Двадцатого июня 2015 года Политическая партия местного самоуправления избрала руководителя Совета. Им стал доктор наук по вопросам государственного управления, профессор кафедры Академии муниципального управления Александр Кондрашов. О том, какие программные принципы будет отстаивать партия в ходе грядущих выборов в местные органы власти, и какая модель административно-государственного устройства заложена в партийной идеологии Александр Кондрашов рассказал в интервью КиевВласти.
– Александр Николаевич, Вы известны как ученый, автор научных монографий на тему местного самоуправления. Имеете многолетний практический опыт руководящей работы в Государственной фискальной службе Украины. Почему Вы решили идти в политику, и чем оказалась близка Партия местного самоуправления?
– Я всегда был последовательным сторонником построения в Украине цивилизованной, европейской модели демократии, которая позволила бы вывести нашу страну в разряд экономически развитого, социально ориентированного, правового государства, интегрированного в мировую систему общечеловеческих ценностей на условиях равноправного партнерства. И всегда был убежден в том, что фундамент такого государства должны заложить экономически сильные регионы, независимые от тотального диктата центральной власти органы местного самоуправления.
На протяжении многих лет мною детально изучены различные модели административно-государственного устройства, принципы взаимоотношений органов местного самоуправления с центральной властью ведущих европейских государств. Итоги своих научных исследований детально описал в монографии “Пути формирования и развития самодостаточных субъектов муниципального движения: европейские измерения и ориентиры” (2013 год). Главный вывод заключается в том, что практически во всех развитых странах принцип демократии, как способ осуществления политической власти, реализуется исключительно через систему местного самоуправления.
К сожалению, на данном этапе украинцев опять вводят в заблуждение. И вместо задекларированной децентрализации власти и финансовых преференций в пользу региональных общин, центральная власть пытается навязать жесткую тоталитарную систему.
Ознакомившись с предварительными наработками Конституционной комиссии относительно подготовки изменений в Основной закон, я пришел к выводу о том, что без появления в большой политике мощной команды специалистов, имеющих опыт работы на местах и абсолютно иной менталитет в понимании таких слов, как “государственник” и “государственность”, Украину ожидают еще более страшные испытания.
На мой взгляд, все без исключения, действующие во власти политические силы, себя полностью дискредитировали в деле развития территориальных общин. Стране нужна перезагрузка – как политическая, так, повторюсь, и ментальная. В этой связи, мне оказались очень близки программные цели и идеологические принципы достаточно молодой, но уже обратившей на себя внимание в многочисленных регионах Украины Партии местного самоуправления.
После проведенных консультаций, я принял приглашение возглавить Совет партии этой политической силы.
– Какие именно задачи преследует Партия местного самоуправления и, что будет предлагать избирателям в ходе предстоящих выборов?
– Начну с того, что Партия местного самоуправления не является политической силой лидерского типа. И это очень важно! Люди устали от невыполненных обещаний партийных кумиров. Более того, некоторым персоналиям, которые купили места в партийных списках, эти обещания не только неизвестны, но и чужды. К тому же, какую децентрализацию способна провести партия, структура которой предусматривает жесткий диктат в отношении деятельности местных ячеек со стороны Центрального аппарата и партийного лидера? Тут уж, – “Как вы яхту назовете…”
Партия местного самоуправления – единственная в Украине политическая сила, которая объединяет специалистов-единомышленников на условиях равноправия. Эти люди имеют большой практический опыт работы в государственных и местных органах власти, сферах налогообложения и финансов, медицине, образовании, транспортной инфраструктуре, жилищно-коммунальном хозяйстве, социальной среде и так далее. Каждого из них знают люди. И каждый из них знает, какие актуальные проблемы необходимо решать на местах в первую очередь. В этом плане Центральный аппарат партии предоставляет региональным ячейкам полную свободу действий. Никакого стандартного подхода к решению проблем регионов. Единственное правило – консолидированная работа на достижение и реализацию общих идеологических задач. А именно – построение такой государственно-административной системы, при которой главенствующую функцию будет осуществлять местное самоуправление.
Всех нас объединяет стремление провести эффективную и жизнеспособную реформу децентрализации, сделать регионы сильными и самодостаточными. Под этим мы понимаем несколько принципиальных вещей: закрепление в Конституции статуса органов местного самоуправления, как основы формирования государственной политики; создание двухпалатного парламента с наделением палаты региональных представителей правом ветирования законов, принимаемых палатой партийных представителей; ликвидацию института областных, районных и городских государственных администраций; создание исполкомов местных советов и наделение их самыми широкими полномочиями для самостоятельной административно-хозяйственной и финансовой деятельности.
Мы говорим о том, что центральная власть не должна влиять через губернаторов на формирование местных бюджетов, а уж тем более – распоряжаться финансами. В местных бюджетах должны оставаться половина налога на прибыль предприятий, в полном объеме поступления от налогообложения физических лиц и все местные налоги и сборы. Мы говорим о праве местных общин тратить заработанные деньги на первостепенные нужды, а не дожидаться подачек из Киева. Только тогда регионы получат мощный толчок к развитию. Только тогда на местах начнет образовываться благоприятный инвестиционный климат. Только тогда люди начнут чувствовать себя социально-защищенными.
– Вы говорите о том, что подобная система распределения налоговых поступлений действует на территории развитых стран Европы?
