Все без исключения правительства независимой Украины занимались регулированием цен на лекарства. Кто – более ответственно и эффективно, кто – менее. Но цены продолжали расти, вне зависимости от стабильности/нестабильности ситуации в стране и курса доллара. Сейчас цены на лекарства, отечественные или импортные, отличаются от зарубежных аналогов, по оценкам экспертов, в 2-27 раз. Даже президент Петр Порошенко как-то заметил, что ценники в украинских аптеках напоминают ценники в ювелирных магазинах При этом, в Украине 90% средств на лекарства граждане оплачивают самостоятельно и только 10% трат ложится на плечи государства. Треть всех трат государства на здравоохранение приходится на закупку медикаментов. Так, за девять месяцев 2016 года объем аптечных продаж лекарственных средств составил 35 млрд гривен, а всего в госбюджете на эти цели было заложено 44 млрд гривен. Столько же люди тратят на лекарства из своего кармана.
Напомним, что осенью прошлого года Кабмин утвердил концепцию очередной реформы финансирования системы здравоохранения. Одним из новшеств стало введение референтных цен на лекарства и реимбурсации ( возмещении их стоимости ). Согласно референтному ценообразованию, с 1 января 2017 года максимальная цена на лекарства в Украине не может превышать их стоимость в пяти соседних государствах. На первом этапе так регулируются цены на лекарства от сердечно-сосудистых заболеваний, диабета 2 типа и бронхиальной астмы. На эти же препараты распространяется реимбурсация, на которую в госбюджете-2017 заложены 500 млн гривен.
Почти во всех странах Западной Европы в себестоимость препаратов закладывается стоимость ингредиентов, расходы на производство, на рекламу и на научную информацию, на упаковку, кредитование и прибыль, необходимую для дальнейшего развития предприятия. Регулированию подлежат цены на все лекарственные средства – и рецептурные, и безрецептурные.
Используются несколько методов регулирования ценообразования на лекарственные средства, которые не являются взаимоисключающими:
- обеспечение более высокого уровня информированности всех субъектов рынка для формирования конкурентной среды;
- установление цен на отдельные препараты, включенные в Перечень жизненно необходимых и важных лекарственных средств (ЖНВЛС), или установление опорных цен на группы лекарственных средств со сходным терапевтическим эффектом;
- создание единой структуры по закупке лекарственных средств и организация централизованной тендерной системы;
- регулирование торговых наценок, ориентирующее дистрибьюторов на реализацию менее дорогих лекарственных средств.
Предметом регулирования цен в различных странах выступают:
- цены производителей;
- отдельные компоненты цен производителей (затраты на маркетинг);
- доходы фармкомпаний;
- цены на новые лекарства;
- торговые надбавки оптовых и розничных продавцов.
В большинстве стран и во всех странах ЕС цена лекарственного средства для конечного потребителя не зависит от оптовой торговли и аптек. В большинстве стран аптека получает доход не в зависимости от стоимости проданных препаратов, а от их количества в натуральном выражении. Это препятствует кооперированию фармацевтов с врачами для увеличения количества рецептов на дорогие лекарства. Кстати, в большинстве стран отечественные медикаменты включены в списки льготных лекарств.
В мире нет единого универсального подхода к формированию цен на фармтовары. Проблема справедливого ценообразования является международной. В большинстве стран существует госрегулирование цен, расширяется применение принципа защищающей медицины, растет сотрудничество фармпредприятий со страховыми компаниями для выработки общих компенсационных решений.
А в Украине второй год нам ежемесячно обещают снижение цен на лекарства. В том числе, после разрекламированного упрощения процедуры регистрации импортных лекарств. Но беспокоит факт распространения на продавцов фармации моратория на проверки до 31 декабря 2017 года. Трудно поверить, что при отсутствии госконтроля фармбизнес будет формировать цены на лекарства в соответствии с требованиями правительственных постановлений.
Впрочем, продолжающийся бесконтрольный рост цен, похоже, совершенно не волнует ни правительство, ни парламент, ни Госслужбу по регулированию цен. При этом, несколько лет назад было отменено обязательное общественное обсуждение изменения цен и тарифов – до их утверждения.
Но речь не только о торговле. У нас же есть отечественные фармпроизводители, но никто никогда не слышал о комиссии по оценке потребительской полезности отечественной фармпродукции. А такие комиссии есть практически во всех цивилизованных странах. Кто-то занимается вопросом справедливой нормы прибыли при формировании стоимости лекарств, что есть в законодательствах других государств? Похоже, именно из-за этого стоимость отечественных лекарств за 2014-2016 годы увеличилась в той же пропорции, что и на импортные.
Тем временем, профильный комитет Верховной Рады традиционно выступает ярым критиком реформ в Минздраве. Остается пожалеть, Так, глава комитета Ольга Богомолец обвиняет и.о. главы Минздрава Ульяну Супрун в неспособности провести тендерне закупки и пр. Но Богомолец даже не вспомнила, что закон о закупках у международных организаций является ее детищем. Да и где был профильный комитет парламента, когда лекарства, необходимые детям и оплаченные за госсчет, 90 дней не поступали в клиники? Остается пожалеть, что сама Богомолец два года назад отказалась возглавить Минздрав.
Читайте: Незримая рука рынка: цены растут, Кабмин самоустранился
Профильный комитет парламента почему-то недоволен тем, что сегодня на тендерные закупки впервые вышли до 40% новых игроков и это позволило разрушить многие старые коррупционные схемы. Коллегам Богомолец категорически не нравится, что Минздрав начал конструктивно работать с международными организациями. Только два примера:
- хотя средства были получены в ноябре-декабре, ПРООН провел тендер и поставил лекарства для больных орфанными заболеваниями уже в ноябре;
- международные организации закупили лекарства от гепатита в два-три раза дешевле, чем у украинских поставщиков и посредников.
Богомолец почему-то отказывает Минздраву в праве на проведение проверки Института сердца (Бориса Тодурова). Глава комитета ВР утверждает, что Минздрав должен был дать институт протокол лечения, референтные или сравнительные цены, “модель” (термин депутата) расчета себестоимости услуги, которая должна быть зафиксированной и опубликованной на сайте министерства. Мол, после этого нигде такая услуга не может стоить дороже. Получается, Ольга Богомолец совершенно не разбирается в формировании тарифов.
При этом, глава парламентского комитета по здравоохранению, опытный врач не может не знать того, что ни в одном законодательном документе Украины нет четкого определения понятия медицинской услуги! Вероятно, поэтому у нас нет законодательно утвержденного Порядка формирования стоимости медицинских услуг. Есть Порядки формирования себестоимости социально-значимых продовольственных товаров, жилищно-коммунальных услуг, образовательных услуг. А медицинских услуг – нет! Так каким образом государство внедрит понятие гарантированного пакета медицинской помощи, о чем нам неустанно твердят? Ведь речь идет о четко определенном наборе медицинских услуг и лекарств, право на получение которых будет у всех граждан Украины.
Поэтому, команде и.о. министра здравоохранения Супрун предстоит серьезнейшая работа. И, поскольку ей, несмотря на поддержку правительства и диаспоры, организовали мощное сопротивление представители фармацевтического бизнеса и руководство профильного комитета Верховной Рады, стоит предположить, что Ульяна Супрун – на верном пути. Но и .о. министра не должна забывать, что без независимого госконтроля цен в аптеках и тарифов в медучреждениях, все усилия Минздрава будут нивелироваться. Но – дорогу осилит идущий! А мы – поможем.
Наталия Немодрук, кандидат экономических наук, для КиевVласть
Читайте: Инициативный Минздрав: готовимся к подорожанию лекарств