Полагаться на законы и к тому же понимать их положения — только так можно добиться согласия (Сюнь-Цзы).
Построение сильного города и страны мудрым руководителем возможно лишь в том случае, когда все граждане придерживаются и соблюдают все законы и нормы морали. В том же случае, когда достичь этого идеального состояния невозможно, руководителю необходимо акцентировать внимание на минимизации возможного ущерба городу и нарастающих рисков от нарушения законов.
С 1 января 2019 года столица может столкнуться с глобальной, по масштабам города, проблемой – срыв целевого метода построения бюджета, а именно – срыв большинства целевых программ (окончание их срока действия).
Глобальности этой проблеме придаёт количество программ, чей срок действия истекает. Вот так выглядит их список:
1. Програма розвитку зеленої зони м.Києва до 2010 року та концепції формування зелених насаджень в центральній частині міста, затверджена рішенням Київської міської ради від 19 липня 2005 №806/3381 (Програму продовжено до 31 грудня 2017 року згідно з рішенням Київської міської ради від 07 липня 2016 №572/572) .
2. Програма будівництва (придбання) доступного житла у м. Києві на 2010-1017 роки, затверджена рішенням Київської міської ради від 16 вересня 2010 №30/4842.
3. Міська цільова програма підготовки лікарських кадрів для закладів охорони здоров’я міста Києва на 2011-2017 роки, затверджена рішенням Київської міської ради від 17 лютого 2011 №9/5396.
4. Програма зайнятості населення м. Києва на період до 2017 року, затверджена рішенням Київської міської ради від 02 жовтня 2013 №27/9615.
5. Міська цільова програма оздоровлення та відпочинку дітей міста Києва на період до 2018 року, затверджена рішенням Київської міської ради від 03 липня 2014 №21/21.
6. Міська цільова програма “Зміцнення і розвитку міжнародних зв’язків” на 2015-2018 роки, затверджена рішенням Київської міської ради від 12 лютого 2015 №73/938.
7. Комплексна київська міська цільова програма “Сприяння розвитку підприємництва, промисловості та споживчого ринку” на 2015-2018 роки, затверджена рішенням Київської міської ради від 12 лютого 2015 №409/1274.
8. Комплексна міська цільова програма “Електронна столиця” на 2015-2018 роки, затверджена рішенням Київської міської ради від 02 липня 2015 №654/1518.
9. Міська цільова програма “Соціальне партнерство” на 2016-2018 роки та Порядку відбору громадських організацій для надання фінансової підтримки з бюджету міста Києва, затверджена рішенням Київської міської ради від 11 лютого 2016 №89/89.
10. Міська цільова програма “Діти. Сім’я. Столиця на 2016-2018 роки”, затверджена рішенням Київської міської ради від 11 лютого 2016 №90/90.
11. Міська цільова програма розвитку туризму в місті Києві на 2016-2018 роки, затверджена рішенням Київської міської ради від 11 лютого 2016 №91/91.
12. Міська цільова програма “Турбота. Назустріч киянам” на 2016-2018 роки, затверджена рішенням Київської міської ради від 03 березня 2016 №116/116.
13. Міська комплексна цільова програма “Освіта Києва. 2016-2018 роки”, затверджена рішенням Київської міської ради від 03 березня 2016 №125/125.
14. Комплексна цільова програма “Столична культура 2016-2018”, затверджена рішенням Київської міської ради від 14 квітня 2016 №323/323.
15. Міська цільова програма на 2016-2018 роки “Київ інформаційний”, затверджена рішенням Київської міської ради від 14 квітня 2016 №333/333.
16. Міська цільова комплексна програма профілактики та протидії злочинності в місті Києві “Безпечна столиця” на 2016-2018 роки, затверджена рішенням Київської міської ради від 14 квітня 2016 №334/334.
17. Міська цільова програма поліпшення організації підготовки громадян до військової служби, приписки до призовної дільниці, призову на строкову військову службу, призову військовозобов’язаних під час мобілізації, прийняття на військову службу за контрактом на 2016-2018 роки, затверджена рішенням Київської міської ради від 28 липня 2016 №859/859.
