За последние 15 лет жилая недвижимость в Украине успела сменить несколько подходов в проектировании и строительстве. От единичных домов практически без придомовой территории рынок перешел к жилым комплексам, состоящим из нескольких зданий и своим внутридворовым пространством. Со временем концепция сместилась в сторону жилых комплексов со своей внутренней инфраструктурой: начинали с продуктовых магазинчиков на первых этажах домов, а после даже свои детские садики появились. Жилые комплексы стали заметно укрупняться. Следующим шагом стало создание жилых комплексов смешанного типа (mixed use), которые объединяли в себе как жилую, так и коммерческую составляющую (например, офисы). Согласитесь, жить и работать в одном месте – достаточно удобно.
На этом эволюция жилой недвижимости не остановилась. Толчком к появлению нового типа недвижимости послужил коронакризис, который в корне изменил образ жизни потребителя. Если раньше работа “на удаленке” была скорее исключением из правил, то сейчас это явление встречается практически повсеместно. И даже при наличии условий для возврата к работе в офисе большинство предпочитает гибридный формат работы с возможностью работать из дому. В свою очередь, это освободило у потребителя достаточное количество времени, которое ранее тратилось на дорогу в офис и назад. То есть времени на себя и свой досуг стало больше. Соответственно, сформировался запрос на пространства для проведения досуга. При этом с минимальными затратами на дорогу.
Ответить на этот запрос сможет недвижимость нового формата, которая и стала последним трендом – недвижимость, совмещающая в себе все составляющие лайфстайла покупателей: жизнь, работа, развлечения, покупки. Так называемый формат blended mix. Это значит, что в скором будущем мы увидим рост спроса на жилые комплексы, в составе которых будут и жилье, и офисы/коворкинги, и развлекательная (культурная) составляющая, и торговля.
Такой подход предусматривает не только глубокую проработку концепции жилого комплекса в части жилья, а и зонирование и планирование пространства комплекса, строительство обширной инфраструктуры, способной удовлетворить все потребности покупателя. При этом стандартный набор факторов, на которые ориентируется потребитель при выборе жилья, никуда не исчезает.
Основными задачами, которые теперь выходят на первый план для девелоперов, станут подготовка культурного генерального плана территории микрорайона, а также внедрение жизни в его культурную, развлекательную и социально-бытовую инфраструктуру.
Ольга Момчилович, эксперт по маркетингу недвижимости