Александр Качный: “Юрий Бойко, как ледокол вошел в “помаранчевый” материк и сделал совершенно другие результаты выборов”

Александр Качный: “Юрий Бойко, как ледокол вошел в “помаранчевый” материк и сделал совершенно другие результаты выборов”

kacnyi_color

На минувшей неделе состоялась последняя летняя сессия Киевского областного совета в нынешнем году.

 

О проблемах и перспективах развития региона, депутатском корпусе, часть которого состоит из чиновников,  партийной дисциплине, административной реформе и взаимоотношениях с вице-премьером Юрием Бойко в интервью “КиевВласть” рассказал глава представительского органа Киевщины Александр Качный.

 

KV: Вы являетесь сторонником реформы системы местного самоуправления, в чем ее основная суть и какие изменения предлагаются?

Александр Качный: Что касается местного управления и его реформы, суть ее заключается в децентрализации бюджета и власти. Речь ни в коем случае не идет о том, чтобы направить страну на путь федеративного развития. Речь идет об унитарном государстве Украина, в котором местные советы имеют полномочия создавать свои исполкомы, и через них выполнять принятые советами программные задачи. Мы говорим о том, что люди, получившие депутатский мандат на местах благодаря доверию населения, должны иметь возможность нанимать менеджера, который будет заниматься выполнением решений советов. И если работа не выполняется, именно депутатский корпус имеет право назначить нового менеджера. Сейчас же назначения в региональной исполнительной службе осуществляются из Киева на все области Украины.

 

KV: То есть, схема такая – избрался депутатский корпус в районе, области, городе и из своего же числа…?

Александр Качный: Не совсем, назначение служащих исполкома не обязательно предполагает кандидатуру кого-то из депутатов. Такая же схема работы сегодня в городах: есть мэр, есть депутаты и исполком. В исполком набираются не депутаты, а люди, являющиеся профессионалами в той или иной области. Этот исполнительный комитет утверждает решения тех начальников управлений и отделов, которые работают в аппарате исполкома. По сути, речь идет о переходе к работе исполкомов, менеджеры которых избираются местными советами.

 

Реформа запущена нынешним президентом Украины Виктором Януковичем. Разговоры о реформе местного самоуправления велись всеми президентами в течение 20 лет, впервые же от слов к делу перешел наш Президент. Конституционная ассамблея утвердила концепцию реформы местного управления с ее задачами, этапами и сроками.

 

KV: Возможно, что Киевская область станет пилотным проектом?

Александр Качный: Киевская область не может стать пилотным проектом, поскольку реформа должна охватить всю страну и идти параллельно с административно-территориальной реформой в Украине. В таком случае будет заметный прорыв.

 

KV: Административно-территориальная, это та, которую хотел Роман Бессмертный провести в 2005 году – с объединением территорий?

Александр Качный: Без этого нельзя развиваться дальше. Сегодня больше половины из 12 000 общин Украины на 70% являются дотационными. Еще около 1000 общин дотационные на 90%. Это свидетельствует о том, что сейчас действует советская система административно-территориального управления, но она не работает. Мы говорим о том, что нам нужно создавать госпитальные округа, образовательные, др. для укрупнения территорий, а также о том, что нужно укрупнять все службы. К примеру, сегодня налоговая администрация объединяет уже 3-4 района.

 

Подобная тенденция касается и прокуратур. Это нормальный процесс, учитывая понимание того, что затратная часть превышает какие-либо нормы. В связи с этим мы понимаем, что изменения должны произойти по всей стране. Потом сегодня мы создаем госпитальные округа. К примеру, пусть центр этого округа будет в Фастове, а завтра будет принято решение перенести его в Васильков. Но, мы не успеваем с административно-территориальной реформой за медицинской и образовательной, за другими реформами, которые начали раньше. А по сути, это является одним из ключевых вопросов.

 

KV: Решение о проведении этой реформы пришло “снизу”? Вы собирались с главами областных советов, чтобы обсуждать данный вопрос?

