Президент Владимир Зеленский предлагает убрать из законодательного поля норму, по которой наличие у гражданина Украины паспорта иностранного государства автоматически лишает его гражданства украинского. При этом, законодательные инициативы президента, преподнесенные как реверанс в сторону диаспоры, всегда желавшей влиять на процессы в Украине, напрямую запрещают владельцам иностранных паспортов участвовать в выборах и государственном управлении в Украине. Сама же идея двойного (или нескольких) гражданства среди украинцев не популярна.
Об этом KV стало известно из законопроектов, касающихся вопросов гражданства, внесенных в Верховную Раду (ВР) президентом Владимиром Зеленским, а также результатов социологического опроса, проведенного Фондом Демократические инициативы в октябре-ноябре с.г. и обнародованного 2 декабря.
Базовый законопроект №6368 “О внесении изменений в Закон Украины “О гражданстве Украины” относительно оснований и порядка приобретения и прекращения гражданства Украины” президент Владимир Зеленский внес в ВР 2 декабря 2021 года. Вместе с этим документом были внесены и несколько других проектов законов, касающихся внесения изменений в ряд Кодексов законов.
Во время своего выступления в Раде 1 декабря с ежегодным посланием президент заявил, что он инициирует принятие законопроектов, которые позволят украинцам в диаспоре иметь не только иностранное гражданство, но и украинский паспорт.
“Важная составляющая нашей международной политики – поддержка мирового украинства. Я знаю, как важен для украинцев, проживающих в США, Канаде и ЕС, вопрос множественного гражданства. Сегодня я вношу соответствующий законопроект на рассмотрение в парламент. Нас – 65 миллионов”, – сказал президент, выступая с парламентской трибуны.
По словам Зеленского, украинцы во всем мире “впервые” будут “чувствовать себя не диаспорой и не просто людьми “украинского происхождения”, а людьми украинского гражданства”.
Однако анализ внесенных в Раду президентских инициатив ставит под сомнение, чтобы в диаспоре понравились эти законопроекты – они напрямую запрещают лицам с множественным гражданством работать в ключевых сферах управления государством, голосовать на выборах и многое другое.
Законопроект №6368 определяет гражданство Украины как правовую связь между физическим лицом и Украиной, которая проявляется в их взаимных правах и обязанностях.
Гражданин Украины – тот, кто получил гражданство Украины в законном порядке (в том числе – по международным договорам Украины).
Законодательство о гражданстве основывается на принципе единого гражданства, т.е. гражданства, которое исключает возможность существования гражданства административно-территориальных единиц.
“Если гражданин Украины получил гражданство (подданство) иностранного государства (иностранных государств), то в правовых отношениях с Украиной он признается только гражданином Украины. Если иностранец приобрел гражданство Украины, то в правовых отношениях с Украиной он признается только гражданином Украины”, – говорится в законопроекте (ст.2).
Как стать гражданином
Законопроект определяет такие основания приобретения украинского гражданства:
-
по рождению;
-
по территориальному происхождению;
-
через принятия в гражданство;
-
через восстановление в гражданстве;
-
по усыновлению;
-
в виду установления опеки над недееспособным лицом;
-
в связи с пребыванием в гражданстве одного или двух родителей ребенка (т.е. лица, моложе 18 лет);
-
вследствие признания отцовства или материнства или установления факта отцовства или материнства;
-
по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Украины.
Иностранец или лицо без гражданства могут быть принятыми в гражданство Украины. Для этого они должны признать Конституцию и законы Украины в поданном заявлении с просьбой принять в гражданство.
В зависимости от ситуации, иностранец должен подать декларацию о признании гражданства Украины или обязательство прекратить иностранное гражданство, или декларацию об отказе от иностранного гражданства и признания себя только гражданином Украины, или декларацию об отсутствии иностранного гражданства.
Декларация о признании гражданином Украины – “документ, в котором иностранец, подающий заявление о приобретении гражданства Украины, или его законный представитель свидетельствует, что в случае приобретения гражданства Украины в правовых отношениях с Украиной лицо признает себя только гражданином Украины на территории Украины”.
Еще одно условие для иностранцев – беспрерывное проживание на территории Украины на протяжении пяти лет (исключение – минимум три года брака с гражданином/гражданкой Украины). Беженцам достаточно трех лет такого проживания. Столько же – иностранцам и лицам без гражданства, которые на законных основаниях служат по контракту в Вооруженных Силах Украины или Национальной гвардии.
Также среди условий – наличие разрешения на иммиграцию (исключение – беженцы и упоминавшиеся военные-контрактники), “владение государственным языком в соответствии с установленным законодательством уровнем” и “наличие законных источников существования” (последнее условие не касается беженцев и тех, кому предоставлено убежище в Украине).
