7 сентября 1929 года в киевском цирке (ныне ул.Городецкого), кстати, самом большом в тогдашней Европе, в присутствие двух тысяч “трудящихся” началось судебное заседание по делу об убийстве тридцатилетней Прасковьи (Паши) Барышниковой. Иеромонах Киево-Печерской Лавры, архидиакон Ольгинской церкви пятидесятичетырехлетний отец Евладий (Евладий Максимович Чехун), его любовница – монахиня Флоровского монастыря матушка Любовь (Любовь Воронкова) обвинялись в убийстве другой любовницы отца Евладия – тридцатилетней “духовной дочери” батюшки Прасковьи Барышниковой.
Евладий Чехун перед судом
В 1929 году суд над двумя монашествующими особами, расчленившими молодую женщину, имел эффект разорвавшейся бомбы. Судебный процесс освещали все газеты от заводских многотиражек до центральных партийных изданий, радиотрансляцию с душераздирающими подробностями слушала вся советская страна. Монах и монахиня признали свою вину и получили по 10 лет заключения, а на волне “возмущенного пролетариата” стартовал новый беспощадный виток разрушения храмов и гонений на церковных служителей.
Любовь Воронкова в суде
“Дело Чехуна” ныне практически забыто, точнее известно, но в очень узких кругах. Через поисковые системы вы найдете три-четыре публикации и несколько скупых упоминаний. Одни называют этот процесс “большевистским спектаклем”, сфабрикованным для избиения православия, другие доказывают, что “бытовое убийство” все-таки имело место быть, а лишь после было использовано коммунистами для репрессий против церкви.
Я предлагаю читателю окунуться в атмосферу Киева конца двадцатых годов прошлого века и по материалам архивов и газетным публикациям тех лет проследить судебный процесс над отцом Евладием и матушкой Любовью.
“Кровавые тайны монастырских стен”
Говоря объективно о внутренней кухне монастырей, как и всей церкви, мы, православные миряне знаем не много. Вот, например, несколько жутких фактов из статьи некого С. Львовича “Долой негодяев в рясах”, посвященной делу Чехуна и опубликованной в издании “Войовничий безвірник” (русскоязычная версия “Воинствующий безбожник”) за 1929 год.
Цитата: “На совести многих монахов лежит обман женщин, насилие над женщинами и убийство женщин “чтоб не болтали”. В советской печати было разоблачено немало случаев гнусных издевательств монахов над женщинами и убийств, совершенных этими извращенными изуверами. Об этом знало монастырское начальство, об этом знала полиция, но монахи ведь – “святые”; поэтому чтоб не выносить сора из избы власти старались подобные дела прятать под сукно. Когда, например, в тринадцатом году одна крестьянка донесла полиции о том, что монах-отец бросил в Днепр своего новорожденного ребенка, монаха не предали суду, а неудобной свидетельнице предложили поскорее уехать из города. Когда в 2011 году у “святой” стены Троице-Сергиевской Лавры нашли труп женщины, ее объявили самоубийцей и не производили никакого следствия; между тем эта несчастная была убита монахом-любовником. Удивительный случай произошел в Лавре в 1813 году: монах Иассон арестовал “неизвестную” женщину, якобы, за кражу, женщина, якобы, повесилась, и в спешном порядке была похоронена. Трудно не сомневаться, что здесь имело место тайное убийство. Недаром о краже не хотели даже известить полицию; очевидно, боялись, как бы она не помешала расправе. Иассона за “самоуправство” судило монастырское начальство: он был приговорен к “тяжелому” наказанию – пятьдесят поклонов до земли. А это было в то время, когда в монастырских тюрьмах десятки лет томились люди за какую нибудь оскорбительную фразу по адресу попов. Много кровавых тайн скрывают в себе монастырские стены; некоторые из них раскрыты но большая часть кровавых преступлений монахов-садистов, развращенных ненормальной половой жизнью, конечно, остается скрытой. Об этом позаботились “отцы-игумены” и “христолюбивое воинство” в лице полиции”.
Попробуем проанализировать данный отрывок текста. Статья откровенно пропагандистская, антицерковная, что подразумевает сам формат издания, где она опубликована. Автор приводит три случая “кровавых преступлений монахов-садистов”, причем самый ранний из них датируется 1813 годом, а поздний – 1913-м. То есть за интервал в сто лет (!) “разоблачительная советская печать” смогла обнаружить только три кейса.
Весьма примечательно, что “Войовничий безвірник”, где данный текст опубликован, вышел 1 сентября 1929 г., а суд над Чехуном и Воронковой начнется только 7 сентября 1929-го. То есть до самого суда автор был в курсе уголовного дела, о котором вся советская страна узнает через неделю. “Трудно не сомневаться, что здесь имело место” заранее подготовленное медийное шоу.
Еще один нюанс. Решения суда еще нет, ибо не было и самого суда, вина не доказана, но автор уверенно сообщает читателю, что Евладий Чехун “позволил себе предательски убить свою бывшую жену”, “искромсал труп и разбросал части его по городу” и т.д. Что ж, по словам С. Львовича, “пролетариат взял власть не для того, чтобы в монашеских застенках творились кровавые оргии”.
О том как проходил пролетарский суд читатель узнает из следующих публикаций.
Читайте:
Как большевики “подстригли” историю Дины Проничевой, или История одного фото (часть IV фото, видео)
Семен Берлянт – смертник Бабьего Яра, который выжил
Смертники Бабьего Яра, которые выжили (часть II)
Смертники Бабьего Яра, которые выжили. Свидетельства “инженера Давыдова” (часть III)
Смертники Бабьего Яра, которые выжили. Сколько их было (часть IV)
Смертники Бабьего Яра, которые выжили. Сообщение подпольщика Панасика (часть V)
Смертники Бабьего Яра, которые выжили. Подпольщик Панасик на “фабрике уничтожения” (часть VІ)
Смертники Бабьего Яра, которые выжили. Организатор “восстания смертников” Федор Ершов (часть VІІ)
Смертники Бабьего Яра, которые выжили. Тридцать сбежавших “из-за сильного тумана” (часть VІІІ)
Смертники Бабьего Яра, которые выжили. Неизвестные имена (часть ІХ)
Константин Гродзинский, журналист КиевVласти
Фото: фотокопии автора