Александр Качный: Да, конечно. Сейчас мы собрали 3 ассоциации: “Ассоциация областных и районных советов”, “Ассоциация городов” и “Ассоциация сел и поселков Украины”. Эти организации и лоббируют данный вопрос. Мы объединились в Конгресс, выдвинули общие требования, но в программе президента в 2009 году было написано четко: реформа местного управления – децентрализация бюджетов, 60% налогов и сборов оставлять на местах, создание исполкомов. Таким образом, мы идем четко по программе Виктора Федоровича и воплощаем ее в жизнь. Согласно концепции программа должна быть реализована до 2020 года вместе с административно-территориальной реформой. До 2015 года должна пройти адаптация законодательства, с 2015 по 2020 год программа должна воплотиться в жизнь.

 

KV: Этим летом снова остро поднялась проблема границы между Киевом и областью. Вы судитесь со столицей, и есть ли у Киевской области свои притязания к городу на территорию?

Александр Качный: У нас не может быть притязаний к Киеву, поскольку есть утвержденные границы, которые традиционно у нас установлены. Если вдруг должен будет решаться вопрос по границам, он будет решаться согласно действующему законодательству, а также решений собраний тех рад, территория которых окажется спорной. Сейчас все отрицательные решения по спорным участкам мы отправили в соответствующие инстанции для отмены зимнего решения Киевсовета, которым он утвердил расширенные границы. Соответствующее исковое заявление зарегистрировано в Киевском окружном административном суде на прошлой неделе.

 

KV: Идут ли суды отдельно по пос. Коцюбинское, власти которого сейчас заручились поддержкой Киева и активно выделяют спорные земли под застройку?

Александр Качный: В Коцюбинском никто ничего не может выделять. То, что там произошло распределение участков, это нарушение закона и этим будет заниматься прокуратура. Я вообще считаю, что обсуждение подобного рода спорных вопросов между руководителями города и области не имеет смысла. Если посмотреть на те беззаконные действия, которые происходили в городском совете Киева, они, скорее всего, требуют оценки не таких чиновников как мы, а силовых структур. У нас есть действующее законодательство и тот, кто его нарушает – будь то депутат областного или городского совета – они должны нести ответственность за свои действия.

 

В последнее время у нас чиновник потихоньку привыкает к тому, что за свои действия приходится отвечать. Ведь еще три года назад никто не представлял себе, что такие чиновники, как премьер-министр, министр МВД, другие министры и их замы могут оказаться за решеткой за свои неправомерные действия. Поэтому я думаю, что депутатам городского совета нужно задуматься над этими вещами и понять, что нет такого понятия “коллективное принятие решений” или “коллективная ответственность”. Есть чиновник, который подписывал определенные решения, есть юридические обоснования, подписанные юристами городского совета, а ведь юристы для того и нанимаются, чтобы нести ответственность за законность подписываемых ими юридических заключений.

 

KV: Если отвлечься от конфликтных вопросов, на уровне соседей между областными и городскими властями налажена коммуникация? Или все так же, как во времена Омельченко и Засухи, когда чуть ли не областной “Беркут” стоял против киевского “Беркута”?

Александр Качный: У нас есть коммуникация исключительно с Александром Поповым. Это человек достаточно коммуникабельный, с ним можно вести нормальный переговорный процесс, обсуждать перспективы сотрудничества и решать проблемные моменты. Однако, к сожалению, тех полномочий, которые есть у главы администрации Киева недостаточно для того, чтобы выстраивать какую-то перспективную программную работу между городом и областью. С Киевским городским советом, к сожалению, полностью отсутствует какая-либо коммуникация, как на уровне комиссий, депутатских фракций, так и на уровне вышестоящего руководства.

 

KV: Кстати, разобралась ли область с проблемой свалок на которые, в том числе и в стихийном порядке, сбрасывается и мусор из Киева?

Александр Качный: Мы начали серьезную работу по наведению порядка в сфере экологии. В этом контексте относительно 5-го и других полигонов ведется серьезная работа. Сейчас там продолжается установка весовых, в режиме он-лайн передающих подробную информацию о контейнерах, их весе, номере автомобиля и т.д. Все грузовики, которые заезжают на территорию, теперь обязаны иметь специальный чип, который показывает их маршрут движения, чтобы водители не выбрасывали мусор в лесопосадки. Работа по данным направлениям ведется в рамках специальной программы, принятой областным советом, четко определены ее участники и сроки. Думаю, до конца сентября все весовые будут установлены, и все мусоровозы будут работать четко по указанным маршрутам.