При этом, если иностранцы – военные-контрактники – награждены государственной наградой, им будет достаточно для получения гражданства Украины подать заявление и декларацию, остальные условия на них не распространяются.
Это же касается “других лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Украиной, а также лиц, принятие которых в гражданство Украины представляет государственный интерес для Украины”. В этом случае должно будет быть представление определенного министерства на имя президента.
Кто не сможет быть принят в украинское гражданство:
-
лицо, совершившее преступление против человечества или геноцид;
-
лицо, осужденное в Украине за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (до погашения или снятия судимости) с учетом уровня угрозы национальной безопасности;
-
лицо, совершившее на территории другого государства деяние, признанное нашим законодательством тяжким или особо тяжким преступлением;
-
лицо, действия которого непосредственно создают угрозу национальной безопасности и интересам Украины.
При этом, если органы украинской власти в порядке, установленном Кабмином, установят, что лицо, претендующее на украинское гражданство, было осуждено или преследуется правоохранительными органами России как страны-агрессора, для таких лиц сделают исключение.
Особенность принятия гражданства Украины иностранных граждан в том, что граждане государств “миграционного риска” (список составляет правительство) должны отказаться от прежнего гражданства и предоставить подтверждение этого (исключение – те, у кого “существуют независимые от него причины неполучения документа о прекращении иностранного гражданства”; этим людям будет достаточно собственной декларации).
Прекращение гражданства
По действующему законодательству, добровольное обретение гражданином Украины гражданства другого государства является основанием для утраты гражданства Украины. В предлагаемом законопроекте такой нормы нет (есть похожая, но с существенной оговоркой, о чем – ниже).
Законопроект устанавливает такие основания для прекращения гражданства Украины: в результате выхода из гражданства; вследствие утраты гражданства; по основаниям, предусмотренным международными договорами Украины.
Выйти из гражданства Украины может тот, кто постоянно проживает за границей. При этом, для выхода из гражданства детей возрастом от 14 до 18 лет будет нужно их согласие.
Не допускается выход из гражданства Украины, если лицо, ходатайствующее об этом, в Украине подозревается в совершении уголовного правонарушения, является обвиняемым или в отношении которого в Украине вынесен обвинительный приговор суда, вступившего в законную силу и подлежащий исполнению.
Еще один случай запрета – в связи с ограничениями, установленными законодательством о государственной тайне.
По проекту закона, основания для утраты гражданства Украины таковы:
-
“использование совершеннолетним гражданином Украины, имеющим гражданство (подданство) иностранного государства, на территории Украины паспортного документа иностранца, следствием чего является создание угроз национальной безопасности, национальным интересам Украины”;
-
получение украинского паспорта в результате представления ложных сведений, поддельных документов, сокрытия любого существенного факта, который бы не позволил получить гражданство, невыполнение обязательств прекратить иностранное гражданство;
-
“установление факта прохождения военной службы по контракту в государстве, признанном Верховной Радой Украины государством-агрессором или государством-оккупантом, лицами, которые на момент прохождения военной службы имели гражданство Украины”.
Но до издания указа президента о прекращении гражданства подавший заявление о выходе из гражданства или тот, в отношении которого оформляется утрата гражданства, пользуется всеми правами и несет все обязанности гражданина Украины.
Вопросами, связанными с гражданством, ведает центральный орган исполнительной власти (ЦОИВ), реализующий государственную политику в сфере гражданства – Государственная миграционная служба. В особых случаях заниматься вопросами гражданства (принятия в гражданство и прекращения гражданства) может президент с помощью Комиссии по вопросам гражданства при главе государства. В необходимых случаях к решению вопросов, касающихся гражданства, присоединяется Министерство иностранных дел, посольства и консульства.
Важные нюансы
Вместе с “базовым” (№6368) президент Зеленский внес в Раду и несколько других законопроектов.
Проект закона №6369 “О предотвращении и противодействии угрозам национальной безопасности Украины в сфере гражданства” устанавливает ряд запретов на занятие должностей для тех, кто владеет паспортами иностранных государств.
Не смогут работать или служить такие люди на руководящих постах в центральных органах власти, государственных службах, инспекциях, комиссиях, быть должностными лицами или руководителями в правительстве, местных администрациях, органах местного самоуправления, силовых и военных ведомствах, Центризбиркоме и т.д.
Также они не смогут избираться президентом, в советы разных уровней и парламент, а также агитировать на выборах, быть членом политической партии, помощником-консультантом народного депутата и т.п.
