Кабмин намеревается инициировать введение штрафных санкций для населения за неуплату жилищно-коммунальных услуг. Об этом 19 июля, заявил вице-премьер Сергей Тигипко на селекторном совещании с руководителями регионов по выплате субсидий при повышении тарифов за жилищно-коммунальные услуги и газ. Не далее как 23 июля в интервью 5-му каналу правительственный чиновник уже отрицал свое заявление. Но ситуация с неплатежами по стране продолжает оставаться критической. Вице-президент Всеукраинской ассоциации частных инвесторов ЖКХ Александр Чернявский комментирует KV свое видение методов борьбы с должниками.
KV: В чем вы видите причины дебиторской задолженности населения за коммунальные услуги?
Александр Чернявский: Ситуация, которая сложилась в отрасли жилищно-коммунального хозяйства, такова, что задолженность населения за потреблённые коммунальные услуги огромная и тянется еще с первого дня независимости. Согласно данным Госкомстата, к началу мая нынешнего года эта задолженность составила 11,5 млрд. грн. Причем это проблема не какого-то одного региона или города, а всей страны. Проблематика нашей отрасли состоит в том, что нет ни законодательного, ни другого механизма, стимулирующего платить население за потребленные услуги. Люди не в состоянии оплачивать сегодняшние высокие тарифы, потому что уровень минимальной заработной платы очень низкий, утвержденный ныне прожиточный минимум тоже крайне мал по сравнению с действительным, который позволяет семье покрыть ее социальные нужды.
Давайте рассмотрим факты: среднестатистическая украинская семья платит сегодня за коммунальные услуги, проживая в трехкомнатной квартире площадью 60-80 м. кв. около 600-800 грн в зависимости от региона (правда, в Киеве тарифы ниже, чем в целом по стране, потому что они дотируются из городского бюджета, но это не меняет ситуации). А прожиточный минимум с 1 июля составляет 843,00 грн. С 1 апреля он поднят на 4 грн. на основании Закона Украины 1646-VI “Об установлении прожиточного минимума и минимальной заработной платы” (прим. авт. прожиточный минимум – это стоимостная оценка потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности). С 1 июля 2010 года минимальная зарплата составляет 888 грн. Как вы считаете, сопоставимы ли эти цифры с реалиями сегодняшнего дня? В большинстве случаев потребители не платят за коммунальные услуги не потому, что не хотят, а потому, что не могут. Это первоначальная забота государства – обеспечить своим гражданам такой высокий прожиточный минимум, при котором они смогли бы оплачивать потреблённые коммунальные услуги, даже если они достаточно высоки.
KV: На сегодня нет разницы в оплате так называемой квартплаты теми, кто приватизировал свою квартиру, и теми, кто этого не сделал. Получается, что владельцы квартир каждый месяц платят государству за свои же квадратные метры. Такие расходы оправданы, на ваш взгляд?
Александр Чернявский: Есть определенный порядок формирования тарифов. Каждый вид жилищно-коммунальных услуг включает определённый набор услуг и соответственно затраты для предоставления этих услуг. Что можно сказать о квартплате? Мы приватизировали часть жилого дома, которая ограничивается определенными квадратными метрами и стенами, и считаем, что за них платить не нужно. Но кто будет покрывать эксплуатационные расходы для обеспечения надлежащего состояния внутридомовых систем? К ним относятся подводка и разветвление теплоподводящих конструкций, конструкций водообеспечения и водоотведения, и, в некоторых случаях, внутридомовая электросеть. Все это составляющие тарифа по квартплате, так и обеспечение хорошего состояния лифтов, подвала, крыши, наружных стен дома, лестничных клеток, сюда же входит и вывоз мусора, а также уход за придомовой территорией.
В Украине сегодня на законодательном уровне не предусмотрено разделения ответственности жильцов, которые приватизировали квартиры, и тех, которые этого не сделали. Я считаю, что тариф на обслуживание должен основываться не только на количестве принадлежащих квадратных метрах, а и на количестве человек, которые пользуются этой площади. К примеру, человек, проживая один на площади 100 кв.м., выбрасывает 30 л мусора в месяц, при квартплате 3 грн. за 1 кв.м., и суммарно платит 300 грн. в месяц. И на стольких же квадратных метрах живет семья из 6 человек, которые выбрасывают 180 л мусора в месяц, при этом платят тоже 300 грн. в месяц, в итоге это получается 50 грн. с человека. То есть получается, что проживание на 100 кв. м. обходиться человеку, проживающему одному 300 грн. в месяц, а семье из 6 человек – 50 грн. за одного человека. В точно такой же пропорции потребляются и остальные услуги, которые входят в квартплату. Эти традиции остались еще со времен Советского Союза. Время поменялось – законодательство, к сожалению, нет.