 

KV: В каком объеме и из какого бюджета финансируется проект?

Александр Качный: Это областной бюджет – Фонд охраны окружающей среды. В среднем, постепенно вкладывая в течение трех лет, на данный проект потрачено уже около 9 млн. грн.

 

KV: Как проходит согласование позиций в областном совете, область ведь часто критикуют за принятие не всегда корректных решений в том числе и по финансам?

Александр Качный: Вы сейчас коснулись того, что уже прописано в отечественном законодательстве. Если бы всегда придерживались правильной процедуры утверждения того или иного документа: рассматривали на комиссии, потом президии, потом заседаниях фракций, каждый депутат получил бы возможность принять участие в обсуждении проекта решения, что заметно повышало бы эффективность от его принятия. Сейчас же в связи с обновлением нашей оппозиции практически на половину и приходом новых людей такой подход несколько осложняется. Как известно, пять депутатов от “Свободы” стали народными депутатами, поменялась часть депутатов от “Удара”, фракция “Фронт змін” вошла в состав “Батькивщины”.

Что хочется отметить позитивного при всем этом – от “Удара” и “Фронта змін”/”Батькивщины” в облсовете работает достаточно профессиональных юристов и людей, профессиональный опыт и человеческие качества которых могут быть полезными для разработки тех или иных программных документов. Я благодарен руководителям оппозиционных фракций за то, что они не занимают агрессивную позицию по тем или иным вопросам. Каждый из них участвует в рабочем процессе, но это не значит, что в политических вопросах оппозиция во всем с нами согласна. Политические заявления у нас звучат на каждой сессии, и мы предоставляем оппозиционным фракциям возможность давать оценку тем или иным политическим событиям. Главное никого не оскорблять и не вершить суд, поскольку мы не судьи, а политики, которые только могут акцентировать внимание людей на том или другом вопросе.

 

В этом плане у нас есть взаимопонимание, идет работа, и все участвуют в налаженном процессе. Конечно, есть горячие обсуждения, есть несогласия с определенными решениями, но никто никого не ломает через колено, “потому что нас больше, а их меньше”. Как бы там ни было, мы все равно приходим к какому-то консенсусу. Мы регламентом закрепили за оппозицией комиссии по вопросам свободы слова, молодежи и спорта, законности и правопорядка. Это те комиссии, которые имеют достаточно серьезное значение для социально-культурного развития Киевской области.

 

KV: В мае прошли довыборы в Киевский областной совет, победила Партия регионов, которая снова сделала ставку на глав администраций, в качестве кандидатов. А если проанализировать список фракции в целом, то там очень много чиновников и руководителей разного уровня. Не кажется ли вам, что это возврат к тому облсовету, который был при Анатолии Засухе и почему чиновники – кадровый голод?

Александр Качный: Вокруг выборов мэра Василькова и довыборов в Киевский облсовет было создано большое политическое напряжение. Область столичная, руководство многих политических сил находится по соседству в городе Киеве и, конечно, проведение выборов в столичной области стало чем-то вроде лакмусовой бумажки. Поскольку по итогам трех лет работы главы администраций в Василькове, Вышгороде и Фастове показали результативную работу по управлению крупными административными центрами, нами было принято решение выдвигать их кандидатуры. В итоге, в ходе выборов они в три раза превысили рейтинги оппозиции на местах. Но, были сильные кандидаты от оппозиции, например в Василькове, в Фастовском и Вышгородском районах.

 

То есть, мы абсолютно демонстративно провели эту кампанию и показали, что сегодня люди, которые проживают там и голосовали за “помаранчевых”, убедились, что результаты работы чиновников от ПР на местах оказываются вне какой-либо конкуренции. Нами на Киевщине за три года было сделано больше, чем до этого за 10 лет, и это статистика по всем направлениям: закупка школьных автобусов, строительство детских садиков, школ, стадионов, учреждений социальной и культурной сферы, ремонт клубов и закупка для них аудио аппаратуры. Я уже не говорю о колоссальной спонсорской работе, к которой был привлечен весь социально активный бизнес. Мы постарались показать, что нужно обращать внимание на то, что происходит вокруг тебя. Например, если ты занимаешься карьером, добываешь щебень, то должен понимать, что обязан и ремонтировать дороги, по которым ездишь.