18. Міська комплексна цільова програма “Молодь та спорт столиці” на 2016-2018 роки, затверджена рішенням Київської міської ради від 28 липня 2016 №870/870.
19. Міська цільова програма “Нагороди” на 2017-2018 роки, затверджена рішенням Київської міської ради від 22 грудня 2016 №793/1797.
20. Міська цільова програма “Управління об’єктами комунальної власності територіальної громади міста Києва на 2016-2018 роки”, затверджена рішенням Київської міської ради від 23 лютого 2017 року №951/1955.
Почему столь простой и незамысловатый процесс как “окончание срока действия” я называю срывом целевого метода построения бюджета?
Вследствии реформы децентрализации, распределение средств городского бюджета между департаментами исполнительного органа происходит на основании утвержденных местными советами целевых программ. Таким образом, в следующем году может прекратиться поддержка наших спортсменов, организация различных спортивных мероприятий и спартакиад. Социальные выплаты и бесплатный проезд льготным категориям населения также будут недоступными, ведь не принята новая редакция городской целевой программы “Турбота. Назустріч киянам”, квартирная очередь будет заморожена, как минимум, на год.
И это всего лишь малая часть тех последствий, которые ожидаются с 1 января 2019 года в случае окончания срока действия целевых программ. Это также поставит под сомнение репутацию города и его руководства не только среди киевлян, но и во всей Украине.
Целевые программы сегодня – это основа бюджетного планирования территориальных единиц и Регламент утверждения этих программ крайне необходимо соблюдать, дабы не подвести граждан в этот ответственный момент.
В Киеве, к сожалению, чиновники невнимательно отнеслись к вопросу срочности подготовки, оформления и подачи на рассмотрение Киевского городского совета городских целевых программ, тем самым создав прецедент невозможности продлить или утвердить новые редакции целевых программ.
Городские целевые программы должны были быть поданы на рассмотрение Киевского городского совета до 15 октября текущего года, предварительно получив позитивный вывод от Департамента экономики и инвестиций КГГА и Департамента финансов КГГА. До передачи пакетов документов на согласование, департаменты-авторы должны были провести публичные обсуждения утверждаемых городских целевых программ длительностью в 1 месяц. Общая длительность процедуры утверждения городских целевых программ составляет порядка 2-3 месяцев.
Выходов из этой ситуации может быть несколько:
1. Руководство города примет решение внести изменения в Решение Киевского городского совета “Про Порядок розроблення, затвердження та виконання міських цільових програм у місті Києві” (решение Киевсовета от 29.10.2009 №520/2589 с изменениями и дополнениями), продлив окончательный срок подачи городских целевых программ, как минимум, до 01.11.2018 года. Это даст возможность исполнительному органу доготовить всю необходимую документацию, пройти согласовательные процессы и передать все необходимые документы на рассмотрение Киевского городского совета.
2. Руководство города примет решение продлить все городские целевые программы в текущей редакции еще на один год. Таким образом, департаментам КГГА будет необходимо лишь внести коррективы касаемо требуемого финансирование на 2019 год по существующим в программах направлениям.
3. И последнее. Руководство города примет тот факт, что в 2019 году город останется без целевых программ. Данное решение, по моему мнению, является в корне неверным. Мы не можем себе позволить перестать выполнять взятые на себя социальные функции, ведь никто вместо нас этого не сделает. Мы не можем сегодня себе позволить подвести киевлян.
Я уверен, что руководство столицы подойдет взвешенно к решению этой проблемы и примет мудрое решение на благо киевлян. Хотелось бы, чтобы департаменты исполнительного органа горсовета (КГГА) более ответственно подходили к выполнению своих функций касаемо утверждения городских целевых программ, соблюдению необходимых временных сроков и правил. Не нужно перекладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.
Руководствуюсь этим крылатым выражением, мы вместе сможем построить сильный и достойный наших граждан город.
Владимир Левин, депутат Киевсовета VIII созыва, фракция “Солидарность”