KV: Насколько, на ваш взгляд, обосновано повышение тарифов производителями услуг?
Александр Чернявский: Учитывая постоянный рост цен на энергоносители, которые являются составляющими тарифа, он не может быть низким. И винить производителей услуг за поднятие тарифов ни в коем случае нельзя. Это не их вина. Это хозяйственная деятельность и в разрезе финансового состояния страны – экономическая необходимость. Растет зарплата людей, работающих в отрасли ЖКХ, соответственно увеличиваются и отчисления в налоговые органы, пенсионный фонд, фонды социального страхования. Все эти отчисления ложатся в структуру тарифа. И самостоятельно предприятия даже при всем желании не могут их уменьшить, это прерогатива государства. То есть существует диспропорция: производитель обязан повышать тариф, но потребитель не хочет этого повышения и не желает платить. Должно вмешаться государство. Если оно не может обеспечить нормального прожиточного минимума потребителю, то должно разработать эффективный механизм компенсации производителю затрат по производимым услугам и способностью потребителя оплатить эти услуги.
То есть пусть растут цены на услуги, но минимальная зарплата должна быть настолько высокой, чтобы обеспечить оплату жилищно-коммунальных услуг без особого ущерба для комфортного существования человека. Не может минимальная зарплата быть 800 грн. и такая же плата – за коммунальные услуги. То есть одному из участников рынка – предприятию либо потребителю услуг – государство должно обеспечить возможность либо покрывать разницу в тарифах, либо оплачивать высокие начисления. Этот баланс должен существовать, нельзя поднимать тарифы производителя, при этом, не обеспечивая достаточный уровень жизни потребителю.
KV: Как вы считаете, насколько эффективен метод отключения должников от предоставления услуги теплообеспечения?
Александр Чернявский: Невозможно отключить квартиру от теплообеспечения, не попав в квартиру потребителя. Закон запрещает нам без согласия лица, вступать на частную территорию лица, проживающего там. Его защищает конституционное право на приватность своего жилья. Единственный способ – отключение всего дома. Но производитель услуги не может сделать этого, потому что при этом нарушает права других потребителей, которые являются добросовестными плательщиками. На страже их прав стоит Закон Украины “О защите прав потребителей”. Он охватывает всю сферу жизнедеятельности потребителя, которая включает и покупку товаров в магазине, и потребление жилищно-коммунальных услуг. Усугубляет ситуацию с неплатежами еще и то, что в жилищно-коммунальной сфере не обозначено четкого момента предоставления жилищно-коммунальной услуги. В данном случае, потребитель получает услугу теплообеспечения в отопительный сезон беспрерывно, причём нет обозначенных отдельных порций – услуга предоставляется на весь дом. Возможности прервать предоставление этой услуги одному потребителю-неплательщику нет.
KV: Насколько действенно взыскание долгов с неплательщиков через суд?
Александр Чернявский: Даже если предприятие обращается в суд, оно должно потратить время и деньги на то, чтобы доказать вину потребителя и взыскать с него деньги за потреблённые услуги. В эти затраты включена государственная пошлина плюс сбор за информационно-техническое обеспечение – проведение судебного процесса. На сегодня эта сумма составляет 81 грн. К тому же, чтобы обратиться в суд, нужно иметь квалифицированных юристов, которые могут составить иск, заняться его сопровождением, ждать, пока суд рассмотрит дело, приходя на заседания – это всё большой объем работы. Обычно коммунальные предприятия имеют в штате всего 3-4 юриста, основная деятельность которых не направлена на то, чтобы бороться с должниками. Они занимаются другими текущими делами предприятия. И даже в городе, население которого насчитывает 200-300 тыс. человек, часть из которых платят за воду, часть – за тепло, а часть – за электроэнергию, у коммунальных предприятий должен быть штат юристов, которые бы в этом всем разбирались. А ведь это не забота предприятия – выбивать долги, его функция – предоставлять качественную услугу: чистую территорию, чистую воду, работающую канализацию и т.д.