 

KV: Но, все-таки, депутат областного совета, который работает на общественных началах и не получает зарплату, должен быть эффективным. Он должен нарабатывать какие-то поправки, участвовать в разработке решений. А в данном случае получается, что человек загружен руководством районом – у него уходит на это очень много энергии. Может ли он быть эффективным депутатом в таком случае?

Александр Качный: Он может быть более эффективным депутатом в отличие от того, кто занимается депутатской деятельностью на общественных началах, но работает не в области. К примеру, руководитель типографии в Киеве. Люди, которые являются главами районов и начальниками управлений и выбираются в областной совет, как никто другой владеют проблематикой той территории, на которой работают. Ну, кто знает проблемы района лучше, чем их руководители?

 

Если, например, человек проживает в селе, он прекрасно знает его проблемы, а в частности все, что касается той улицы, на которой он живет. А человек, который руководит районом, в котором 25-30 сел и с утра до вечера занимается только проблематикой этих территорий, ему обязательно нужен доступ к тем возможностям, которые есть у представителей депутатского корпуса в облсовете. К примеру, на бюджетной комиссии доказать, что ему именно в эту школу нужны деньги на ремонт крыши или в обязательном порядке сегодня отремонтировать эту дорогу, потому что там проживает десяток ветеранов и т.д. То есть только эти люди, зная проблематику, смогут эффективно отстаивать интересы жителей районов в комиссиях облсовета на общественных началах.

 

KV: При этом, все оппозиционеры продолжают вас критиковать по поводу административного ресурса. Не пугает?

Александр Качный: Нас начало бы пугать, если бы оппозиция нас не критиковала. С учетом того, что идет здоровая нормальная критика, это нормальный процесс.

 

KV: То есть, в области процессы здоровые – насколько я понимаю, сессии облсовета проходят спокойно и никто не дерется как в парламенте?

Александр Качный: Здоровые люди.

 

KV: В Верховной Раде нездоровые, получается?

Александр Качный: Ну, там обстановка. Туда здоровый человек заходит и становится нездоровым. Это трудно, купол ведь, он влияет, довлеет. На нас (украинцев) купола вообще влияют сильно.

 

KV: Киевский облсовет и Киевская областная администрация не всегда находили общий язык: были драки, даже подписывались меморандумы о сотрудничестве. Насколько я понимаю сейчас проблем никаких нет. Или спорите с администрацией?

Александр Качный: У нас впервые за годы независимости Украины в Киевской области создано устойчивое большинство двух третей. И две третьи, это члены Партии регионов – из 140 депутатов 109 – фракция ПР. В таком случае легко работается при принятии решений, но велика ответственность. Конечно, мы понимаем, что ответственность большая, но результат налицо. Мы всегда были во второй половине рейтинговых сеток, начиная с 2004 года, а в течение последних двух лет мы на первом месте. Занять первое место без областного центра, это очень сложно. У нас нет областного центра, а поэтому нет такого финансового узла, который “подпитывает” весь регион.

 

KV: Этот вопрос, кстати, сейчас решается? Называли Белую Церковь и Вышгород в качестве основных претендентов на звание областного центра?

Александр Качный: Мы можем назвать любой город или поселок области своим центром, но это не решит вопрос. Есть логистика, есть понимание того, где находятся все службы и т.п. Например, люди, которые живут на левом берегу должны приехать в Киев и сесть на маршрутку для того, чтобы попасть в Ирпень, если бы он стал областным центром. В этом контексте хочется заметить, что мне всегда задают вопрос: “Почему областной совет находится в Киеве?” Понятное дело, что если бы это был белоцерковский областной совет, было бы неправильно, если бы он находился в Киеве. Поэтому Киевский облсовет находится и будет находиться в Киеве. Так что, все логично.

