Когда 90% всех людей нарушают законы государства, в котором они живут, то виновато, прежде всего, государство, создающее такие условия. Самым ярким показателем того, как можно заставлять бизнес и людей работать в тени, являются налоги и отчисления с заработной платы. Но государство Украина знает об этом и постоянно создает новые теневые рынки.
Одним из таких является рынок пива. Отрасль пивоварения, как и все остальные, является показателем, как трудно малому и среднему бизнесу сосуществовать рядом с большим. Весь мир привык к крафтовому пивоварению, а в Украине оно фактически вне закона. И причина лежит на поверхности – производство пива падает уже несколько лет подряд, доля крупнейших производителей сократилась из-за изменения вкусов покупателей, отдающих предпочтение местным напиткам и желающих новинки. Пивное лобби оказалось мощнее, чем винное. Лицензию на оптовую продажу вина Верховная Рада для небольших производителей вообще отменила, выведя из тени несколько десятков игроков.
В среднем пивоварня при пабе или ресторане может изготовить от 60 до 180 пол-литровых бокалов пива в день. Для этого необходимо получить лицензию на производство, стоимость которой составляет 780 грн. Для розничной торговли алкоголем лицензия стоит 8000 грн. А лицензия на оптовую продажу алкоголя для пивоваров ранее стоила 500 тыс. Таким образом, производитель, занимающий 20% пивного рынка Украины, и тот, кто имеет маленькую пивоварню, были в “равных” условиях. Стоимость лицензии в 2017 году для крафтовой производителей пива снизили с 500 тыс.грн. до 30 тыс.грн. Но это не решило проблему, так как стоимость такой лицензии делает рентабельным производство, рассчитан на 500 или 1000 л пива. В результате подешевевшую лицензию получило только несколько десятков компаний. Все меньшие производители все равно остались вне закона, и любой правоохранитель может приходить за данью, которую теперь платят собственники маленьких пивоварен.
В то же время необходимо привести к европейским нормам и рынок массового производства пива. Есть две вещи, которые ждут своего решения. Первая – это уменьшение емкости ПЭТ бутылки до принятых в Европе. Там не найти бутылку в 2 или в 1,32 литра. В большинстве стран Европы емкость ПЭТ-тары ограничена 1л, например в Испании, или даже 0,33л, как во Франции. Это объясняется государственной политикой в сфере оборота алкоголя. Человек, который покупает бутылку в 2,5л, делает это не для получения удовольствия от пенного напитка. Это значительно увеличивает пивной алкоголизм. Польша разрешает использование емкости 1,25л только в случаях промо-акций. На полках украинских магазинов можно найти емкость на любителя от мала до велика: 1л, 1,1л, 1,15л, 1,2л, 1,25л, 1,3л, 1,4л, 1,42л, 1,5л, 2л, 2,4л, 2,5л. Даже в России, сильной своей любовью к алкоголю, ограничили максимальный размер бутылки 1,5л. Хотя до ограничения доля пива в ПЭТ-бутылках составила 50%.
Второй вопрос требующий урегулирования – это сама ПЭТ-бутылка, которая опасна для здоровья. По немецким стандартам срок хранения пива в пластиковой упаковке составляет не более двух недель, по нашим – до четырех месяцев. Поэтому там используется многослойная бутылка, которая не только более безопасна, но является многократной в использовании, и может быть использована 40 раз. Доля ПЭТ-тары в Германии – от 0,13% до 4%, в зависимости от сорта пива.
Но многослойная бутылка перспектива только ближайших лет, так как она является более дорогой и в Украине не производится.
Поэтому к изменениям нужно подходить взвешенно, но изменения нужны. Изменения европейского образца.
Алексей Дорошенко, генеральный директор украинской ассоциации поставщиков торговых сетей