Буквально несколько дней назад народные избранники проголосовали за очередные изменения в Закон Украины “О публичных закупках”. Событие, казалось бы, рядовое, ведь законодательство меняется с завидной регулярностью, но, как обычно, дьявол кроется в деталях.
В Украине на сегодняшний день функционирует весьма развитая система публичных закупок. Эта система заслужила ряд наград и в основном оценивается позитивно. Конечно, периодически раздаются и голоса, критикующие эту систему.
Но, во-первых, ни одна система не совершенна и всегда есть простор для дальнейшего совершенствования. И, во-вторых, эта система, как минимум, существует: создана весьма развитая инфраструктура, принято огромное количество нормативных актов, команды специалистов постоянно работают над устранением недочетов и созданием новых инструментов в этой сфере.
Государство, потратившее столько усилий на создание такой развитой инфраструктуры публичных закупок, должно быть заинтересовано в ее полноценном использовании и получении от нее максимальных выгод. Одни же из главных выгод в данном случае – это прозрачность, понятность и законность выбора победителей, максимальная эффективность затрачиваемых средств, контроль над этими процессами со стороны общества.
Вернемся к проголосованным, но пока ещё не подписанным Президентом, изменениям в Закон “О публичных закупках”. В числе этих изменений содержится норма, которая вносит изменения в одну из самых чувствительных его частей – закупки, которые выводятся из под действия закона.
Почему это одна из самых чувствительных сфер? Потому что именно здесь есть риск совершить ошибку и обесценить усилия государства по созданию такой сложной системы публичных закупок, выведя из сферы ее действия критически важные закупки. Это может сказаться не только на цене и прозрачности такой закупки, но и на доверии общества государству, что, с моей точки зрения, гораздо серьезнее.
Вполне возможно, что в нашем случае происходит именно это.
Проголосованными изменениями дополняется статья 3 закона, в который вводится новое исключение. Речь идет о строительстве Большой кольцевой автомобильной дороге вокруг Киева (Киевская обходная дорога, – KV). Ожидаемая стоимость закупки составляет 85 млрд гривен. Это 10% всего госбюджета. Таким образом, строительство важнейшего инфраструктурного объекта, стоимость которого впечатляет сама по себе, будет проведена не посредством государственной автоматизированной системы публичных закупок. Вопрос окончательной стоимости строительства и прозрачности в таком случае определенно остается открытым.
Мотивация внесения таких изменений не до конца понятна. Комментируя данный вопрос, новый министр инфраструктуры Александр Кубраков, выходец из “Укравтодора”, а значит специалист в вопросах дорожного строительства, сослался на то, что система Prozorro не позволяет контрактовать EPC+F контракты.
Говоря простым языком, эта аббревиатура означает типовые условия контракта “контракт под ключ с финансированием” или же “с организацией финансирования”. Между прочим, такой контракт может иметь вариации, а именно: “подрядчик – организатор финансирования, заказчик – заемщик”, “финансирование подрядчика вне зависимости от эффективности проекта”, “финансирование подрядчика с учетом эффективности работы проекта”.
Признавая за министром инфраструктуры огромный релевантный опыт, хотелось бы всё же сказать следующее. система Prozorro имеет уже не просто свою успешную историю функционирования но и историю решения сложных технических задач.
Так вполне возможно, что при ближайшем рассмотрении все вопросы с финансированием можно урегулировать, внеся необходимые условия в тендерную документацию. В подтверждение решаемости сложных задач существующими инструментами можно сказать, что во время сложных технических закупок некоторые заказчики учитывали дисконтированные потоки в разные единицы времени.
Даже не касаясь других возможных решений, которые предусматривает украинское законодательство и которые имеют свое применение в существующей системе, хотелось бы сказать, что Prozorro – это очень гибкая и восприимчивая система для любых разумных и законных технических решений.
В таких условиях, я уверен, существуют все возможности дополнить существующую систему новыми решениями, отражающими необходимость решить задачу любой технической сложности. И, держа это в уме, у любого специалиста в этом направлении возникает вопрос: может не стоит ставить под сомнение эффективность действующей системы публичных закупок, а наоборот, сделать всё для ее надлежащего функционирования и для таких крупных и сложных закупок?
Алексей Бахтинов, проектный менеджер Команды поддержки реформ Министерства экономики Украины