Буча и Ворзель для меня стали местом для ностальгии по советской действительности с очень красивой природой и заброшенными архитектурными шедеврами. А еще это была незабываемая прогулка в чудесной компании с Викторией Рубан, которая знает все местные тайны и красоты.
Начала я свое путешествие с прибытия в Бучу. Добираться удобно как на авто (около 20 км), так и общественным транспортом. Маршрутки отправляются от метро “Академгородок” (20 гривен) и ходят до вечера. Также можно воспользоваться и услугами железной дороги – поезда отправляются в 8.37 и 10.17 от станции “Святошин” и примерно за полчаса доезжают до Бучи и еще через минут 10 до Ворзеля. Обратно в Киев будет удобно добраться как поездом, так и маршруткой. Хотя, как по мне, маршруткой ехать и быстрее, и приятнее.
Буча
Железнодорожная станция “Буча” чистенькая и встречает гостей архитектурным шедевром – зданием вокзала. Мне больше всего запомнились его арочные окна. И осталось твердое убеждение, что бучанский вокзал – один из самых красивых вокзалов Украины. Но, к сожалению, это здание (1901 год) сегодня единственное старинное архитектурное украшение города.
Нет в Буче и домов-музеев, где жили или отдыхали известные личности. Хотя сюда приезжали многие. Из самых известных, наверное, будут основатель Киевской школы живописи Николай Мурашко и семья писателя Михаила Булгакова.
Центр города мне напомнил один из старых застроенных пятиэтажками киевских массивов. Прогулка по нему создает устойчивое ощущение, что ты попал назад в СССР. При этом видно, что власти Бучи стараются центр облагородить и придать ему более современный вид. Да и люди на улицах не выглядят недовольными, их жизнь кажется размеренной и спокойной.
Очень понравилась общая концепция обновления сегодняшней Бучи. Старый центр города ремонтируется. Большая территория отведена частному сектору или под малоэтажную застройку. Современные многоэтажки строятся на окраинах – там, где раньше были пустыри. Благодаря этому кажется, что некогда поселок Буча постепенно растет и реально превращается в город областного значения, которым он стал только в 2007 году.
В частном секторе я почему-то чувствовала себя как в богатом селе где-то 80-х годов, хотя тут много и современной застройки. Кроме этого из-за достаточно высоких заборов вокруг домов эта часть Бучи мне показалась очень закрытой и недружелюбной для туриста. Но если расценивать такую прогулку как путешествие в поиске местных архитектурных шедевров, то она прекрасна. Дорога через частный сектор ведет к старинной, но, к сожалению, полуразрушенной усадьбе одного из создателей Киево-Ковельской железной дороги – инженера Штамма.
Усадьба была построена в неороманском стиле. Это нереально красивое здание мне показалось старинным замком, где обязательно было множество романтических историй. Оно расположено на ул. Киево-Мироцкой, 133 на территории закрытого детского санатория “Дружный” среди заброшенных хозяйственных и административных корпусов, покинутой детской площадки и запущенной парковой зоны. Попадая сюда ты перемещаешься из оживленной Бучи в мертвый город, бродить по которому одновременно жутко и интересно.
Очень удивительно, что такую огромную территорию до сих пор никто не прибрал к рукам. Ведь дача Шамма официально памятником архитектуры не является, да и серьезно пострадала в страшном пожаре 2004 года. Тогда здание использовалось как спальный корпус санатория. Оно загорелось ночью, когда дети и сотрудники спали. Чудом никто в огне не погиб и территория не напиталась энергетикой ужасной смерти.
Гуляя по ней возникает только один вопрос, почему власти Бучи, имея в своем распоряжении такую изюминку, даже не пытаются восстановить уникальное здание и территорию, которая реально может стать украшением города и прекрасной зоной отдыха для его жителей и гостей.
А пока эта территория не облагорожена, реальной зоной для отдыха и релакса является Бучанский городской парк. Он хорош всем. Это огромнейшая территория, где можно потеряться на целый день. Тут множество развлечений для детей, милые дорожки для прогулок, в том числе и велосипедных, небольшие кафе и ресторанчики, правда, с ценами выше киевских. Но главное – тут нет городской суеты, а есть уникальная природа, которая заставляет тебя забыть обо всем. Вот именно за этим и стоит приезжать на прогулки в Бучу.
