Проблемы на рынке пассажирских перевозок Столичного региона огромные. Например, объем рынка 5 млрд. грн в год. Но при этом весь этот финансовый массив , находится в тени. Маршрутки убиты, едут не по маршруту и не по расписанию. Хорошие автобусы выставляются на много конкурсов одновременно. Страховок пассажиров и предрейсового наркоконтроля водителей нет. Словом, дело “швах!”.
Да, действительно, за последние три года система пассажиропотоков в столичном регионе существенно изменилась . С одной стороны это вызвано аннексией Крыма и захватом Донбасса, с другой – политикой децентрализации, цель которой – усилить влияние регионов на жизнь местных общин.
Все эти факторы подтолкнули власти Киевщины к разработке нового механизма функционирования транспортной системы региона. Как следствие, возникла программа “Смарт транспорт Киевщины (Интеллектуальная транспортная система) на 2017-2018 гг”.
В рамках этой программы обещают обеспечить диспетчеризацию и GPS-контроль пассажирского транспорта Киевской области (около 3 000 транспортных средств). Планирую закупить оборудование, оргтехнику, программное обеспечение а также внедрить механизм для контроля выполнения перевозчиками договоров.
В итоге, должна появится некая компьютерная базовая модель индивидуального и общественного транспорта всех видов, которая будет давать транспортные прогнозы по различным сценариям, оптимизировать работу общественного транспорта, учитывать потоки рабочего дня.
Подробней: Киевская область вложит миллионы в транспортную аналитику (документ)
Звучит очень красиво и заманчиво, не спорю. Однако, чтобы программа “Смарт транспорт Киевщины (Интеллектуальная транспортная система) на 2017-2018 гг” работала как нужно и открывались новые удобные маршруты, которые позволяют пассажирам экономить время, следует в первую очередь пересмотреть подход к заключению договоров между властями и частными перевозчиками.
Если власти хотят обязать частников собирать и передавать GPS-данные, то пусть вносят пункты об этом в договора. Например:
– GPS-данные, это любые данные, которые передает установленное в подвижном составе gps-оборудование;
– Все права собственности на gps-данные принадлежат Заказчику перевозок (такому-то государственному субъекту);
– На GPS-данные распространяется закон про доступ к публичной информации;
– Заказчику перевозок в соответствии с Законом “О доступе к публичной информации”, а именно ст. 10(1), обязуется предоставить доступ к gps-данным в формате, что позволяет их автоматическую обработку. Как вариант – в GTFS-RT/Vehicle Positions.
Если формально не обязать перевозчика сотрудничать с властями в вопросе сбора/передачи данных, если к этому вопросу все подойдут спустя рукава, хорошая идея может погибнуть, а дорогостоящее GPS-оборудование будет лишь констатировать ужасную работу транспорта в области.
Отдельный вопрос и к анализу данных. К сожалению, существующие подходы к решению таких проблем всё ещё носят инерционный характер и традиционно базируются на субъективных экспертных решениях. Но без качественной аналитики gps-данных этот проект обречен на ликвидацию последствий, а не причин инфраструктурных проблем столичного региона.
Мы в ОО “Развитие Инфраструктуры” пытаемся заниматься упорядочиванием рынка пассажирских перевозок, борьбой с коррупцией и улучшением сервиса для потребителей транспортных услуг.
Читайте: Невже українцям менше хочеться жити, ніж європейцям?
У нас уже готовы несколько десятков проектов в сфере транспортного хозяйства столицы и области, позволяющие улучшить работу отрасли. И самое главное – наши проекты не требуют затрат из бюджета и могут быть реализованы на средства инвесторов.
Например, скоро год, как Киевоблсовет 7 июня 2016 принял Программу привлечения инвестиций и улучшения инвестиционного климата в Киевской области на 2016-2018 гг”. Этой программой было предусмотрено внебюджетное финансирование ГП Государственная транспортная компания” в размере 281 млн. грн. На эти деньги ГП должна была создать автоматическую системы управления дорожным движением Киевской области. Начальники управлений, служб и департаментов обладминистрации заявили, что понимают важность этой инициативы и на словах всегда были готовы поддержать проект ГП. Однако, воз и ныне там и до привлечения внебюджетных средств так и не дошло. Зачем, ведь, видимо, кому-то интересней потратить бюджетные на GPS?
Как только появится Губернатор, целью которого будет навести порядок на рынке пассажирских перевозок области – увидим, что одними из первых его шагов станет внедрение современной методологии математического транспортного моделирования. Методологии, которая обеспечивает объективный, комплексный и опережающий подход к планированию и решению проблем транспортной отрасли Киевской области, методологии, которая нужна региону как воздух и на которую не нужно тратить миллионы налогоплательщиков.
Станислав Гвоздиков, Глава общественной организации “Развитие инфраструктуры”