Так исторически сложилось, что отрасли, которые связаны с крупными чеками и дорогостоящими покупками, достаточно консервативны как в общении с клиентами, так и в методах работы. Ювелирные украшения, антиквариат, банки, недвижимость – все эти сферы любят конфиденциальность и не спешат внедрять новшества и передовые технологии, потому что это может нарушить привычный уклад.
Тем не менее, в условиях стремительно развивающейся строительной отрасли в Украине всё набирающая обороты конкуренция подталкивает к развитию и proptech направлению в Украине.
Что такое проптех?
Слово, произошедшее от английских слов property – недвижимость и technology – технология, означает индустрию, в которой разрабатываются технологии для недвижимости, способные изменить подходы и способы поиска недвижимости, её выбора, покупки и аренды.
Фактически первые шаги в этом направлении начали совершаться в Украине в начале 2010х, когда начали появляться первые сайты-агрегаторы информации о недвижимости. Но в то время это еще не было оформлено в цивилизованную отрасль, да и технологии в глобальном смысле еще были очень далеки от того, чтоб чем-то существенно оптимизировать или трансформировать процессы на рынке недвижимости. Но в последние 2-3 года отрасль совершила заметный прогресс. Стали появляться новые инструменты для работы с недвижимостью (как для продажи, так и для аренды), внедряться колл-трекинг и сквозная аналитика маркетинговых данных, стало уделяться большое внимание big data, machine learning, AR/VR технологиям и тд.
К слову, это стало не только тенденцией развития украинского рынка, но и глобального рынка недвижимости в целом, о чем говорят цифры. Только с 2018 по 2020 года рост венчурных инвестиции в proptech составил практически 300% – с 8,3 млрд дол. США до 24 млрд дол.США.
Украинский proptech сегодня
На нашем рынке недвижимости активно и успешно развиваются направления проптеха. Среди основных инструментов можно выделить следующие:
-
Площадки с решениями для пользователей, которые решают их проблему с поиском недвижимости для покупки/аренды.
Масштабные сайты-агрегаторы, которые собирают информацию о новостройках уже не пассивным способом (кто хотел добавить – добавил), а весьма проактивным – даже если кто и не хотел там быть, он там есть.
-
AR и VR решения, позволяющие клиенту принять решение при выборе недвижимости.
Эти технологии пришли на смену 3D-турам. Особенно актуальной технология стала в карантинное время, когда не было возможности вживую продемонстрировать клиентам все визуализации/преимущества предложения. Еще в 2017 стоимость оборудования и реализации проекта в VR исчислялась десятками тысяч долларов, но за пару лет стоимость технологии снизилась и стала более доступной.
-
Аналитика недвижимости.
Сбор и систематизация информации о сделках, ценах, количествах/типах и других параметрах недвижимости. Эти сведенные данные позволяют принимать управленческие решения, которые опираются на конкретные цифры.
-
Шахматки.
Программное обеспечение, позволяющее управлять остатками/бронями. В идеале интегрированное с сайтом и CRM-системой. Облегчает отделам продаж работу с бронированием (исключает возможность брони одного и того же лота разными менеджерами), автоматически скрывает с сайта проданные лоты, отображает актуальные цены, исключает необходимость ручного внесения данных по ценам на каждый лот склада.
-
Программное обеспечение, позволяющее управлять ценообразованием.
Разработки, учитывающие многофакторность ценообразования каждого лота и объекта в целом, позволяют сформировать корректную и адекватную для рынка цену объекта.
-
Разработки, позволяющие управлять доходностью проектов.
Многообещающая новинка, которую недавно анонсировали на рынке недвижимости – возможность регулировать ценообразование на основании исходных данных и планируемой доходности проекта.
-
Дашборды.
Набор автоматизированных отчетов, сведенных в доступную для оперативного восприятия панель данных о эффективности работы коммерческого направления застройщика.
Ольга Момчилович, эксперт по маркетингу недвижимости