 

kacnyi_color_2

Александр Качный: “У нас не может быть притязаний к Киеву, поскольку есть утвержденные границы, которые традиционно у нас установлены”

 

Другой вопрос – почему Киев отдельно, а область отдельно. Об этом нужно думать. Есть концепция, которую я поддерживаю, заключающаяся в том, что должна быть единая территориальная единица – Киев и Киевская область с единым губернатором. Как и в остальных областных центрах должен быть городской совет, областной совет и один губернатор. Тогда можно спокойно решать программные вопросы.

 

KV: Но, тогда нужно отменять закон “О столице”?

Александр Качный: Все, что потом нужно отменить, это второй вопрос. Мы говорим не о законодательной или теоретической части, а о концептуальном видении. Если говорить о развитии города, нужно сделать так, чтобы не делились никогда интересы одних и других, потому что они по сути неразделимы. В Киеве живет 4 миллиона жителей, и они выезжают в спальные районы уже не на Троещину, а в Киево-Святошинский, Вышгородский, Броварской, Обуховский район.

 

KV: Не оценивали, кстати, ежедневную маятниковую миграцию из Киева в область и обратно?

Александр Качный: Около 600 тысяч человек движется из Киева на дачи каждые выходные в область дополнительно к тому потоку людей, которые ежедневно перемещаются по маршруту Киев – Киевская область на работу – домой.

 

KV: Сейчас достаточно много земельных конфликтов как раз в пристоличной зоне: Ирпенский регион, Обуховщина. Есть много решений, которые оспариваются общинами, прокуратурой. Как областной совет может помешать тому, чтобы какой-то местный чиновник или депутат, решивший заработать денег, шел на утверждение заведомо спорных решений?

Александр Качный: Законодательно мы никак не можем повлиять на подобную ситуацию. Есть политическая ответственность. В течение последних 3 лет мы очень серьезно занимались дисциплиной во фракциях ПР городских и районных советов. В принципе, кричащих случаев увольнения за дискредитацию имиджа партии посредством лоббирования личных интересов через местные советы не было, разве что имели место отдельные случаи, к примеру, роспуск совета в поселке Софиевская Борщаговка. В разрешение этого вопроса даже пришлось вмешаться губернатору – тогда мы полностью переизбрали сельский совет, потому что депутаты принимали незаконные решения и начался конфликт между сельрадой и громадой. Пришлось достаточно серьезно подойти к решению ситуации – распускать сельсовет через Верховную Раду.

 

В Ирпене земельными делами очень серьезно занимается прокуратура, и на этой сессии  прокурор информировал о тех уголовных делах, которые ведутся. Думаю, что там силовые структуры дадут понять депутатскому корпусу, что нужно работать в рамках законодательства.

 

KV: Во фракции ПР значительная часть депутатов, которые при каденции 2006 года заходила в облсовет от БЮТа, “Нашей Украины”. Сейчас они во фракции ПР. Как их убеждали перейти?

Александр Качный: Чем ниже уровень подчинения совета, тем меньше имеет вес понятие политической заангажированности. В областном совете прошлой каденции во фракции “Батькивщина” были достаточно грамотные, сильные, давно работающие в области люди. Когда ПР взялась за выборы президента в Киевской области нам безусловно были нужны авторитетные люди, которые могут благодаря своему личному авторитету и жизненному опыту за собой повести и убедить людей голосовать за своего кандидата. Вовлекли в работу депутатов фракции БЮТ в большей части уже после выборов президента. Они откликнулись и сделали осознанный выбор, пусть и рисковали попасть в опалу. Сейчас они не жалеют, потому что работают в достаточно мощном, сплоченном коллективе.

 

Почему так произошло? В работе этой фракции, пусть и самой многочисленной, было очень много сложностей. Можно сказать, что в облсовете прошлой каденции фракция “Батькивщина” не работала самостоятельно. Ею всегда руководили извне, что приводило к внутренним конфликтам и ограничению полномочий авторитетных депутатов, которые не могли самостоятельно принимать никаких решений. Это привело к расколу внутри партии, внутри фракции и другим последствиям, о которых мы говорили.

 

KV: Вас, губернатора и целый ряд чиновников называют людьми Юрия Бойко. Насколько это обоснованная информация, и какова на самом деле роль Бойко в Киевской области?