Ворзель
Нагулявшись по Бучанскому городскому парку запросто можно пешком прогуляться в Ворзель (около 5 км). Дорога окольными путями, когда по трассе идти минимум, обязательно порадует восхитительными природными пейзажами. А через 30 минут пешей прогулки вас встретит Ворзель.
История этого поселка начинается с 17 столетия. Его жители входили в войско Запорожское. А после подписания “Вечного мира” между Россией и Польшей, Ворзель стал польским, а его территория – приграничной. По легендам, в селении находили приют контрабандисты и гайдамаки. Видимо, поэтому необычная энергетика и бунтарский дух чувствуется тут до сих пор.
С Ворзелем связана и героическая страница истории Киевщины времен Второй мировой войны. В 1941 году, когда немецкие войска оккупировали территорию поселка, местные подростки, некоторым из которых не было и 14 лет, создали свою подпольную группу. Особенность ее была в том, что они действовали самостоятельно и никак не управлялись организованным Киевским подпольем. А осенью 1943 года, когда советские войска освобождали Киевщину, именно эта группа из 15 подростков с минимальными потерями спасла поселок и разгромила около 200 солдат противника. В результате советские войска вошли в Ворзель без боя.
К этой истории местное население до сих пор относится очень трепетно. В Уваровском доме, который является неким символом поселка и единственным местным музеем, теме Ворзельского подполья посвящена целая экспозиция. А в 2008 году о нем была издана подготовленная силами сотрудников музея книга, которая в 2015 году была переиздана с учетом новых материалов и собранных воспоминаний ветеранов.
Вообще экспозиции Уваровского дома (посещение бесплатное) напоминают солянку, где собран максимум памяток из истории Ворзеля с начала 20 столетия. Тут и рассказ о семье графини Уваровой, и экспонаты из местной школы, которая размещалась в доме с 1917 года, пямятки о кинотеатре “Космос”, киномеханиками которого были школьники, и, конечно же, макет железной дороги с галерей известных местных жителей.
К сожалению, на Уваровском доме облагороженные достопримечательности поселка заканчиваются и перед туристом открываются нынешние реалии Ворзеля. А это с одной стороны богатые частные дома и облагороженная по современным стандартам центральная улица, а с другой – требующие капитального ремонта здания местного роддома, в таком же состоянии дома начала прошлого века и санатории, выглядящие как напоминание о том, что тут был СССР.
Мне до сих пор не понятно, почему для центральной улицы и брусчатки пешеходных дорожек Ворзеля местные власти средства выделяют, а на обновление роддома нет.
Мне не понятно, почему невозможно превратить здание самой старой аптеки города в маленький музей. Ведь аптеки-музеи во многих украинских городах пользуются большой популярностью как у местного населения, так и у туристов.
Мне не понятно, почему далеко не бедные структуры, предпочитают в Ворзеле находиться в аварийных помещениях, которые можно после ремонта превратить в интересную рекламную фишку.
А еще непонятно, почему санатории и детские лагеря климатического курорта Ворзель сегодня выглядят так, как будто эти места утратили свою экономическую привлекательность, а уникальная природа – целебные качества. Ведь из 28 здравниц Ворзеля сегодня работают далеко не все. Да и базы выглядят настолько неприглядно, что человек, зарабатывающий выше среднего, никогда не согласится отправится сюда на отдых. А ведь в частных СПА Ворзеля, несмотря на высокие цены, посетителей не мало.
Читайте:
Путешествие одного дня: Житомир
Путешествие одного дня: Полтава
Путешествие одного дня: Ирпень
Путешествие одного дня: Фастов
Путешествие одного дня: Триполье. Часть вторая. Реалистическая
Путешествие одного дня: Триполье. Часть первая. Магическая
Путешествие одного дня: Переяслав-Хмельницкий
Путешествие одного дня: Богуслав
Настя Недашковская, редактор “КиевВласти”