Эра сервис-дизайн подхода

Ольга Момчилович
Ольга Момчилович

Эксперт по маркетингу недвижимости

Этот подход уже не нов и появился впервые в Америке еще в 70-е годы. А уже с 1991 года стал дисциплиной, которую начали преподавать. Тем не менее, широкое распространение в “наших широтах” приобрел сравнительно недавно.

Что такое сервис-дизайн?

Это – процесс конструирования услуги таким образом, чтоб она принимала во внимание все взаимодействия между клиентом и компанией, а также учитывала интересы обеих сторон. Этот метод применим как в процессе создания нового продукта, так и в процессе совершенствования уже существующего. А методолию принято называть клиентоцентричной, поскольку в большей степени она основывается на поэтапных ощущениях и впечатлениях клиента от пользования продуктом.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Интересно, что сервис-дизайн рассматривает процесс оказания услуги (и товар, кстати, тоже рассматривается как услуга) не ограничиваясь непосредственно процессом покупки, а намного более обширно: начиная с момента возникновения потребности в решении проблемы потребителя, учитывая его проблемы и неудобства (или же наоборот комфорт от использования) и заканчивая моментом наступления состояния удовлетворенности от результата решения своей проблемы. А иногда, подробно изучив опыт потребителя, оказывается, что ваш товар конкурирует с совсем неожиданными категориями!

Несколько лет назад Макдональдс в Америке хотел увеличить объем продаж молочных коктейлей. Компания провела исследования, чтоб выяснить, что необходимо улучшить в самом продукте (вкус, объем и тд.), но по результатам внедренных улучшений продукта продажи так и не сдвинулись с места. Тогда они пригласили консультанта, который в ходе изучения поведения покупателей выявил, что половина продаж молочных коктейлей приходится на время до 8:30 утра, при этом все покупатели имеют в чеке только этот товар, сразу садятся в машину и уезжают.

Как оказалось, клиенты покупали молочный коктейль по дороге на работу, чтоб занять себя по пути, а также, чтоб не остаться голодными до 10 утра. Таким образом, выявилось, что молочные коктейли McDonalds на самом деле конкурировали не с Burger King, как предполагалось ранее, а с бананами и другими экспресс-завтраками.

Предприняв ряд мер (повышение жирности, чтоб коктейль можно было дольше пить, перемещение товара из-за стойки за витрину и тд.), компании McDonalds удалось повысить продажи коктейлей в 7 раз!

То есть, если экстраполировать это на жилую недвижимость, то процесс оказания услуги будет начинаться с момента осознания потребителем того, что ему необходимо совершить покупку, а заканчиваться – только через пару лет после переезда в новое жилье (в случае, если у застройщика есть собственная эксплуатирующая компания), потому как покупателю придется взаимодействовать c послепродажным обслуживанием и эксплуатирующей конторой.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Телеграм

Основные инструменты сервис-дизайна

Наиболее популярным инструментом на сегодняшний день является CJM (Customer Journey Map). Этот инструмент уже получил широкое промо, но пока еще не стал настолько часто используемым компаниями в Украине при создании или совершенствовании продукта.

Суть инструмента заключается в глубочайшей пошаговой детализации всего пути встречи и использования продукта, включая полученные от этого эмоции, а также переживания и страхи на каждом этапе взаимодействия.

Это позволяет понять, на каком из этапов какие опасения или страхи испытывает человек, что может стать барьером или отталкивающим к использованию продукта фактором.

Персоны

Еще один популярный инструмент сервис-дизайна. Суть инструмента заключается в том, что необходимо подробно описать персонажа, который пользуется или будет пользоваться Вашим товаром или услугой. И при принятии каждого последующего решения относительно изменения продукта либо же его продвижения на рынке необходимо хорошо задуматься, как это будет выглядеть с позиции клиента.

Здесь, вероятно, многие маркетологи вспомнят ситуации, когда условно собственники или руководители крупных бизнесов начинали оценку креатива для сухариков эконом сегмента со слов “вот я бы, например …”. И тут же возникающий внутренний порыв напомнить о целевой аудитории этих самых сухариков. 

Но нет, тут мы должны строго придерживаться принципа эмпатии и максимально приблизиться к реальному клиенту, чтоб учесть всего его переживания и потребности при разработке или оптимизации продукта.

Для использования этих и других инструментов сервис-дизайна уже разработано программное обеспечение, которое позволяет пользоваться инструментами онлайн (UXPressia, Miro и др.) и даже вместе с командой в режиме реального времени. Поэтому рекомендую ознакомиться с этой интересной темой глубже и попробовать внедрить дизайн-мышление в вашей компании.

Ольга Момчилович, Head of Marketing, компания M4U

КиевVласть

Поділитися
Поділитися
Поділитися
Рекомендуємо до перегляду
Нацполіція спіймала посадовців КМДА на “розпилах” при розробці програми для обліку комунального майна
Нацполіція спіймала посадовців КМДА на “розпилах” при розробці програми для обліку комунального майна
09:00 Столична Нацполіція розслідує можливі розтрату і привласнення бюджетних коштів при розробці та впровадженні програмного модулю “Облік та відображення об’єктів нерухомого майна територіальної громади…
Мамина черешня: які установи Києва та області купують найдорожчі фрукти
Мамина черешня: які установи Києва та області купують найдорожчі фрукти
09:00 Навесні 2025 року Київ та область активно закуповували для шкіл і дитсадків свіжі фрукти – втім, вартість цих смаколиків суттєво варіювалася. Так, найдорожчу…
Скандальний ЖК “Покрова”: столичні активісти і прокурори намагаються “забрати” землю в забудовників
Скандальний ЖК “Покрова”: столичні активісти і прокурори намагаються “забрати” землю в забудовників
09:00 У столиці тривають судові спори навколо будівництва ЖК “Покрова” (проєкт “померлої” корпорації “Укрбуд”) в історичній місцевості на Солдатській слобідці та ділянки під ним.…
Banner
QlU7mDx4