Минимальную зарплату в размере 1 450 гривен сегодня получают 45% работающих украинцев. Но глава Государственной фискальной службы (ГФС) Роман Насиров убежден, что минималку можно и нужно повысить до 5 000 гривен. Если вспомнить слова экс-премьера Арсения Яценюка, повышение минимальной зарплаты в 2015 году вытянуло из госбюджета 10 млрд гривен – только за счет бюджетников и граждан, получающих социальные выплаты из бюджета, привязанные к минимальным соцстандартам.
О 10 млрд гривен говорилось в контексте роста минимальной зарплаты на 150 гривен. А чтобы к минималке добавить свыше 3 000 гривен, потребуется около 200 млрд гривен. То есть, чтобы минимальная зарплата достигла 5 000 гривен, главе ГФС придется обеспечить увеличение поступлений в бюджет минимум на 30%. Причем, за счет реального роста ВВП, а не номинального, инфляционного или девальвационного. Ведь если рост не будет подкреплен и привязан к росту реального ВВП, речь пойдет об увеличении количества купюр на руках бюджетников, а не росте их покупательной способности.
Теоретически, это возможно, ведь более 40% экономики находится в тени. Выведение экономики в прозрачную и легальную сферу лежит в поле полномочий фискалов и таможенников, которые подчиняются Роману Насирову. Но достичь таких показателей сложно. Значительно легче говорить на публике о видении минимальной зарплаты на уровне 5 000 гривен. При этом, опуская вопрос: как этого достичь?
Безусловно, рост минимальной зарплаты можно сделать и за счет эмиссии. Это позволит увеличить объем номинальных налоговых поступлений за счет прямого и опосредованного налогообложения. И это, разумеется, даст повод для пресс-конференций на тему “Мы перевыполнили план”.
Но при этом следует помнить, что повышение минимальной зарплаты должно коснуться предприятий всех форм собственности в целом по стране. Понятно, что предприятия частного сектора смогут увеличить минималку, прежде всего, за счет роста производства, валового дохода, полученного прибыли.
Поскольку внутренний спрос низкий, а продукция на внешних рынках не выдерживает конкуренции, нужно искать способы роста части экспорта и замещения импортных товаров отечественными. А для этого нужны инвестиции в модернизацию – для налаживания новых линий производства. Иначе никак.
Рост части экспорта за счет товаров отечественного производства будет способствовать притоку живой валюты в страну. Замещение импорта, соответственно, приведет к уменьшению ее оттока. Этот вопрос макроэкономики государства: замещение внутри страны будет способствовать росту ВВП, что в сочетании с увеличением экспорта позволит сократить дефицит платежного баланса.
Статистика по внешней торговле ярко подтверждает тезис о необходимости актуализации внутреннего производства. Дефицит торгового баланса по итогам января-апреля 2016 составил 1,706 млрд долларов, что на 28,9% превышает дефицит за аналогичный период прошлого года. Экспорт товаров в январе-апреле 2016 года составил 9,915 млрд долларов, сократившись на 15%. А импорт сократился на 10,5% – до 11,621 млрд долларов.
Поэтому первое, над чем должна работать нынешняя власть, – запускать реформы, направленные на рост реального ВВП. Только стимулирование спроса на внутреннем рынке и восстановление экономики позволят качественно пересмотреть потребительскую корзину и минимальные социальные стандарты. А в случае же эмиссии, после незначительной эйфории, украинцы увидят девальвированный курс гривны, очередной “банкопад” и новый виток кризиса.
Читайте: Во сколько Украине обходятся иждивенцы во главе с президентом
Максим Гольдарб, руководитель ОО “Публичный аудит”