Законопроект №6370 “О внесении изменений в статью 570 Таможенного кодекса Украины относительно предотвращения и противодействия угрозам национальной безопасности Украины в сфере гражданства” запрещает имеющим иностранное гражданство лицам работать в таможенных органах.
Проект закона №6371 “О внесении изменений в Закон Украины “О судоустройстве и статусе судей” относительно предотвращения и противодействия угрозам национальной безопасности Украины в сфере гражданства” запрещает иностранным гражданам быть судьями и присяжными заседателями.
Законопроект №6372 “О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Украины и Уголовный процессуальный кодекс Украины об ответственности за нарушение законодательства в сфере гражданства” устанавливает наказания за нарушения в сфере гражданства.
Так, например, несвоевременная подача субъектом декларирования декларации о наличии (отсутствии) гражданство иностранного государства повлечет штраф от 50 до 150 необлагаемых минимумов доходов граждан (НМДГ).
Непредоставление такой декларации – штраф от 50 до 80 НМДГ.
А за умышленное внесение субъектом декларирования заведомо неправдивых сведений относительно наличия / отсутствия иностранного гражданства будет грозить уже уголовная ответственность – штраф от 4000 до 5000 НМДГ или ограничение свободы на срок до трех лет (с лишением права на занятие определенных должностей до трех лет).
Мнения разделились
Социология свидетельствует, что единого мнения среди украинцев по поводу множественного гражданства не существует, и даже среди его сторонников мнения разделились на счет того – кому его предоставлять.
По данным опроса, проведенного с 22 октября по 12 ноября Фондом “Демократические инициативы” им. Илька Кучерива совместно с Киевским международным институтом социологии (КМИС):
-
48% респондентов не поддерживают вообще идею введения двойного или множественного гражданства в Украине;
-
24% высказываются за возможность введения двойного (множественного) гражданства для всех стран без исключений;
-
11% поддерживают эту идею, если двойное гражданство будет разрешено только со странами-членами ЕС и НАТО;
-
7% могут поддержать введение такого гражданства со всеми странами, кроме России;
-
почти 5% выступают за двойное гражданство только с бывшими республиками СССР.
-
5% опрошенных затруднились с ответом.
Социологи отмечают, что наибольшую поддержку идея множественного гражданства находит среди молодежи, тех, кто бывал в последнее время за границей и тех, кто достаточно обеспечен. В то же время, против выступают люди более старших поколений и те, чье материальное благополучие оставляет желать лучшего.
“Можно также предположить, что возражение против такой идеи обусловлено российской агрессией, в том числе насильственной паспортизацией граждан Украины в Крыму и в оккупированных районах Донецкой и Луганской областей. Респонденты могут опасаться, что в случае безусловного распространения двойного гражданства на все страны, Россия воспользуется этим для еще большего влияния на Украину”, – говорится в аналитическом комментарии релиза социологов.
Опрос проводился Фондом “Демократические инициативы” совместно с КМИС с 22 октября по 12 ноября 2021 методом CATI (телефонные интервью с использованием компьютера; computer-assisted telephone interviews) на основе случайной выборки номеров мобильных телефонов во всех областях Украины, кроме АР Крым и ОРДЛО. Было опрошено 2003 респондента. Погрешность выборки – 2,4% для показателей близких к 50%, 2,1% – для показателей близких к 25%, 1,5% – для показателей близких к 10%.
По данным аналитической системы YouControl, ООО “Киевский международный институт социологии Лтд” (*) зарегистрировано 30 декабря 1992 года. Руководителем и соучредителем ООО является киевлянин Владимир Ильич Паниотто (32%). Кроме него соучредителями ООО значатся киевляне Татьяна Владимировна Пясковская (7%), Наталья Николаевна Харченко (22%), Валерий Евгеньевич Хмелько (27%) и Владимир Валерьевич Хмелько (12%). Оба Хмелько зарегистрированы по одному и тому же адресу.
По данным YouControl, благотворительная организация (БО) “Благотворительный фонд” Демократические инициативы имени Илька Кучерива” (**) основан 4 сентября 2000 года. Его руководителем была умершая весной Ирина Эриковна Бекешкина, ныне организацией руководит Барбелюк Светлана Борисовна.
Читайте: Президент Зеленский хочет предоставить украинское гражданство иностранцам диаспоры
Фото: интернет-представительство президента
* ТОВ “Київський міжнародний інститут соціології Лтд” (код ЄДРПОУ: 13684906)
** “Благодійна організація Благодійний фонд “Демократичні ініціативи імені Ілька Кучеріва” (код ЄДРПОУ: 20062078)