Александр Кондрашов: “Демократия без местного самоуправления невозможна”

Александр Кондрашов: “Демократия без местного самоуправления невозможна”

В Украине стартовал процесс подготовки конституционных преобразований. По идее они должны кардинально изменить форму государственного устройства. Органы местного самоуправления ждут от реформы расширения реальных властных полномочий, четких принципов распределения финансовых потоков в пользу территориальных общин, самостоятельности в принятии решений относительно развития экономической, социальной, инфраструктурной сфер жизнедеятельности. Какой должна быть идеальная модель децентрализации? Насколько самодостаточны, перспективны, приемлемы для органов местного самоуправления, предлагаемые центральной властью механизмы взаимоотношений с регионами?

Cвоим мнением по этому поводу поделился доктор наук по вопросам государственного управления, профессор кафедры Академии муниципального управления Александр Кондрашов.

– Президент Украины поставил перед Конституционной комиссией ряд задач. В частности, если говорить о децентрализации власти, Петр Порошенко считает, что в результате реформы органы местного самоуправления должны получить большие полномочия, которые обеспечат финансово-хозяйственную  независимость территорий. Вместе с тем, за официальным Киевом останутся вопросы внешней политики, национальной безопасности и обороны государства. Как Вы считаете, какие именно полномочия должны получить местные власти для обеспечения реальной финансово-экономической независимости местных общин?

– Я бы перефразировал ваш вопрос. Так как итог Конституционной реформы относительно децентрализации  будет целиком зависеть от того, что под понятием “независимости органов местного самоуправления” подразумевает центральная власть страны. Если изменения в Конституцию ограничатся исключительно инициативами правительства – отдать регионам право собирать и распоряжаться новыми налогами, в частности – на недвижимость, без изменения действующей жестко подчиненной Киеву административной модели управления во всех сферах жизнедеятельности – ни о какой независимости регионов речи быть не может. Местные власти не смогут собрать эти налоги по банальной причине отсутствия у населения денег, а вместе с тем центр продолжит вытягивать из местных бюджетов львиную долю заработанных средств, лишая региональную власть как финансовой, так и административной свободы для развития сел, городов, районов, областей.

Если под “независимостью” Президент имеет в виду реализацию принципов Европейской хартии местного самоуправления, а именно – внедрение принципа правовой, организационной, административной и финансовой автономии местных общин, тогда в Украине действительно появляется шанс. Шанс получить не только эффективную, перспективную модель территориально-экономического развития, но и стать на путь построения подлинной демократии в стране, в соответствии с европейскими стандартами. Ведь именно эти стандарты, как я утверждаю в монографии “Пути формирования и развития самодостаточных субъектов муниципального движения: европейские измерения и ориентиры”, основываются на том, что демократия как способ осуществления политической власти реализуется, в частности, через систему местного самоуправления. А демократичность политического режима в большинстве своем определяется широтой и глубиной предоставленных местным органам самоуправления властных и финансовых полномочий. Именно по таким стандартам сегодня живут и развиваются все страны Европы.

– Вы действительно считаете, что уровень развития демократии напрямую зависит от уровня развития местного самоуправления?

– Безусловно! Например, в тех странах, которые мы привыкли называть “развитыми западными демократиями” на протяжении многих лет сформировались собственные модели местного самоуправления. Скажем, модель самоуправления Великобритании отличается от французской системы. Даже численность общин самоуправления у них разная. Во Франции – 1,6 тысяч человек, а в Великобритании – 110 тысяч. При этом, все страны объединяет одно: политику институтов западной демократии во многом формирует практика местного самоуправления. Государственные институты власти не могут обходиться без них. Судите сами, более двух третей всех государственных функций в Дании выполняются на коммунальном уровне. При этом три четверти всех административных работников служат именно там.

– Имеет ли Украина исторические предпосылки для построения эффективной модели местного самоуправления?

– Я очень детально исследовал эту тему. И, пожалуй, не открою какой-либо тайны, если скажу о том, что первые ростки становления местного самоуправления в Украине появились еще в XIII веке и связаны с Магдебургским правом. Его суть заключалась в автономии городского населения от юрисдикции правительственных администраций, земель и княжеств. Жители территорий создавали свои общины, избирали бургомистров (мэров), судей, ратманов (депутатов местных советов) и так далее. И первым такое право на территории Украины получил в 1374 году Каменец Подол. Далее аналогичные права приобрели другие города, в том числе и Киев.

Стоит  заметить, что Магдебурское право стало мощным инструментом влияния на организацию юридического и судебного устройства Запорожской Сечи. К сожалению, начиная с XIX века, система местного самоуправления в Украине была нивелирована или даже уничтожена.

Именно потому я и говорю о важности сегодняшнего конституционного процесса. Так как именно в наши дни Украина получила шанс возродить на новом качественном уровне систему местного независимого управления.

– В чем же конкретно должна заключаться эта система?

