Земельная реформа: много разговоров – мало понимания

Светлана Скосырская
Светлана Скосырская

Кандидат в народные депутаты Украины от партии “Социальная справедливость”

Сегодня я бы хотела бы поднять тему, которая, уверена, беспокоит большинство украинцев. Речь идет о земельной реформе. Об этом много говорят политики, но, к сожалению, мало что в данном вопросе понимают простые украинцы. О чем на самом деле идет речь и что нужно знать о справедливой земельной реформе каждому из нас?

В период предвыборной кампании вопрос открытия в Украине рынка земли стал разменной монетой. Одни партии, руководствуясь популизмом, зная конъюнктурный спрос и понимая обеспокоенность людей, категорично протестуют против свободного обращения сельхозугодий. Другие, ища поддержку у проевропейски  настроенного населения, заявляют о необходимости немедленного проведения реформы.

Партия “Социальная справедливость” имеет свою позицию, так как любая ответственная политическая сила должна руководствоваться в первую очередь интересами населения, а также будущих поколений.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Перед тем, как принимать стратегическое государственное решение, целесообразно внести изменения в Земельный кодекс, определить национальную институцию, которая будет регулировать рынок земли. Данная государственная структура должна иметь полномочия и получить финансовые источники для выкупа излишков земель у населения в условиях переходного периода, финансовой поддержки малых фермерских хозяйств под залог земельных паев. Кроме того, крайне необходимо определить условия консолидации земель в границах административных районов.  В конце концов, должен появиться и заработать прозрачный рыночный механизм продажи и аренды сельхозугодий.  Эти функции может выполнять биржа.

На время переходного периода продажа земли иностранным резидентам должна быть запрещена и может осуществляться исключительно гражданам Украины. При этом на протяжении данного периода должен действовать законодательный запрет на передачу земли в уставный капитал юридических лиц. Частное владение сельскохозяйственной землей требует ограничения – не более 100–200 га на одного человека. Такая норма позволит фермерскому хозяйству иметь в своей собственности до 1000 га на семью. Этого, на мой взгляд, более чем достаточно.

Теперь, что касается распределения финансовых ресурсов, которые государство будет получать в виде платы за аренду земельных участков. Убеждена, что эти деньги должны направляться на развитие приоритетных программ в сельском хозяйстве.

При условии грамотного регулирования государством рынка земли Украине удастся достичь четырех основных целей реформы: предотвратить коррупцию в земельной сфере; создать Национальный земельный банк как инструмент регулирования производства сельхозпродукции и противодействия теневому рынку земли; утвердить на законодательном уровне эффективную модель государственной поддержки малого и среднего сельхозпроизводителя; стимулировать развитие сельхозпроизводства приоритетными  государственными программами и инвестиционными проектами.

Что касается коррупционного фактора, хочу привести лишь несколько цифр. На данный момент в теневом обороте находится около 5 млн га сельхозугодий, из них около 1 млн га обрабатывается без официально оформленных с государством договоров аренды. Еще 2 млн га не переданы государству после смерти собственников и незаконно используются третьими лицами. Примерно 1,2 млн га земельных паев не востребованы. Около 0,8 млн га числились во время распаевания под проектируемыми дорогами. В итоге из-за отсутствия государственного контроля за теневым рынком земли государство ежегодно теряет около 18 млрд грн.

Говоря о необходимости Национального земельного банка, стоит отметить главное: именно это государственное учреждение должно стать в условиях переходного периода конечным покупателем угодий. Проще говоря, все сделки купли-продажи должны осуществляться через государственную структуру. Вместе с тем НЗБ будет кредитовать на доступных условиях жителей сельской местности, которые не имеют достаточного количества денег для приобретения земельного участка  в собственность.

Наконец, Национальный земельный банк станет ресурсоемкой платформой для стимулирования развития фермерства и реализации целевых государственных и инвестиционных программ в аграрном секторе экономике.

Только так государство сможет провести эффективную реформу, защитить украинскую землю от разбазаривания, создать благоприятные условия для инвесторов и дать мощный толчок развитию фермерства. 

Светлана Скосырская, кандидат в народные депутаты Украины от партии “Социальная справедливость”

КиевVласть

Рекомендуємо до перегляду
Злочинна “Торгівля”: НАБУ і САП оприлюднили нові деталі резонансної справи щодо заволодіння столичною землею
Злочинна “Торгівля”: НАБУ і САП оприлюднили нові деталі резонансної справи щодо заволодіння столичною землею
09:00 НАБУ і САП продовжують слідство по резонансній кримінальній справі щодо масштабних махінацій зі столичною землею. Окрім раніше оприлюднених фактів, правоохоронці повідомляють, що “злочинна…
Відкати з підрядників “Київзеленбуду”: ДБР розслідує корупційні витівки групи “Бахмута-Лукаша”
Відкати з підрядників “Київзеленбуду”: ДБР розслідує корупційні витівки групи “Бахмута-Лукаша”
09:00 ДБР продовжує слідство у справі щодо ймовірного отримання “відкатів” керівництвом КО “Київзеленбуд”. Наразі правоохоронці попередньо встановили 5 фактів надання такої неправомірної вигоди на…
Справи насущні: скільки та на що у березні 2025-го витрачали Нові Петрівці
Справи насущні: скільки та на що у березні 2025-го витрачали Нові Петрівці
09:00 У березні 2025 року бюджетні витрати Нових Петрівців — центру Петрівської сільської громади — сягнули 2,77 млн гривень. Найбільший акцент там зробили на…
Banner
QlU7mDx4