Земельная реформа: много разговоров – мало понимания

Светлана Скосырская
Светлана Скосырская

Кандидат в народные депутаты Украины от партии “Социальная справедливость”

Сегодня я бы хотела бы поднять тему, которая, уверена, беспокоит большинство украинцев. Речь идет о земельной реформе. Об этом много говорят политики, но, к сожалению, мало что в данном вопросе понимают простые украинцы. О чем на самом деле идет речь и что нужно знать о справедливой земельной реформе каждому из нас?

В период предвыборной кампании вопрос открытия в Украине рынка земли стал разменной монетой. Одни партии, руководствуясь популизмом, зная конъюнктурный спрос и понимая обеспокоенность людей, категорично протестуют против свободного обращения сельхозугодий. Другие, ища поддержку у проевропейски  настроенного населения, заявляют о необходимости немедленного проведения реформы.

Партия “Социальная справедливость” имеет свою позицию, так как любая ответственная политическая сила должна руководствоваться в первую очередь интересами населения, а также будущих поколений.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Перед тем, как принимать стратегическое государственное решение, целесообразно внести изменения в Земельный кодекс, определить национальную институцию, которая будет регулировать рынок земли. Данная государственная структура должна иметь полномочия и получить финансовые источники для выкупа излишков земель у населения в условиях переходного периода, финансовой поддержки малых фермерских хозяйств под залог земельных паев. Кроме того, крайне необходимо определить условия консолидации земель в границах административных районов.  В конце концов, должен появиться и заработать прозрачный рыночный механизм продажи и аренды сельхозугодий.  Эти функции может выполнять биржа.

На время переходного периода продажа земли иностранным резидентам должна быть запрещена и может осуществляться исключительно гражданам Украины. При этом на протяжении данного периода должен действовать законодательный запрет на передачу земли в уставный капитал юридических лиц. Частное владение сельскохозяйственной землей требует ограничения – не более 100–200 га на одного человека. Такая норма позволит фермерскому хозяйству иметь в своей собственности до 1000 га на семью. Этого, на мой взгляд, более чем достаточно.

Теперь, что касается распределения финансовых ресурсов, которые государство будет получать в виде платы за аренду земельных участков. Убеждена, что эти деньги должны направляться на развитие приоритетных программ в сельском хозяйстве.

При условии грамотного регулирования государством рынка земли Украине удастся достичь четырех основных целей реформы: предотвратить коррупцию в земельной сфере; создать Национальный земельный банк как инструмент регулирования производства сельхозпродукции и противодействия теневому рынку земли; утвердить на законодательном уровне эффективную модель государственной поддержки малого и среднего сельхозпроизводителя; стимулировать развитие сельхозпроизводства приоритетными  государственными программами и инвестиционными проектами.

Что касается коррупционного фактора, хочу привести лишь несколько цифр. На данный момент в теневом обороте находится около 5 млн га сельхозугодий, из них около 1 млн га обрабатывается без официально оформленных с государством договоров аренды. Еще 2 млн га не переданы государству после смерти собственников и незаконно используются третьими лицами. Примерно 1,2 млн га земельных паев не востребованы. Около 0,8 млн га числились во время распаевания под проектируемыми дорогами. В итоге из-за отсутствия государственного контроля за теневым рынком земли государство ежегодно теряет около 18 млрд грн.

Говоря о необходимости Национального земельного банка, стоит отметить главное: именно это государственное учреждение должно стать в условиях переходного периода конечным покупателем угодий. Проще говоря, все сделки купли-продажи должны осуществляться через государственную структуру. Вместе с тем НЗБ будет кредитовать на доступных условиях жителей сельской местности, которые не имеют достаточного количества денег для приобретения земельного участка  в собственность.

Наконец, Национальный земельный банк станет ресурсоемкой платформой для стимулирования развития фермерства и реализации целевых государственных и инвестиционных программ в аграрном секторе экономике.

Только так государство сможет провести эффективную реформу, защитить украинскую землю от разбазаривания, создать благоприятные условия для инвесторов и дать мощный толчок развитию фермерства. 

Светлана Скосырская, кандидат в народные депутаты Украины от партии “Социальная справедливость”

КиевVласть

Рекомендуємо до перегляду
“Пилити по-новому”: Нацполіція розслідує розкрадання бюджетних коштів у “Київпастрансі” у 2024-2025 роках
“Пилити по-новому”: Нацполіція розслідує розкрадання бюджетних коштів у “Київпастрансі” у 2024-2025 роках
09:00 Минулорічна зміна керівництва “Київпастрансу”, схоже, ніяк не повпливала на те, яким чином працює дане КП. Наразі Нацполіція розслідує кримінальну справу за фактами “бюджетних…
Житло на приаеродромній території: чому у Державіаслужби не виходить домогтися демонтажу “клубного будинку” на Караваєвих Дачах
Житло на приаеродромній території: чому у Державіаслужби не виходить домогтися демонтажу “клубного будинку” на Караваєвих Дачах
09:00 Державні органи продовжують спроби зупинити в столиці будівництво клубного будинку (КБ) на вул. Августина Волошина, 32-А (Караваєві Дачі, Солом’янський район). Мова йде про…
Суди, слідство і забудова: як у громади Києва “віджали” 138 га землі біля затоки “Верблюд”
Суди, слідство і забудова: як у громади Києва “віджали” 138 га землі біля затоки “Верблюд”
13:00 Судячи з усього, передача столичною владою понад 138 га землі у районі затоки “Верблюд” в Оболонському районі в користування ТОВ “Дніпровська Рив’єра” є…
Banner
QlU7mDx4