– Именно! Но почему-то, наши политики, не хотят перенимать европейский опыт, хотя и декларируют свою приверженность европейским ценностям. Нет, они, конечно же, пользуются полным спектром этих ценностей, когда покупают в Европе дома, перевозят туда свои семьи, учат своих детей. Но, когда только возвращаются в Украину, сразу о них забывают. Почему? Вопрос риторический. А вот мои дети, как и большинства граждан, учатся в Украине. И каждый из нас хочет, чтобы они жили в своей стране не хуже, чем дети политиков живут в Европе.
Именно по этой причине я и говорю о необходимости реальной, а не мнимой децентрализации. И в этом деле не стоит изобретать “велосипед”. Достаточно взять на вооружение европейский опыт, и перестать лукавить о невозможности адаптации этого опыта в Украине.
Возьмите Великобританию, Францию, Данию. Более двух третей всех государственных функций в этих странах выполняются на коммунальном уровне. При этом три четверти всех административных работников служат именно там.
Еще один пример – самый богатый город Германии Мюнхен. Так вот, город отдает федерации ровно 50% налога на прибыль. В городском бюджете в полном объеме остаются поступления от налога на землю, местные налоги и сборы. В Украине же регионам остается лишь 10% от заработанной прибыли предприятий. Скажите на милость, о каком развитии экономики регионов может идти речь?
– Почему Вы не согласны с той моделью децентрализации, над которой сегодня работает Конституционная комиссия?
– Потому, что изучил попавший в прессу проект конституционных изменений. Документ свидетельствует о том, что под вывеской децентрализации и предоставления регионам финансовой и административной независимости, власть готовит кардинально противоположный сценарий. А именно – невиданную в истории независимости страны модель жесткой тотальной диктатуры, при которой органы местного самоуправления лишатся и тех полномочий, которые имеют сегодня. Если проект подобной “децентрализации” будет реализован, де-факто местное самоуправление исчезнет.
Вот лишь несколько фрагментов. Ликвидируя областные государственные администрации, “реформаторы” предлагают образовать институт государственных управляющих (на украинском – урядників), которые будут назначаться и увольняться исключительно Президентом.
Чем же будут заниматься госуправляющие? Читаем проект изменений в статью 119 Конституции, – “Осуществляет надзор за соответствием актов местного самоуправления Конституции и законам Украины”; “Координирует деятельность территориальных органов исполнительной власти”; “Направляет и организовывает деятельность территориальных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в условиях чрезвычайного или военного положения”.
При этом проект “децентрализации” предусматривает право Президента на досрочный роспуск местных советов всех уровней (от областного до поселкового), и назначение временных государственных управляющих. Обратите внимание, решение о роспуске местных советов Президент принимает по представлению государственного управляющего, после чего исполнительные органы распускаемого совета переходят под полное управление временного госуправляющего. Смысл в следующем – посаженный на область “центральный государственный управляющий” становится, по сути, наместником – первой и последней инстанцией принятия любых решений в регионах. Однако, пиком “реформаторской” мысли “об усилении полномочий местных общин” является предложение исключить из Конституции пункт о подотчетности президентских ставленников местным советам. В случае если депутаты ни дай бог решат поиграть в демократию, совет распускается. И вот уже в том или ином поселке, селе, городе, районе появляется свои госуправляющие, которые, в том числе, ответственны за организацию и проведение досрочных выборов в местный совет. Кто будет в числе победителей – вопрос риторический.
Наконец, в проекте конституционных изменений нет ни слова конкретики о перераспределении доходов государственного бюджета в пользу регионов. Таким образом, Украина рискует получить жесткую тоталитарную модель государственного управления с установлением монополярной политической системы. Вот вам и “децентрализация”!
– На какой результат Вы рассчитываете в ходе осенних выборов? Можете озвучить Ваш личный прогноз?
– Под понятием “результат” я рассматриваю не сухие цифры и проценты. Партия молодая. В ходе этой избирательной кампании мы сделаем все, чтобы люди поняли – именно несостоятельные политические кумиры довели страну до полной разрухи и тотального обнищания украинцев. Очередной приход к власти дискредитировавших себя политиков лишь усугубит ситуацию. Улучшить жизнь способны лишь те лидеры общественного мнения, которые живут рядом с людьми и работают во благо своего села, поселка, города, района, области.
Меня обнадеживает то, что интерес к Партии местного самоуправления уже оказался достаточно высоким, о чем, в частности свидетельствуют последние опросы общественного мнения на КиевВласть. Ну, а какой результат будет в итоге, покажут только выборы.
Справка KV:
Кондрашов Александр Николаевич
Автор 3 научных монографий (“Промышленность в национальной инновационной системе Украины” (2005 г.), “Промышленная политика в Украине: теория, методология, практика управления” (2008 г.), “Пути формирования и развития самодостаточных субъектов муниципального движения: европейские измерения и ориентиры” (2013 г.) Член специализированного ученого совета, профессор кафедры государственного управления и местного самоуправления Академии муниципального управления, кандидат экономических наук, доктор наук по государственному управлению, заслуженный экономист Украины. Родился 12 августа 1974 года. До недавнего времени работал в системе Государственной фискальной службы Украины. Женат. Отец троих детей.
Беседовала Оксана Мельник