Конечная стадия судебного процесса – исполнительное производство. То есть существует институт отдельных органов, которые четко выполняют судебные решения. В нашей стране он имеет определённые минусы. Получая документ от судебного органа, исполнительная служба реализует его, т.е. восстанавливает справедливость: взыскивает средства, арестовывает имущество проигравшей стороны, и реализует его в пользу выигравшей процесс и др. Но, как показывает практика, исполнительная служба на данный момент очень перегружена. Раздел имущества, возмещение ущерба за ДТП, взыскание налоговых органов, задолженности за коммунальные услуги, в том числе, – то есть любой судебный процесс, который завершился получением исполнительного документа, находит свое логическое завершение в исполнительной службе. Естественно, справиться со всеми делами очень тяжело, и вопрос, в данном случае взыскания долга за коммунальные услуги, зависает на окончательной стадии. То есть в итоге предприятие не может для обеспечения своей деятельности получить эти деньги. Получается, что де-юре эти средства взыскали, а де-факто для того чтобы их получить, предприятию необходимо потратить дополнительное время и средства.
Есть еще одна проблема – исполнение решения. Наше население, как я уже упоминал, в своем большинстве не обеспечено. Когда судебный исполнитель приходит к должнику, у которого 5 тыс. долга за коммунальные услуги, чтобы описать его имущество, он сталкивается с тем, что этого имущества нет. Человек либо не работает, либо получает минимальную заработную плату, или у него на иждивении дети, или одинокие родители, или человек – пенсионер и т.д.
Вот и получается, что предприятие, пройдя всю цепочку судебного процесса, даже приложив максимум усилий, сталкивается с отсутствием желаемого результата, а именно получение реальных денежных средств.
KV: И всё же, как вы можете прокомментировать слова Сергея Тигипка о введении штрафов неплательщикам, и к чему могут привести эти штрафы?
Александр Чернявский: Трудно комментировать слова человека, с которым лично не общался на эту тему. Но приведенные в СМИ комментарии о том, что людей нужно штрафовать, в корне неправильны, ведь мы в данном случае принудительно вмешиваемся в сферу договорных отношений – потребителя и производителя коммунальных услуг, что в данном случае недопустимо. Согласно Закону Украины “О защите прав потребителей”, есть определенные требования к качеству производимой продукции. Если вы купили пару туфель и у вас на следующий день оторвался каблук, вы можете или отказаться от неё, или заменить её на другую качественную пару. Почему же потребитель может отказаться платить за некачественный товар, но не может отказаться платить за некачественную услугу, например, воду, качество которой не соответствует заявленным стандартам. При этом ещё и штрафовать его за неуплату – нонсенс. Практика свидетельствует, да и я сам сталкивался с ситуациями, когда в квартире зимой вместо положенных по нормативу 18-22°С – по факту 14 °С. Но потребителя при этом обязывают платить за нормативный температурный режим со 100% начислением. Да, есть механизм, когда потребитель услуг может прийти к производителю услуг, составить акт о некачественной услуге, при этом есть определённые требования к составлению этого акта, которые не все знают, но тем не менее на доказательство получения некачественной услуги и защиту своих прав человек тратит массу усилий и времени.
В первую очередь потребителю должна быть предоставлена качественная услуга, и здесь виновную и правую сторону должен устанавливать только суд. Штраф без разбирательства обстоятельств нельзя вводить ни в коем случае. Я считаю, что это популистические меры для “запугивания” населения, которые не принесут должного эффекта. Я не оправдываю неплательщиков, но нужно разработать эффективные механизмы в государстве. Без расчета за потреблённые услуги, которые должен потребитель, предприятия – поставщики услуг не могут существовать и оказывать качественные услуги.
И ещё раз повторюсь, большая дебиторская задолженность за потреблённые коммунальные услуги существует по всей стране. Это проблема не отдельного региона или города, а общегосударственная, поэтому и решать ее нужно на государственном уровне. Для этого законодатель должен разработать четко прописанный пошаговый механизм, при котором затраты предприятия будут компенсироваться, а уровень тарифа не будет настолько высоким, чтобы потребитель не смог его оплатить. Это очень большой объем работы, и для её качественного выполнения необходимо привлечь специалистов – профессионалов в жилищно-коммунальной сфере, юристов, общественные организации в сфере ЖКХ.
Беседовал: Александр Красногородский