За три дня до Нового года Кабмин внес на рассмотрение парламента проект Кодекса Законов о Труде (законопроект №2708 “Про труд” авторства министра экономики, торговли и сельского хозяйства Тимофея Милованова, – KV).
По мнению коллектива авторов, отраженного в пояснительной записке к законопроекту, предложенная ими либерализация трудового законодательства направлена на создание равных правил игры и баланса интересов работников и работодателей, предоставления стимулов для развития бизнеса, упрощение входа-выхода из трудовых отношений в сочетании с эффективными механизмами защиты от внезапной потери работы, облегчение поиска новой работы и снижение уровня безработицы.
Выглядит очень амбициозно и глупо! Так как нарушения логики и здравого смысла и есть признак глупости.
В чем же кроются эти нарушения? Да в том, что “либерализация” — это процесс снижения участия государства в регулировании разного рода отношений, а потому либерализация всегда и всюду означала как раз разбалансировку интересов, снижение уровня защиты наемных работников, усложнение поиска работы и рост безработицы.
В чем же именно будет заключаться эта самая “либерализация” на практике? В первую очередь, в ликвидации профсоюзов. Да, именно так. Из кабминовского проекта Трудового кодекса (авторское определение, – KV) исчезли профсоюзы.
Следовательно, наемные работники не только не смогут полноценно реализовать свое право на представительство в трудовых спорах, но и:
-
исчезнет Генеральное соглашение и отраслевые соглашения, определяющие права и обязанности КМУ, работодателей и наемных рабочих при реализации трудовых отношений;
-
“подвиснет в воздухе” тарифная сетка, а с нею и система оплаты труда бюджетников, которая непонятно кем будет определяться, скорее всего, самим Кабмином;
-
Фонды социального страхования, находящиеся сейчас под трехсторонним управлением с равным представительством профсоюзов, работодателей и правительства, станут кормушкой для Кабмина. Следовательно, о больничных, пособиях по безработице, страховых выплатах на случай производственной травмы, регрессных и прочих социальных выплатах придётся забыть.
Кроме того, переходными положениями проекта Трудового кодекса вносятся изменения в ст. 24 закона “О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)”, которые фактически запрещают проведение забастовок в любом виде, для всех и сразу.
Действующая норма выглядит так: “Запрещается проведение забастовки в условиях, если прекращение работниками работы создает угрозу жизни и здоровью людей, окружающей среде или препятствует предотвращению стихийного бедствия, аварий, катастроф, эпидемий и эпизоотиям или ликвидации их последствий”. То есть совершенно четко и однозначно описывает ситуацию, при которой забастовка запрещается.
Новая редакция предлагается в следующем виде: “Запрещается проведение забастовки в условиях, если прекращение работниками (служащими) работы (службы) создает угрозу национальной безопасности, жизни и здоровью людей, правам и свободам других людей”, не только уравнивает понятие “забастовка” и “прекращение работы”, но и вносит фантастически растяжимое по своей сути понятие “создание угрозы правам и свободам других людей”.
Перечень же этих прав и свобод не оговаривается. Таким образом, суд получает возможность запретить любую забастовку на основании, например, жалобы любого гражданина. И, поскольку профсоюзов-то нет, отстаивать свое право на забастовку придется каждому работнику самостоятельно.
Вот что означает “исчезновение профсоюзов” при первом, достаточно поверхностном анализе. Но и это еще не все.
Читайте: Труд по Милованову: отмена профсоюзов и всеобщее право на забастовки
Новая редакция Трудового кодекса, вместо профсоюзов, предлагает некий “инновационный механизм” в виде “представителей трудящихся”. В частности, в ст. 10 обозначено, что представителями трудящихся являются лица, уполномоченные трудовым коллективом на представительство интересов. Они осуществляют свою деятельность по защите трудовых, социальных и экономических прав и интересов работников в установленном законом порядке.
Одна незадача – в переходных положениях нет ни слова о том, что новая редакция Трудового кодекса вступает в силу только после вступления в силу “закона о представителях трудящихся”. Да и не существует такого закона даже в виде проекта. Также нигде нет и намека на то, что “представителями трудящихся” могут быть профсоюзы.
Так что, в случае принятия парламентом кабминовского законопроекта, осуществлять представительство интересов со стороны наемных работников будет некому. Почему некому? Да потому что в проекте нигде не указано, что делать в случае, если “представителя трудящихся” нет. Как нет и порядка, согласно которому трудовой коллектив может кого-либо уполномочить представлять свои интересы.
Возникшие правовые коллизии будет решать суд. Скорее всего, на основании “аналогии права/закона”, норму о чем включили в ст. 4 проекта Трудового кодекса. Как это будет работать и по аналогии с каким законами, и каким именно правом вынесут свои вердикты суды – никто сейчас не может сказать, да и вряд ли вообще сможет.
В завершение, хочу еще раз напомнить: профсоюзы — это не только трудовой договор и вопросы оплаты труда и увольнений. Но об этом, очевидно, не знают ни авторы законопроектов, ни почти 100% тех, кто его обсуждает.
Читайте: “Трудовий кодекс” Кабміну: “слуги народу” вирішили остаточно зґвалтувати свого пана – народ
Юрий Гаврилечко, соучредитель Украинской фабрики мысли
Источник публикации