– Самое интересное заключается в том, что наши политики сегодня публично морщат лбы, пытаясь “изобрести велосипед” для поднятия собственных предвыборных рейтингов. На самом же деле, повторюсь, что все основные базисы внедрения и развития местного самоуправления прописаны в Европейской хартии. Этот документ гласит о том, что полномочия местных общин должны быть полными и исключительными, и не принадлежать одновременно другим органам власти. В рамках своих полномочий орган местного самоуправления должен иметь полную свободу действий для реализации собственных инициатив по любым вопросам жизнедеятельности территорий. Украина должна положить конец, в том числе, практике назначения губернаторов центральной властью. Они должны избираться наряду с мэрами. Губернаторы не должны по указке с верху вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность органов самоуправления – ветировать или навязывать местным советам те или иные решения, контролировать и распределять финансовые потоки. Помимо всего, в идеале, Украина должна прийти к созданию двухпалатного парламента, в котором палата региональных представителей получит исключительное право утверждения либо ветирования законодательных инициатив палаты представителей политических сил.

– Сегодня бытует множество прогнозов относительно оптимальных сроков завершения Конституционной реформы. В виду на происходящие в стране более чем бурные политические процессы, какой реальный дед-лайн предвидите Вы?

Александр Кондрашов: “Демократия без местного самоуправления невозможна”– Дед-лайн могут устанавливать те, кто руководит процессом. Я лишь могу сказать о том, что если бы соответствующие изменения были внесены в Конституцию сразу после Революции достоинства, сегодня мы бы не наблюдали за более чем бурными политическими процессами. Уверен и в том, что был бы урегулирован мирным путем и конфликт на Донбассе. Впрочем, лучше поздно, чем никогда. И я могу только приветствовать начало конституционного процесса децентрализации. Надеюсь также, что этот процесс придет к своему логическому завершению.

Сроки? О них говорить сложно. Однако если исходить из логики, я вполне разделяю точку зрения определенных политиков, которые утверждают, что новая Конституция должна вступить в силу до момента проведения местных выборов осенью 2015 года. Ведь если центральная власть действительно намерена передать широкие полномочия на места, то и депутатов мы должны выбирать по иным критериям. Проще говоря, грядущие выборы должны предоставить шанс реальным лидерам общественного мнения баллотироваться в депутаты местных советов и брать в свои руки ответственность за судьбу своих территорий. А для этого мы должны внести соответствующие изменения в закон о выборах депутатов местных советов, городских, сельских и поселковых голов, выработать прозрачную, понятную людям избирательную модель.

К сожалению, предлагаемая действующей властью система открытых партийных списков не отвечает запросам людей. Так как власть либо скрывает, либо сама пока не знает, какой именно из нескольких десятков существующих в мире вариантов избирательной системы по открытым спискам будет предложен украинцам осенью текущего года.

– Как вы можете прокомментировать мнение спикера Верховной рады Украины Владимира Гройсмана о том, что Украине стоит отказаться от тех положений Конституции, за которые государство по тем или иным причинам не может нести ответственности?

– Знаете, сегодня звучит множество мнений. В том числе – неконструктивных, недальновидных. Я понимаю логику некоторых политиков – если проблему трудно решить ее надо узаконить. Но разве от этого людям станет легче? Разве экономика пойдет в рост? Следуя подобной логике, завтра нам будут предлагать лечить головную боль методом гильотины. И зачем, в таком случае, нам вообще нужна Конституция? Проблем-то ведь у нас прибавляется с каждым днем все больше и больше! И в конце концов, от Основного закона могут остаться только титульные страницы. Ну а сели говорить серьезно, государство должно нести полную ответственность за свои действия, защиту гражданских прав и свобод, соблюдение Конституции. Без этого государственность невозможна.

Справка KV: Кондрашов Александр Николаевич. Автор 3 научных монографий (“Промышленность в национальной инновационной системе Украины” (2005 г.), “Промышленная политика в Украине: теория, методология, практика управления” (2008 г.), “Пути формирования и развития самодостаточных субъектов муниципального движения: европейские измерения и ориентиры” (2013 г.) Член специализированного ученого совета, доцент кафедры государственного управления и местного самоуправления Академии муниципального управления, кандидат экономических наук, доктор наук по государственному управлению, заслуженный экономист Украины. Родился 12 августа 1974 года. Женат. Отец троих детей.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Facebook 

КиевVласть

Поділитися
Поділитися
Поділитися
Рекомендуємо до перегляду
Свистунову дозволили терміново освоїти 141 млн гривень на темі Генплану Києва
Свистунову дозволили терміново освоїти 141 млн гривень на темі Генплану Києва
09:00 Київрада внесла зміни до програми реалізації містобудівної політики на 2024-2025 роки, збільшивши її фінансування більше ніж удвічі – з 66,5 до 172 млн…
Війна та релокація: як фермери знаходять прихисток на Київщині та відновлюють агробізнес
Війна та релокація: як фермери знаходять прихисток на Київщині та відновлюють агробізнес
12:00 Військові дії у багатьох регіонах країни змусили фермерів шукати більш безпечні місця для ведення бізнесу. Аграрні підприємства, що релокуються, стають прикладом адаптації в…
“Маневр на 3 млрд”: Київрада погодила збільшення статутного капіталу “Спецжитлофонду”
“Маневр на 3 млрд”: Київрада погодила збільшення статутного капіталу “Спецжитлофонду”
09:00 Столична міськрада вирішила поповнити статутний капітал КП “Спецжитлофонд” на 3 млрд гривень за рахунок бюджету Києва. Ці гроші мають піти на формування т.зв.…
Banner
QlU7mDx4