В Парижских мансардах… “Богема”

Алексей Гончар
Алексей Гончар

Журналист

В четверг, 14 ноября, и субботу, 16 ноября, в Национальной опере Украины состоялась премьера новой постановки одного из наиболее популярных произведений Джакомо Пуччини – оперы “Богема”. До этого новым спектаклем на сцене оперы был “Севильский цирюльник”, показанный в апреле, так что постановка “Богемы” стала резонансным событием среди поклонников оперы. Подтверждением тому был билетный ажиотаж, ведь раскуплено было все и задолго до дня премьеры.

Над спектаклем работал итальянский режиссер Итало Нунциата, чьи спектакли хорошо известны зрителям главной оперной сцены страны  – “Бал-маскарад” и “Макбет” Дж. Верди, “Золушка” Дж. Россини, “Любовный напиток” В. Беллини и “Манон Леско” Дж. Пуччини. Последний раз он работал в Киеве в 2010 году, и новый его спектакль прекрасно вписался в набор уже существующих. Популярность “Богемы”, которая входит в топ-исполняемых опер – верный залог успеха у публики. Решение спектакля довольно традиционно и базируется на принципах соответствия эпохе, во времена которой происходит действие.

Читайте: Опера “Богема” перенесет зрителей Нацоперы в иное временное измерение

Искушенным опероманам новая постановка могла показаться скучноватой, ведь никаких провокационных новшеств в ней не использовалось, а они, если цитировать одного из литературных персонажей известного киевлянина, “Видели не только голых женщин, но и совершенно без кожи…”, – право, современная режиссура и не такое предложить может! Для простого же зрителя, который пришел в театр не выискивать концептуальных подходов, а смотреть традиционный оперный спектакль, увиденное было приятным, качественно сделанным продуктом как по музыке, так и по режиссуре. 

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Единственный отход от либретто – это перенос действия на сто лет вперед, в 50-е годы ХХ века. “Этот период намного ближе современному зрителю. Он оправдан с той точки зрения, что не воспринимается как некая сказка из-за отрезка времени, разделяющего его и современность. При таком подходе сопереживание героям более вероятно”, – пояснил свой выбор режиссер.

Сама опера была написана в 1896 году в сотрудничестве с либреттистами Луиджи Иллико и Джузеппе Джакоза, а первая постановка была в Турине. Основой либретто стало произведение Французского писателя Анри Мюрже “Сцены из жизни богемы”, в котором он описывал жизнь бедной артистической среды Парижа 30-х–40-х годов ХІХ века, к которой он принадлежал и сам.

Итак, спектакль! Перенос времени действия сменил и визуальное решение декораций. Маленькая мансарда, в которой происходят первое и четвертое действия, является как бы обрамлением, альфой и омегой произведения. Здесь зритель знакомится с поэтом Рудольф (Валентин Дытюк) и белошвейкой Мими (Лилия Гревцова), завязкой их любви, здесь же произойдёт и трагическое её завершение – смерть героини от чахотки. Сразу же напрашивается сюжетная аналогия с “Травиатой”. Это действительно так: будучи поклонником Дж. Верди, Пуччини таким образом делает реверанс Маэстро, но берет сюжет, который, несмотря на те же хронологические рамки, рассказывает о другой прослойке общества того времени.

В Парижских мансардах… “Богема”

Увертюра к опере отсутствует. Композитор, видимо, предвидел нынешнее время, когда, пускай даже паруминутное вступление, всячески обыгрывается постановщиком. Темп эпохи не располагает к созерцанию закрытой кулисы! Здесь же стоит сказать и о правильности того, что оригинальных четыре действия остались таковыми – некоторые спектакли Оперы поставлены с объединением коротких актов в один, а требуемая смена декораций происходит в вынужденной паузе при закрытом занавесе. К сожалению, машинерия сцены достаточно и  не позволяет постановщикам быстро менять декорации.

Обстановка комнатушки, которую мы видим сразу, довольно аскетична: сундук, пару ящиков, кровать, печь да стул, чуть было не оказавшийся в огне, столом служит снятая с петель дверь. Это маленькое пространство посреди сцены с боков окружено полупрозрачными кулисами, которые позволяют зрителю видеть приход и уход персонажей.

Первоначально в мансарде присутствует поэт Рудольф и художник Марсель (Андрей Бондаренко), страдающие от голода и холода. В надежде немного согреться, Рудольф жертвует своей вновь написанной драмой: “В ней очень много жару…!”. Приход философа Коллена (Сергей Магера), раздосадованного закрытыми ломбардами, динамизирует происходящее. Вдруг в комнату заходят работники бакалейной лавки, неся продукты, табак и дрова. Это ещё один друг, музыкант Шонар (Геннадий Ващенко), смог раздобыть финансы.

В Парижских мансардах… “Богема”

Приход домовладельца Бенуа (Андрей Маслаков) за давно просроченной арендной платой становится неожиданностью для героев. Войдя в комнату, он подвергается насмешкам и, одураченный, убирается восвояси. Согревшись и слегка перекусив, компания решает провести вечер в кафе “Момус”, куда незамедлительно отправляется. Лишь Рудольф остаётся, дабы закончить статью.

В это время появляется их соседка Мими, прося зажечь её погасшую свечу. Находясь в комнате, она теряет ключ, а свеча вновь гаснет. Рудольф преднамеренно тушит свою и использует момент для знакомства с девушкой. Вспыхнувшие в них чувства взаимны. Слыша просьбу друзей поторопиться, влюблённые решают идти вместе.

