Эту книгу я читала по рекомендации моего тренера, которая готовила меня к проведению обучающих курсов (да, оказывается, что нужно учиться как учить). До этого момента у меня был опыт выступлений и проведения обучения, но я решила закрепить его прочтением этой книги, и не пожалела!
К слову, “книгой” это произведение назвать достаточно сложно – всего 150 страниц текста крупным шрифтом. Скорее методичка, но не книга. Однако пусть факт маленького размера не смущает Вас – информация действительно стоящая.
Книга была издана в 2005 году, и это было уже второе издание. Учитывая, что это было 13 лет назад, в некоторых разделах, посвященных вопросам мультимедиа, чувствуется устарелость материала. Например, автор рекомендует использовать презентации, но не слишком много, так как это может утомить слушателей. Сегодня мне сложно представить любое выступление без слайдов, они используются везде – будь то совещание, тренинг, выступление на конференции или защита диплома.
Мне очень понравилась подача материала – структурно, по сути, нет никакой воды (может поэтому книга и не объемная). На все вопросы, которые Вы когда-нибудь задавали себе, Вы сможете найти ответы. Например, если Вы боитесь выступать – в специальном разделе Вы найдете деловые советы как бороться с этим чувством. Очень хорошо рассказывается как работать с вспомогательными карточками или листами, почему не стоит заучивать текст наизусть и как избежать казуса, если Вы случайно обронили свои тезисы.
Очень радует визуализация самой книги – много картинок, которые с юмором описывают ситуации, в которые может попасть любой докладчик. И здесь, конечно, заслуга переводчика с немецкого языка. И кстати – ни единой грамматической ошибки!
Так же автор останавливается на таких, казалось бы, незначительных вопросах, как внешний вид, обаяние при выступлении и уважение к публике. Иногда, готовя доклад, мы настолько погружаемся в тему, что не обращаем внимания на то, а будет ли он кому-то интересен кроме нас и нашего руководства (особенно если это конференция в 5 потоков). Но лично мне больше всего понравился раздел о том, как с достоинством выйти из неприятной ситуации. Естественно, что слушатели могут быть не согласны с нашими идеями и доводами, имея собственное мнение. Но то, как они это высказывают, может быть не совсем конструктивно. Идеальная ситуация, когда Ваш оппонент (и Вы, разумеется) оба культурные люди и в хорошем настроении.
Поговорили, выслушали аргументы друг друга, поспорили, пожали руки и разошлись. Но бывают ситуации (и однажды я попала в такую), когда разговор разворачивается не в том направлении, как Вам хотелось бы. И я не говорю о самих вопросах или теме дискуссии, я говорю о повышении тона и ситуации, когда в конфликт втягиваются другие слушатели, которые уже хотят защитить Вас от хамского поведения оппонента. Вот тут начинается опасность и нужно уметь работать с такими обстоятельствами.
В целом, книга произвела отличное впечатление. Мне кажется, она подойдет как для начинающих лекторов, так и для опытных докладчиков – каждый найдет в ней что-то важное для себя. Кому-то – советы по работе с публикой, а кому-то – забавные картинки с тонким юмором.
Читайте:
Почему стоит читать “Размышления о менеджменте” Ицхака Адизеса
Почему стоит читать книгу Джеффа Сазерленда “SCRUM. Навчись робити вдвічі більше за менший час”
Почему стоит читать “Сам себе МВА. Самообразование на 100%” Джоша Кауфмана
Анна Духович, тренер в сфере управления проектами, основатель центра MIND CRAFT