Александр Качный: Всегда и во все времена ценились люди, которые могут максимально эффективно решать задачи в самые ответственные и сложные моменты. Одним из таких людей в ПР является Юрий Анатолиевич Бойко. Руководство ПР поручило ему принять и возглавить киевскую областную партийную организацию, укрепить ее, усилить и подготовить к выборам президента Украины 2010.  Что и было успешно сделано. Юрий Бойко, как ледокол вошел в “помаранчевый” материк и сделал совершенно другие результаты выборов. В начале президентских, потом выборов в местные советы.

 

После того, как практически во всех городах и районах было создано большинство ПР, он со спокойной душой отдал руководство областной организацией ПР Анатолию Присяжнюку. Анатолий Иосифович, как видите, достойно руководит партийной организацией, и уже под его руководством мы провели довыборы в местные советы, провели выборы в Верховный совет, все происходит без конфликтов, и мы достигаем нормальных результатов.

 

Мы с Юрием Анатолиевичем познакомились, когда он принял партийную организацию в 2008 году. С Анатолием Иосифовичем они были знакомы раньше. Хочу заметить, что люди, которые работают в госструктурах долго всегда где-то и как-то пересекаются, при этом подход, при котором их называют “людьми того или другого руководителя” в нашем политикуме не применим. Сегодня все знают, что люди, которые работают в ПР, это люди президента. И потому президент поставил нам Юрия Анатолиевича в область – мы работаем с ним, сегодня назначил Присяжнюка – сотрудничаем с ним, а завтра президент поставит кого-то другого, будем работать с ним. Мы будем все работать с тем человеком, которого поставит нам наш президент.

 

Мне кажется это самый ключевой момент и в партийной, и во властной вертикали. Сегодня никто не скажет: “Я выполнять приказ не буду, потому что я человек Иванова или Сидорова, а от него команды не было”. Так было в “помаранчевое” время по всем направлениям работы и в “Нашей Украине” и в БЮТ: я по квоте Васи, а ты по квоте Пети, потому извините, с вами не работаю.

 

KV: Васи Хмельницкого и Пети Порошенко?

Александр Качный: Это ваша версия, я же условно говорю. Потому не надо искать каких-то привязок, цепей и т.д. Хочу подчеркнуть, уже сколько не работает Юрий Бойко руководителем областной партийной организации, уважение Киевской области к нему по прежнему очень высокое. Среди уважаемых людей области (элиты) он является высочайшим авторитетом. В глазах депутатов областного совета он является достойнейшим человеком, показавшим свою жизненную позицию. В то время героев направо и налево не давали – именно усилиями Юрия Анатолиевича был практически спасен из глубокой ямы энергетический комплекс в 2002 – 2004гг. Колоссальную организационную работу он провел и в Киевской области. Фактически здесь он был кризис менеджером, и если сейчас нужно будет поднять еще какую-то кризисную область, я уверен, он поднимет любую.

 

Игорь Дармостук

Поділитися
Поділитися
Поділитися
Рекомендуємо до перегляду
Справи насущні: скільки та на що у листопаді 2024-го витрачала Баришівка
Справи насущні: скільки та на що у листопаді 2024-го витрачала Баришівка
09:00 В листопаді бюджетні замовники селища Баришівка на Броварщині уклали договорів на кругленьку суму – понад 26 млн гривень. Найбільше грошей спрямували на облаштування…
Бюджет Києва-2025: на що чиновники планують витратити 90 млрд гривень
Бюджет Києва-2025: на що чиновники планують витратити 90 млрд гривень
09:00 Столична влада ухвалила бюджет Києва на 2025 рік та внесла зміни до Програми економічного та соціального розвитку (ПЕСР) в частині видатків на наступний…
Що отримали кияни за понад тридцять років будівництва Подільського мостового переходу
Що отримали кияни за понад тридцять років будівництва Подільського мостового переходу
09:00 Перший день зими в столиці ознаменувався запуском руху легкових авто одним з найвідоміших довгобудів столиці – Подільським мостовим переходом, який зʼєднав Поділ та…
Banner
QlU7mDx4