Если парижская мансарда – это пространство вне времени, то второе и третье действия как раз позволяют узнать ХХ век. Стены кафе и кабаре обклеены афишами фильмов – привет итальянскому кинематографу! Во втором действии также использована проекция с парадом духовых оркестров, популярных в 50-е годы. Исторически стилизованы и костюмы всех исполнителей (костюмы и сценография – Мария Левитская). Основной декорацией является выше упомянутый фасад со сквозными арочными проемами, дополненный реквизитом в виде ресторанной мебели и уличных скамеек. Арки позволяют использовать глубину сцены, ведь большое количество актёров заполняет ее полностью.

В Парижских мансардах… “Богема”

Второе действие наиболее массовое и динамичное, здесь во всей красе показал себя хор, который получает похвалы в каждой моей статье (хормейстер – Богдан Плиш). Он не только фон к основной линии развития действия, но и равноправный его участник. Он все время активно двигается по сцене, исполняя роль праздничной толпы в Латинском квартале. Среди хористов не только штатные актеры театра, но и дети. Их присутствие добавляет правдоподобности происходящим накануне Рождественских праздников событиям. Как и взрослая половина хора, дети прекрасно справились со своей ролью.

В Парижских мансардах… “Богема”

Собравшись в кафе, жители мансарды, теперь уже с Мими, заказывают лучшие блюда, но их трапезу прерывает появление бывшей подруги Марселя Мюзетты (Ольга Фомичева) в ярко красном наряде, с новым, весьма в возрасте кавалером. Все еще испытывая чувства к художнику и желая вызвать в нем ревность, она всеми способами привлекает к себе внимание. Продолжает любить её и Марсель. Разыгранный каламбур позволяет на время избавиться от старика и благополучно, свалив на него оплату счетов, всем вместе покинуть кафе.

Следует сказать, что вся опера, кроме последнего действия, дает возможность чередовать лирические номера с явно комическими, стоит лишь сделать соответствующие акценты при постановке – этим и воспользовался режиссер. Постоянные шуточные моменты динамизируют действие. Музыка при этом не прямо иллюстрирует характер мизансцены, не диктует условий и позволяет делать разные трактовки – вот уж рай для режиссёра. Оркестровка у Пуччини непревзойденная, красочная и рельефная, полнота звучания его оркестра заслуживает отдельного разговора. В вечер премьеры спектакля за дирижерским пультом был Николай Дядюра. Под его руководством все выше названные моменты партитуры звучали превосходно.

Третье действие кульминационно. В кабаре на окраине Парижа живут Марсель и Мюзетта. Он красит стены, а она дает уроки вокала. К ним же, сбежав от Мими, приходит и Рудольф. В скором времени появляется и она, ища возлюбленного. В разговоре с Марселем Мими жалуется на постоянное раздражение Рудольфа и необоснованную ревность. Его появление вынуждает ее затаиться, а Марсель пробует узнать у друга причину такого поведения.

Сначала он не говорит правды, но в итоге поэт вынужден признаться, что болезнь Мими и его боязнь невозможности помочь ей – истинная причина такого поведения. Девушка выдает себя рыданиями, и они решают до весны не расставаться, хотя понимают, что всё это мало вероятно. Параллельно с любовным дуэтом происходит темпераментное объяснение между Марселем и Мюзеттой, и их ссора завершается окончательным разрывом отношений. Поскольку место действия – окраина города, то и сценическое оформление довольно “индустриально”. Это высокие кирпичные стены, металл и металлоконструкции. Использование всего объема сцены контрастирует с количеством персонажей, находящимся на ней.

В следующем действии все как бы снова по-старому, но на пороге появляется Мюзетта с ослабевшей Мими, желающей проститься с Рудольфом и товарищами. Для облегчения ее страданий и покупку лекарства Мюзетта жертвует серьги, а Коллен расстается с любимым плащом. Рудольф и Мими вспоминают знакомство и моменты счастья, но судьба ставит свои условия.

Говоря о персонажах, следует сказать, что в этой опере нет антигероев. Ветренная Мюзетта такова лишь по характеру, но склонна к состраданию, Рудольф расстается с возлюбленной из-за невозможности оказать ей необходимую помощь. Все они находятся в жизненных обстоятельствах, социальных рамках и не могут противостоять им.

Состав солистов был подобран в соответствии ролям. Все исполнители качественно играли и хорошо выглядели вокально, правда, кто лучше, а кто хуже звучал в разных актах. Описывать детали не вижу смысла – оперу нужно слушать! В целом постановка произвела хорошее впечатление, все её составляющие дополняли друг друга. Это тот случай, когда пошёл бы на спектакль повторно.

Алексей Гончар, журналист

КиевVласть

Поділитися
Поділитися
Поділитися
Рекомендуємо до перегляду
На зв’язку: в Укртелеком розповіли про протидію блекаутам та розбудову мереж на Київщині
На зв’язку: в Укртелеком розповіли про протидію блекаутам та розбудову мереж на Київщині
14:00 Телефонія та зв’язок стали однією з цілей під час нападу росіян одразу після вторгнення їх на Київщину. Оператори зв’язку області постали перед необхідністю…
Справи насущні: скільки та на що у вересні 2024-го витрачав Бориспіль
Справи насущні: скільки та на що у вересні 2024-го витрачав Бориспіль
10:00 У вересні бориспільські замовники провели через Prozorro договорів загальною ціною 19,63 млн гривень. Найдорожчим вкладенням міста стало продовження реконструкції амбулаторії в селі Рогозів,…
Підозра іноземцю: на капремонті гуртожитка “Київпастрансу” могли вкрасти 1,8 млн гривень
Підозра іноземцю: на капремонті гуртожитка “Київпастрансу” могли вкрасти 1,8 млн гривень
09:00 Нацполіція розслідує справу щодо розкрадання 1,8 млн гривень столичного бюджету при здійсненні капремонту одного з гуртожитків КП “Київпастранс” на вул. Мрії (раніше мала…
Banner
QlU7mDx4