарственных средств и ценами в аптеках.

Особо важно подчеркнуть, что регулированию подлежат как цены на лекарственные средства, оплачиваемые из бюджета государства и реализуемые по рецепту врача, так и цены на лекарства безрецептурного отпуска. В данном случае, делая первые шаги в реформе медицины, хочется надеяться, что мы движемся в цивилизованном направлении.

И все же о контроле. Из 1300 специалистов Государственной инспекции по контролю за ценами, защищавших граждан нашей страны от негативных ценовых последствий мирового кризиса в 2008 году и удержавших цены от безосновательного роста, сегодня остались всего 75 человек.

А в высокоразвитой современной Франции в подчинении Министерства планирования и финансов сегодня свою деятельность осуществляют около 2000 контролеров цен!

Может поэтому уважаемый руководитель службы ничего не говорит о ценах, что сказать особенно нечего. Ведь он не может даже отправить контролеров проверить обоснованность повышение цен на социально значимые продукты питания или жилищно-коммунальные услуги у крупных предприятий-монополистов.

А где в планах проверок предприятия, производящие продукты питания, цены на которые подлежат декларированию и увеличились в размерах явно выше уровня инфляции? Может, потому что служба пребывает в сфере управления аграрного министерства?

Но зато читаем на сайте службы, что при выборочных проверках только в трех небольших аптеках Николаева нарушения установлены в каждой, а сумма незаконно полученной выручки составила 55 тыс. гривен.

Осталось Минсоцполитики совместно с МЭРТ убедить Кабмин выделить субсидии населению на продукты питания и лекарства, разницу в ценах компенсировать предприятиям пищевой и фармацевтической промышленности, аналогично схеме по теплу и газоснабжению – и вопрос социальной защиты в рамках реформистской деятельности правительства будет исчерпан.

Читайте: Незримая рука рынка: цены растут, Кабмин самоустранился

Наталия Немодрук, глава общественного союза “Ассоциация экспертов в системе ценообразования”, кандидат экономических наук, для КиевVласти

КиевVласть

Поділитися
Поділитися
Поділитися
Рекомендуємо до перегляду
Оцифрування та електронні замки: у Києві визначились з управлінням комунальною власністю до кінця 2027 року
Оцифрування та електронні замки: у Києві визначились з управлінням комунальною власністю до кінця 2027 року
09:00 Нещодавно столична міськрада ухвалила програму управління об’єктами комунальної власності, розраховану на період 2025-2027 років. Усього на її реалізацію планується витратити 251,3 млн гривень,…
Справи насущні: скільки та на що у листопаді 2024-го витрачала Баришівка
Справи насущні: скільки та на що у листопаді 2024-го витрачала Баришівка
09:00 В листопаді бюджетні замовники селища Баришівка на Броварщині уклали договорів на кругленьку суму – понад 26 млн гривень. Найбільше грошей спрямували на облаштування…
Бюджет Києва-2025: на що чиновники планують витратити 90 млрд гривень
Бюджет Києва-2025: на що чиновники планують витратити 90 млрд гривень
09:00 Столична влада ухвалила бюджет Києва на 2025 рік та внесла зміни до Програми економічного та соціального розвитку (ПЕСР) в частині видатків на наступний…
Banner
QlU7mDx4